Влюбленный в море интересные факты об Иване Айвазовском
Влюбленный в море интересные факты об Иване Айвазовском

Влюбленный в море интересные факты об Иване Айвазовском

Влюбленный в море: интересные факты об Иване Айвазовском

Памятник Ивану Айвазовскому

Памятник Ивану Айвазовскому

Феодосия

В честь памятной даты Туристический портал Крыма вспомнил самые интересные факты, связанные с этим уникальным человеком.

«Вилла Маэстро», завещанная родному городу

Знаменитая Феодосийская картинная галерея имени Айвазовского изначально была домом, который Иван Константинович построил для себя и своей семьи по образу и подобию итальянских вилл эпохи Ренессанса. Горожане называли особняк художника «виллой Маэстро». Первая экспозиция была открыта здесь в 1845 году и состояла из 49 работ. А в 1880-м Иван Константинович открыл в своём доме большой выставочный зал, выстроенный специально под картинную галерею.

Картина в стиле стрит-арт с изображением Ивана Айвазовского а аэропорту Симферополь

Памятник Ивану Айвазовскому у картинной галереи в Феодосии

Главный акционер феодосийской железной дороги

Айвазовский внёс огромный вклад в строительство железной дороги в Феодосии и продвигал в высоких чиновничьих кабинетах включение крымского города в железнодорожную сеть России. Линия железной дороги была открыта в августе 1892 года. Её протяжённость от станции Джанкой до морского порта Феодосии составила 117 километров, а строительство обошлось более чем в три миллиона рублей серебром. Сам художник стал одним из главных акционеров феодосийской железной дороги.

Человек, подаривший феодосийцам воду

Великий маринист оставил в наследство феодосийцам не только картинную галерею и железную дорогу, но и воду, в которой город испытывал большую нужду. Иван Константинович спроектировал и построил за собственные средства водовод, по которому вода в Феодосию подавалась из Субашского источника в загородном имении семьи Айвазовских (ныне село Айвазовское Кировского района).

Мероприятие, посвященное присвоению аэропорту Симферополя имени Ивана Айвазовского

Фонтан Айвазовского

Первый русский художник в Лувре

Айвазовский стал первым русским художником, чьи работы были представлены для экспозиции в парижском Лувре. В 1843 году в самом популярном художественном музее мира были выставлены три картины мариниста: «Море в тихую погоду», «Ночь на берегу Неаполитанского залива» и «Буря у берегов Абхазии». Третье полотно Иван Константинович написал непосредственно для самой выставки.

Максимилиан Волошин, 1921 год

Зал картинной галереи Айвазовского

Страсть к путешествиям и загранпаспорт на 46 страниц

Айвазовский очень любил путешествовать. Он бывал в Италии, Франции, Голландии, Великобритании, Германии и других европейских странах, а также в Египте, Турции, Америке. Заграничный паспорт художника, который хранится в Феодосийской картинной галерее, представляет собой тетрадь в 46 страниц и прилагающийся к ней лист длиной в полметра. В нём стоит 135 виз.

Памятник Пушкину

«Неаполитанский залив», проданный на аукционе за 200 млн рублей

В апреле 2012 года полотно Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» было продано на лондонском аукционе Sotheby’s за рекордные для произведений художника 3,2 миллиона фунтов стерлингов. Картина ушла к неназванному покупателю по телефону после напряжённых торгов в зале. При этом итоговая цена почти в три раза превысила первоначальную стоимость картины.

Актёры в образе Антона Чехова и его супруги у Белой дачи

«Родился смертным, но оставил о себе бессмертную память»

Художник был похоронен в Феодосии на территории церкви Святого Сергия (в армянской традиции – Сурб Саркис), построенной в 1330 году. Здесь он принял крещение, венчался со своей первой женой Юлией Гревс, здесь же его проводили в последний путь и похоронили.

В 1903 году, спустя три года после смерти Ивана Константиновича, его вторая супруга Анна Никитична воздвигла на могиле мужа памятник-саркофаг, выполненный из цельного куска белого мрамора. На нём выгравирована надпись: «Родился смертным, но оставил о себе бессмертную память». Анну Никитичну похоронили в этом же склепе, рядом с мужем, в 1944 году.

Источник



К 203-летию Айвазовского: потомки рассказывают о великом предке

29 июля родился всемирно известный художник-маринист, баталист Иван Константинович Айвазовский (Ованес Геворкович Айвазян). В честь дня рождения Ивана Константиновича потомки Айвазовского из разных стран мира записали приветствие для участников и зрителей онлайн-проекта «Дни Айвазовского», организованного МКДЦ «Дома Москвы» в Ереване совместно с Национальной галереей Армении и Феодосийской картинной галерей имени И. К. Айвазовского.

