Творчество гоголя ночь перед рождеством
Творчество гоголя ночь перед рождеством

Творчество гоголя ночь перед рождеством

Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством": описание, герои, анализ произведения

«Ночь перед Рождеством» — выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю.

Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» .

Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

История создания

(Вечера на хуторе близ диканьки. Вторая книжка. 1832 г.)

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Анализ произведения

Общее описание повести, основная идея

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

Основной сюжет

Рождественская ночь окутала Диканьку такой сказкой, что даже чёрт не смог устоять. Да и как было не насолить злейшему врагу в такой чудесный праздник. Срывая с неба месяц со звёздами, чёрт погрузил все дома в полную тьму и устроил на небе пляски с подругой ведьмой. Но ни темнота, ни метель не смогли удержать кузнеца Вакулу. Он готов был отправиться к самому дьяволу, ради достижения своей цели.

Сюжет завязан на приключениях главного героя – кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

Образы главных героев

Кузнец Вакула

Главные герои – реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула – настоящий украинский мужчина, деревенский кузнец. Он вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.

Вакула постоянно переживает, поскольку испытывает любовь к Оксане. Однако девушка только флиртует, насмехается над юношей, отвергает его ухаживания. Парубок является мужественным и сильным человеком, он занимается рисованием и кузнечным делом, однако доходит до отчаяния, но увидев черта, смог использовать его ради своих задумок.

Оксана

Черноокая Оксана – главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Молодая, самолюбивая и полная высокомерия. Она красива, и упивается собственным совершенством. Это видно по сидению перед зеркальцем и тем, как пренебрежительно она относится к ухажеру. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.

Избалованный характер, привередливость привели к ее капризности, она хочет исполнения всех пожеланий. Только после слухов о гибели Вакулы она понимает, что влюблена. Впоследствии девушка становится хорошей женой.

Второстепенные герои и персонажи

Солоха

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы – ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

Персонаж классически изворотлив, злобен, мстителен. Он старается максимально досадить всем, воруя месяц. Также он не любит Вакулу за его изображение черта. При этом Черт ухаживает за Солохой, и не чужд кокетства. Гоголь сделал его проказником, добавив обаяния, ума и веселого нрава. В итоге отрицательный герой не вызывает негативного восприятия.

Самый богатый казак в селе. Отец Оксаны в которую влюблён кузнец.

Пацюк

Старый казак, прославившийся умением лечить мирян магией и травами.

Священнослужитель, не особо придерживающийся правил. Иной раз может и чарочку выпить, и заглянуть к одиноким вдовам.

Цитаты

Через эту глупую любовь я одурел совсем.» Я ее так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить.» Вакула.

«Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть!» Оксана.

«Когда нужно черта, то и ступай к черту! Тому не надо далеко ходить, у кого черт за плечами» Чуб.

Особенности композиционного строения

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Заключение

Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется – это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.

Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.

Источник



Творчество гоголя ночь перед рождеством

Ночь перед Рождеством

Ночь перед Рождеством - i_001.jpg

Истории старого пасечника

Стоит ясная морозная ночь накануне Рождества. Светят звёзды и месяц, искрится снег, над трубами хат клубится дымок. Это Диканька, крохотное село под Полтавой. Заглянем в окошки? Вон старый казак Чуб надел тулуп и собирается в гости. Вон его дочка, красавица Оксана, прихорашивается перед зеркальцем. Вон влетает в печную трубу очаровательная ведьма Солоха, радушная хозяйка, к которой любят захаживать в гости и казак Чуб, и сельский голова, и дьяк. А вон в той хате, на краю села, сидит, попыхивая люлькой, какой-то старичок. Да ведь это пасечник Рудый Панько, мастер рассказывать истории! Одна из самых весёлых его историй о том, как чёрт украл с неба месяц, а кузнец Вакула летал в Петербург к царице.