«Отсюда Айвазовский наблюдал за движением военных кораблей и выходил на палубу, делал зарисовки карандашом в своем блокноте. Вслед за ним, в начале XX века здесь бывали его внуки», – в своем приветственном слове из Кронштадта отметила к. и. н. Ирина Касацкая, потомок второй дочери Айвазовского. По ее словам, день рождения Айвазовского отмечают моряки, любители живописи, искусствоведы, ветераны военно-морского флота.

Касацкая правнучка мариниста Алексея Васильевича Ганзена. Алексей Ганзен – внук Айвазовского, который продолжил дело деда. Именно благодаря Ирине Федоровне удалось связаться с потомками художника.

На фото: правнучка И.К. Айвазовского Ольга Константиновна Арцеулова, ее сын Алексей Копалин с женой Анастасией Смоктуновской в кабинете у Народного артиста СССР Армена Джигарханяна

«Уважаемые друзья, коллектив Дома Москвы в Ереване!

В связи с проведением Недели И. К. Айвазовского, моего прадеда, позвольте выразить вам искреннюю благодарность за ту важную работу, которую вы проводите по укреплению связей между Москвой и Ереваном!!

Несмотря на то, что я родилась и живу в Москве (вот уже 80 лет) и, к сожалению, никогда не бывала в Армении, с возрастом все острее чувствую глубокие генетические связи с великим, мужественным, талантливейшим армянским народом, верным сыном и патриотом, которого был мой всемирно прославленный прадед!

Желаю всем мира, здоровья, благополучия и успехов в вашей благородной миссии» – в своем приветственном слове отметила Ольга Арцеулова․

Ольга Константиновна Арцеулова – правнучка художника по линии младшей дочери Айвазовского Жанны. Ее отец – русский летчик-новатор, испытатель, основатель планеризма и покоритель «штопора самолётов» был любимым внуком И.К. Айвазовского. Только ему, по словам Ольги Константиновны, разрешалось находиться в «святая святых» – мастерской живописца в то время, когда он писал картины. О.К.Арцеулова рассказала, с какой радостью она и члены ее семьи встретили воссоединения Крыма, Родины ее отца и прадеда, с Россией.

Читайте также:  Вербна неділя привітання смс красиві вірші

В последние годы Люси и Федерика Бастецки (потомки третьей дочери Айвазовского – Александры), вместе со своими друзьями впервые посетили Феодосию и Армению.

«Феодосия и Армения были восхитительны. Мы имели возможность приобщиться к богатой истории, познакомиться с милыми людьми. Были впечатлены великой историей, красивыми монастырями. Спасибо, что нас помните. А мы вспоминаем Вас и надеемся на скорую встречу», – отметила Люси.

Источник

С днем рождения айвазовского

В Русском музее открылась выставка к 200-летию со дня рождения Айвазовского

время публикации: 22 декабря 2016 г., 13:40 | последнее обновление: 07 декабря 2017 г., 10:54

© РИА Новости / Алексей Даничев

в четверг, 22 декабря, начала работу в Корпусе Бенуа Русского музея в Санкт-Петербурге. Она завершит серию юбилейных мероприятий, которые прошли в этом году во многих городах России, сообщает ТАСС.

На выставке представлены 54 картины художника, которые находятся в собрании Русского музея. Также в юбилейную экспозицию вошли полотна из собрания музея-заповедника «Петергоф», музея-заповедника «Царское Село», Центрального военно-морского музея и Морского кадетского корпуса, передает

. В особый раздел выставки, на которой будет представлено около 200 работ, включены мемориальные материалы и фотографии.

«Основой экспозиции станут как хорошо известные произведения, отличающиеся высоким художественным уровнем, так и мало знакомые зрителю работы Айвазовского из частных собраний, а также различный антураж, составляющий контекст деятельности Айвазовского как живописца Главного морского штаба», — отмечалось в анонсе пресс-службы музея.

По составу, дизайну и смысловым акцентам выставка будет отличаться от экспозиции, работавшей с июля по ноябрь в Третьяковской галерее в Москве, особо подчеркивали в Русском музее.

Выставка к 200-летию со дня рождения художника продлится до 20 марта 2017 года.

Иван Айвазовский — всемирно известный русский маринист, его работы находятся в музейных собраниях в России и за рубежом. В Русском музее хранится уникальная коллекция шедевров художника. Картины Айвазовского из собрания Русского музея в этом году уже участвовали в юбилейной выставке, которая проходила в Третьяковской галерее. Из Санкт-Петербурга в Москву были отправлены знаменитые полотна мастера «Девятый вал», «Волна» и другие.

По оценке организаторов, выставку Айвазовского в Москве посетили почти 600 тысяч человек. Интерес к экспозиции был так высок, что Третьяковская галерея даже

время работы выставки в некоторые дни. Выставка Ивана Айвазовского по популярности побила рекорд выставки художника Валентина Серова, которую посмотрели почти 486 тысяч человек.

Источник

Певец моря и русской славы. К 200-летию Ивана Константиновича Айвазовского

Певец моря и русской славы. К 200-летию Ивана Константиновича Айвазовского

200 лет назад, 17 (29) июля, родился великий художник Иван Константинович Айвазовский. Как это бывает у всех выдающихся деятелей искусства, в его творчестве (а это – около 6 тысяч картин) отражены разнообразные темы. Но, прежде всего, Айвазовский известен как певец моря. Как маринист, а также – баталист.

Море – это не только невероятной красоты пейзажи, радующие глаз любого, кто смотрит в бесконечную манящую даль. Это – еще и один из важнейших источников воинской славы России, арена многочисленных сражений и великих побед русского флота.

На полотнах Ивана Константиновича – море во всех его проявлениях: то спокойное, то грозное, штормовое; то дневное, то загадочное ночное; то мирное, то охваченное пламенем ожесточенной битвы. Армянин по происхождению, Айвазовский, стал художником мирового значения, прославившим не только красоту российских берегов, но и доблесть русского народа; запечатлевшим героические страницы истории России.

Родился будущий живописец в Феодосии, в семье армянского купца Геворка (Константина) Айвазяна, который писал свою фамилию на польский манер: Гайвазовский. При рождении мальчик получил имя Ованес (однако стал известен всему миру именно под русским именем: Иван Константинович Айвазовский: художник считал себя неразрывно связанным именно с русской культурой).

Талант Айвазовского начал проявляться с малых лет. Мальчик был сильно впечатлен восстанием народа Греции (1821-1829 гг.): на глаза Ованесу попались изображения этого восстания, и он не только внимательно рассматривал их, но и перерисовывал. Кроме того, он увлекался игрой на скрипке.

Надо сказать, что отец Ованеса (Ивана), несмотря на то, что являлся купцом, был небогатым человеком. После эпидемии чумы 1812 он разорился, и семья испытывала большие материальные трудности. Талантливому мальчику часто не хватало даже бумаги, и тогда он рисовал углем на стенах домов. Однажды такой его рисунок увидел феодосийский градоначальник Александр Казначеев. Этот человек сыграл важную роль в судьбе Айвазовского: благодаря ему юный художник получил возможность учиться. В частности, у архитектора Якова Коха, который всячески помогал Ивану, дарил ему краски и бумагу. Когда же Казначеева назначили губернатором Таврии и перевели в Симферополь, он взял юношу с собой и помог поступить в симферопольскую гимназию.

В августе 1833 года Айвазовский прибыл в Санкт-Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств (благодаря тому же Казначееву его удалось зачислить на казенный счет). Учился сперва у художника-пейзажиста Максима Воробьева. После первых успехов юного живописца взял в ученики французский маринист Филипп Таннер. К сожалению, Таннер оказался не самым порядочным учителем: он хотел использовать Ивана лишь как своего помощника и запрещал ему работать самостоятельно. Несмотря на этот запрет, Айвазовский рискнул представить пять своих работ на выставке Академии художеств в 1836 году. Таннер, позавидовавший ученику, не нашел ничего лучшего, как нажаловаться на него царю, Николаю I. Тот распорядился снять картины Айвазовского с выставки. Художник попал в опалу. За него, однако, вступились многие влиятельные люди, в числе которых – поэт-баснописец Иван Крылов.

Читайте также:  С днем рождения женщине дочери для мамы

Благодаря заступничеству, художник получил возможность продолжать образование. Через через полгода после неприятной истории он был определен в класс батальной живописи, где учился у Александра Зауервейда. Когда молодому человеку оставалось учиться два года, его направили на это время на родину – в Крым – для совершенствования мастерства.