Всех их – и Солоху, и Оксану, и кузнеца, и даже самого Рудого Панька – придумал замечательный писатель Николай Васильевич Гоголь (18091852), и в том, что ему так точно и правдиво удалось изобразить своих героев, нет ничего необыкновенного. Гоголь родился в небольшом селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии и с самого детства видел и хорошо знал всё то, о чём позже писал. Отец его был помещиком и происходил из старинного казацкого рода. Николай учился сперва в Полтавском уездном училище, потом – в гимназии в городе Нежине, тоже недалеко от Полтавы; здесь-то он впервые и попробовал писать.

В девятнадцать лет Гоголь уехал в Петербург, служил какое-то время в канцеляриях, но очень скоро понял, что призвание его не в этом. Он начал понемногу печататься в литературных журналах, а чуть позже выпустил и первую книжку «Вечера на хуторе близ Диканьки» – сборник удивительных историй, будто бы рассказанных пасечником Рудым Паньком: о чёрте, укравшем месяц, о таинственной красной свитке, о богатых кладах, которые открываются в ночь накануне Ивана Купалы. Сборник имел огромный успех, очень понравился он и А. С. Пушкину. Гоголь вскоре с ним познакомился и подружился, и в дальнейшем Пушкин не раз помогал ему, например, подсказав (конечно, в самых общих чертах) сюжет комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души». Живя в Петербурге, Гоголь издал и следующий сборник «Миргород», куда вошли «Тарас Бульба» и «Вий», и «петербургские» повести: «Шинель», «Коляска», «Нос» и другие.

Следующие десять лет Николай Васильевич провёл за границей, лишь изредка возвращаясь на родину: понемногу жил то в Германии, то в Швейцарии, то во Франции; позже на несколько лет поселился в Риме, который очень полюбил. Здесь был написан первый том поэмы «Мёртвые души». В Россию Гоголь вернулся лишь 1848 году и поселился под конец жизни в Москве, в доме на Никитском бульваре.

Читайте также:  Дом Книги в Петербурге посещение гид лайфхаки и советы

Гоголь – писатель очень разносторонний, произведения его такие разные, но объединяет их остроумие, тонкая ирония и добрый юмор. За это больше всего ценил Гоголя и Пушкин: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе…»

Ночь перед Рождеством - i_002.jpg

Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа[1]. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке обывательских[2] лошадей, в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому, в синем тулупе, подбитом чёрными смушками[3], с дьявольски сплетённою плетью, которою имеет он обыкновение подгонять своего ямщика, то он бы, верно, приметил её, потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнёт. Он знает наперечёт, сколько у каждой бабы свинья мечет поросёнков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке[4]. Но сорочинский заседатель не проезжал, да и какое ему дело до чужих, у него своя волость[5]. А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только чёрным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звёзды, одна за другою, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав. Три или четыре ещё блестели. Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Близорукий, хотя бы надел на нос вместо очков колёса с Комиссаровой брички, и тогда бы не распознал, что это такое. Спереди совершенно немец[6]: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке[7]. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий[8]в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

Между тем чёрт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдёрнул её назад, как бы обжёгшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдёрнул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый чёрт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки[9]; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чём не бывал, побежал далее.

В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц. Правда, волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка, видел, что месяц ни с сего ни с того танцевал на небе, и уверял с божбою в том всё село; но миряне качали головами и даже подымали его на смех. Но какая же была причина решиться чёрту на такое беззаконное дело? А вот какая: он знал, что богатый козак Чуб приглашён дьяком на кутью[10], где будут: голова; приехавший из архиерейской певческой родич дьяка в синем сюртуке, бравший самого низкого баса; козак Свербыгуз и ещё кое-кто; где, кроме кутьи, будет варенуха[11], перегонная на шафран водка и много всякого съестного. А между тем его дочка, красавица на всём селе, останется дома, а к дочке, наверное, придёт кузнец, силач и детина хоть куда, который чёрту был противнее проповедей отца Кондрата. В досужее от дел время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всём околотке. Сам ещё тогда здравствовавший сотник[12]Л…ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома. Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалёваны кузнецом. Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых: и теперь ещё можно найти в Т… церкви его евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалёванная на церковной стене в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный чёрт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключённые прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал её на большой деревянной доске, чёрт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на всё, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры чёрт поклялся мстить кузнецу.

Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остаётся дома, колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от того пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому.

Замечание пасичника. (Примеч. Н. В. Гоголя.)

Обывательские (лошади) – т. е. крестьянские: «сельскими обывателями» в царской России назывались крестьяне.

Источник

Основная главная мысль произведения Ночь перед Рождеством Гоголя

Повесть «Ночь перед Рождеством» является одним из самых известных произведений из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все рассказы из данного цикла связаны фольклорной темой. Знакомясь с ними, читатель может поближе узнать традиции и обычаи того времени. Например, из «Ночи перед Рождеством» читатель узнает, что в этот момент года черт мог последний раз сделать какую-то гадкую и неприятную вещь. В повести так и происходит. Дьявол ворует месяц. Это служит причиной возникновения различных историй.

Сюжет базируется на одной линии. Кузнец Вакула — настоящий крестьянин. Он сильный, ловкий, умный. Он влюбился в Оксану — самую красивую девушку деревни. Ей льстило внимание каждого мужчины, поэтому она часто капризничала и просила у своих воздыхателей подарки. Она пообещала Вакуле, что выйдет за него замуж, если он принесет ей башмаки, которые носила сама императрица. Это, бесспорно, идея невозможная.

Уже можно сказать, что данная повесть имеет много сказочных черт. Во-первых, это наличие сверхъестественных существ. Во-вторых, это волшебные ситуации. К другим второстепенным сказочным элементам можно отнести гиперболизацию. В этом и состоит особенность «Ночи перед Рождеством». В произведении связываются нереальные и реальные события, причем очень органично, натурально.

Темные силы помогли Вакуле добраться в Петербург к императрице. Он преподнес Оксане обувку, поэтому она согласилась стать его женой.

Главную мысль произведения можно выразить таким образом. Так как произведение имеет элементы сказки, то важно, чтобы зло было побеждено добром. Здесь так и происходит: добро побеждает зло, черт наказан. Это один из пунктов. Во-вторых, Николай Гоголь пытается донести до читателя, что каждый когда-то нуждается в волшебстве, в сказке, в магии. Рождество — прекрасное время для того, чтобы совершить чудо и поверить в него. В-третьих, писатель приходит к выводу, что если любовь настоящая, то можно выполнить любое желание, любой каприз любимого человека. Влюбленный не знает невозможного, у него нет границ. Вакула очень любил Оксану. Она пошутила, а он принял ее слова серьезно и стал бороться за девушку и ее счастье. И вместе с этим, Вакула получил то, чего хотел — Оксана полюбила его и вышла за него замуж. Произведение имеет хорошую концовку.

Таким образом, главную мысль повести «Ночь перед Рождеством» можно выразить в трех плоскостях.

Главная мысль

данной выдающейся повести Николая Гоголя лежит история, которая была много раз экранизирована и осталась в умах читателей, как запоминающаяся и интересная. Имея фантастическую завязку в сюжете, и крайне интересный и уникальный язык повествования, она является выдающейся в том плане, что сравнить ее с каким-то другим произведением крайне трудно, так как она содержит множество элементов с других жанров. Ее можно отнести не только к литературному творчеству, но также и к фольклорному, так как основа сюжета данной повести содержит в себе массу народной атрибутики, которая относится к легендам и повествованиям.

Для того, чтобы более глубоко разобраться в причинах написания автором произведения именно такого вида, следует отметить, что на тот момент времени, им овладевали достаточно прогрессивные взгляды. Писатель был убежден в том, что большинство людей, которые привыкли жить однотипно и неинтересно, имеют застоявшиеся взгляды, которые мешают достигать научного и творческого прогресса. Гоголю это очень не нравилось, и поэтому он хотел показать этих людей немного жалкими и неинтересными. Автор стремился к тому, чтобы люди поняли, что свобода слов и мыслей является неотъемлемой атрибутикой современной жизни для человека, ведь ничего важней этих вещей не, по его мнению, не может быть представлено. Гоголь оставляет довольно добрый посыл, ведь все темные и злые силы в произведении будут побеждены добром. Он отображает Вакулу очень отважным и смелым человеком, который не сдается перед лицом трудностей, и решает все, даже самые сложные проблемы, стоящие на его пути.