Айвазовский рисовал не только пейзажи. Ему довелось лично присутствовать на военных действиях в долине реки Шахе. Там он вдохновился на картину «Десант отряда в долине Субаши», которую купил лично Николай I. После этого император захотел, чтобы Иван Константинович воспевал подвиги русского флота, и оказал ему покровительство. В 1839 году, вернувшись в столицу, Айвазовский получил не только аттестат, но и личное дворянство. Затем начались многочисленные поездки за рубеж: в Италию, Швейцарию, Францию, Голландию, Англию, Испанию, Португалию. Где бы он ни побывал, его работы повсюду высоко ценились и отмечались наградами.

В 1844 года, вернувшись в Россию, 27-летний Айвазовский стал живописцем Главного морского штаба. В 1845 году решил обосноваться в родной Феодосии, построив дом на набережной этого города. Сейчас там располагается главный музей художника – знаменитая картинная галерея, которой, в основном, и славится этот город.

В 1846 году живописец направился в экспедицию под руководством Ф.Литке к берегам Малой Азии. Он был впечатлен Константинополем и посвятил этому городу несколько полотен.

Когда началась Крымская война, Айвазовский поехал в гущу событий – в осажденный Севастополь. Там он организовывал выставки своих работ, пытаясь поддержать боевой дух защитников. Впоследствии оборона этого героического города станет сюжетом его картин. Художник отказывался покидать Севастополь, несмотря на то, что там становилось все опаснее и опаснее. Он считал, что, как живописец Главного морского штаба, должен находиться именно там, где ведется судьбоносное сражение. Адмиралу Корнилову, который желал спасти талантливому человеку жизнь, даже пришлось издать специальный приказ, чтобы Айвазовский уехал оттуда. В результате тот направился в Харьков, где в тот момент находилась его супруга и дочери. По дороге он узнал трагическую весть о гибели Корнилова.

«Наваринский бой», «Чесменский бой», «Синопский бой» (на эту тему у Айвазовского две картины – днем и ночью), «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями», «Выборгское морское сражение», «Корабль «Императрица Мария» во время шторма», «Осада Севастополя», «Взятие Севастополя», «Малахов курган»… Про каждое из этих полотен можно писать отдельную статью. А лучше – просто полюбоваться тем, как мастерски художник изображает не только величие море, не только мощь и красоту кораблей, но и героизм русских людей, ведущих сражение со стихией и с неприятелями.

Для родной Феодосии Айвазовский сделал немало – открыл там школу искусств, заботился о строительстве концертного зала, библиотеки, руководил археологическими раскопками. Позже, в связи с тем, что феодосийцы испытывали трудности с водой – художник-меценат на свои деньги построил в городе фонтан с питьевой водой. Он же поспособствовал строительству железной дороги Феодосия – Джанкой, а также здания для музея древностей на горе Митридат (к сожалению, во время Великой Отечественной войны фашисты разрушили музей).

Скончался Айвазовский на 83-м году жизни, весной 1900 года, до последнего работая над картиной «Взрыв корабля». Так, недописанная, она и находится в феодосийской галерее…

К сожалению, 200-летие со дня рождения Айвазовского не обошлось и без политической спекуляции. Небезызвестный недопрезидент Украины Петр Порошенко заявил, будто бы великий маринист и баталист был… украинским художником. Попытался приватизировать великое имя и использовать в собственных политических целях. Из этой «прихватизации», однако, ничего не выйдет. Айвазовский – это мировая величина, однако более всего он связан именно с Россией. Воспевал русский флот, который всякие там порошенки и иже с ними пытались выгнать из Севастополя (как-то об этом умалчивают те, кто обвиняет Россию в «аннексии Крыма»).

Как верно отреагировал на выходку Порошенко сенатор Алексей Пушков, «Единственное полотно Айвазовского, которое имеет отношение к Порошенко и его наследию, — это «Девятый вал». И он уже приближается».

А о том, патриотом какой страны чувствовал себя Айвазовский, лучше всего сказал он сам: «Каждая победа наших войск на суше или на море радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изобразить ее на полотне»

(Иллюстрация — картина И.К.Айвазовского «Малахов курган», посвященная памяти адмирала В.А.Корнилова)

Источник

Исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Айвазовского

Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848. Фрагмент

«22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал».

Читайте также:  Медицинские праздники в России в марте 2019 года

Таким описал Чехов свой визит к Айвазовскому. Сегодня Айвазовский — «великий маринист»:

с этих слов начнет свой отзыв о художнике любой школьник, профессор или бездельник. С этим определением почти никто не спорит — величие принято принимать на веру. Точно так же, как принято фотографироваться на фоне его полотен спиной: стою, смотрю на море. В окружении его трагически-романтичных картин задаваться вопросом: «Как, а главное, зачем жил и творил художник?», — лишнее, почти моветон. Море — оно и есть море. Красиво.

Кто он есть

Портрет Ивана Айвазовского работы Алексея Тыранова на выставке в Третьяковской галерее, 2016 год

Портрет Ивана Айвазовского работы Алексея Тыранова на выставке в Третьяковской галерее, 2016 год

Сергей Пятаков/РИА «Новости»

Настоящее имя Ивана Айвазовского — Ованнес Айвазян. Предки художника еще до его рождения переселились из Армении в Русское воеводство — Галицию, входившую в состав Малой Польши. Фамилию стали писать на польский манер «Гайвазовские». Уже в середине XIX века Иван и его брат Габриэл решили отбросить букву «г», в русском языке некстати отяжелявшую их звучную фамилию. Так родилось имя, которое пережило уже два столетия.

Биография Айвазовского — тишь да гладь, ни кораблекрушений, ни девятого вала.

Рано начал, хорошо писал, был по душе власть имущим. Прожил долгую жизнь, в современном представлении не типичную для выдающегося художника: ни нервических склонностей к алкоголю и порочным женщинам, ни бедности, ни мучений непризнанного гения — в 1839 году он пишет картину «Десант Н.Н. Раевского в Субаши», которую приобретает император Николай I. Император решил завести при дворе личного художника-баталиста и использовать талант Айвазовского для изображения подвигов русского флота. Посадил рядом и сказал: «Я — царь земли, а ты — моря». С легкой руки государя художнику был дарован первый чин и личное дворянство.

Потом он становится живописцем Главного морского штаба России — и да, много пишет не по велению музы, а на госзаказ. Но кто назовет «Синопский бой» (1853) или «Петр I при Красной горке» (1846) масскультом, джинсой изобразительного искусства? Живопись Айвазовского прекрасна и без ореола непризнанности и неприкаянности.

Как его понимать

Иван Айвазовский. Буря на море. 1898. Фрагмент

Иван Айвазовский. Буря на море. 1898. Фрагмент

Самые любимые полотна Айвазовского — всегда про бурю: «Кораблекрушение», «Девятый вал», «Буря на море ночью», «Хаос. Сотворение мира». Однако эти на первый взгляд волнующие, беспокойные, тревожные картины напрочь лишены истерики. Их писало не разгоряченное сердце, наблюдающее за стихией с причала и сравнивающее ее со стихией у себя внутри. Взгляд Айвазовского — это взгляд Творца, созерцающего шторм из вечности, — безучастный и величавый. Не о спокойствии, но о покое.

Если Айвазовского не критикуют за работу на царя, его критикуют за однообразие.

Актер одного амплуа, певец, исполняющий одну и ту же песню на разный мотив. Одно и то же — волна неотличима от волны, Италия — от Крыма. А то, что из другой оперы, — портреты, пейзажи — посредственны и неинтересны. Чем дальше его эпоха уходила от романтизма, тем больше скепсиса слышалось в голосах критиков.

С точки зрения мирового искусства Айвазовский — великий консерватор. Его ранняя живопись на взгляд любителя неотличима от поздней, оттенки моря на картинах неизменно воспроизводят самые сложные краски природы. Он не выдумщик, а констататор. Не новатор, а старый бородатый романтик.

Но Айвазовский и вправду был таким: прикованным к морю, зачарованным им, как ребенок с синими губами, которого не вытащить из воды.

В 1842 году журнал «Отечественные записки» писал: «Айвазовский чувствует море страстно, всем существом своим». Работая по 10–12 часов в день, он штамповал море в разных агрегатных состояниях не из занудства и неумения писать что-то другое — ему просто нравилось. Те, кто видел, как художник без устали пишет картины одна прекраснее другой и иной радости знать не хочет, активно пользовались этим: незадолго до начала Русско-турецкой войны 1877–1878 годов турецкий султан Абдул-Азиз поручил Айвазовскому дипломатический заказ размером в 30 картин.

Через 30 лет после «Девятого вала» он будет за шаг до абстракции — но этого никто не заметит. Картина «Черное море» (1881) висит в Третьяковке, мимо нее ходят парочки и экскурсии, туристы и командировочные. На ней такое же море, как везде, но совсем из другого века — двадцатого. Так написал бы море Малевич: черное и белое. Но это минималистичное море ближе к природе, чем многие — да почти все — картины Айвазовского. Оно не величественное, как «Девятый вал», оно сильное и страшное — как настоящее. Бледные пятна света, рябые барашки волн — на этой картине художник из романтиков почти шагнул к импрессионистам.

Источник