Стоит сказать, что автор слегка идеализировал образ положительных героев. Он сделал их слегка былинными, так как считал, что и в его современниках сидит дух героизма и приключений. Однако, он также понимал, что на самом деле все обстоит немного иначе, ведь из-за застоявшихся взглядов и убеждений людей того времени, они не могли мыслить широко и свободно. С точки зрения жанрового исполнения, стоит сказать, что данная поэма больше представлена в сказочной форме. Произведение получилось очень интересным, ярким, и богатым на неожиданные сюжетные повороты и события.

Читайте также:  Иа встречает Пятачка с шариками трубой на шее и с двумя коровами на привязи Иа спрашивает Пятачок

Чему учит повесть Гоголя — Ночь перед Рождеством

Великий Гоголь опубликовал свою повесть «Ночь перед Рождеством» в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», хотя описываемые в повести события происходили в более раннюю эпоху.

Ищите нас здесь

Гоголь с большой любовью относился к культуре своей малой родины. И хотя жанр произведения определен автором как повесть, но всё-таки оно больше напоминает сказку.

Напоминает прежде всего тем, что многие персонажи повести взяты им именно из фольклора, а происходят с этими персонажами поистине волшебные, сказочные приключения. Какие колоритные, фантастические персонажи принимают участие в развитии событий! Это и Ведьма Солоха, и некто Пацюк, который «сродни чёрту», да и сам хвостатый и рогатый представитель сил зла.

Вся эта нечистая сила в канун великого христианского праздника пытается противостоять добру и справедливости. Силу света, добра и любви олицетворяет простой парень – кузнец Вакула, владеющий, кроме своего ремесла ещё и искусством художника. Ведь это именно он нарисовал на стене Церкви сюжет о том, как православные гонят чёрта.

По народным поверьям именно в ночь перед Рождеством нечистая сила может сотворить свою самую последнюю пакость. Это самое и совершает Чёрт, украв с небосклона луну и навредив этим всем христианам.

Ищите нас здесь

А между тем Вакула влюблён в девушку Оксану, которая не проявляет к нему взаимности. Парень всем хорош. Он проворен, талантлив, честен, он готов жениться, но капризы невесты мешают исполнению его желания.

Таким образом, в повести-сказке прослеживаются две сюжетные линии:

  • линия борьбы сил добра и зла, тьмы и света, сил нечистых с православной верой,
  • линия любовная, без которой ни одно захватывающее произведение невозможно.

Зазнайство и гордыня Оксаны мешают влюблённым соединить свои сердца. Ведь она задала Вакуле неразрешимую задачу – раздобыть ей такие черевички, какие носит сама Великая Государыня. В отчаянии кузнец готов уже свести счёты с жизнью, да тут вмешивается нечистая сила, которую наш герой ловко подчиняет себе. Только после долгого отсутствия жениха, Оксана понимает, что не может жить без этого доброго и честного парня.

А ведь исполнить желание невесты помогает кузнецу выполнить не кто-нибудь, а именно Чёрт. Выходит, что только подчинив себе нечистую силу, представитель сил добра добывает своё счастье.

Так мудро автор переплетает в произведении обе сюжетные линии.

Преодолевая все преграды, юноша исполняет желание своей возлюбленной. Зло наказано. Добро побеждает. Влюблённые сердца воссоединяются. В мир приходит Рождество, а одновременно с рассветом рассеивается тьма.

Классика остаётся современной в любые времена и эпохи Читатель может сделать главные выводы для себя о том, чему учит это нестареющее произведение:

  • Как бы ни старались силы зла, а добро всегда победит.
  • Только истинная вера помогает преодолеть жизненные трудности и добиться поставленных целей.
  • Гордыня и зазнайство разрушают любовь.
  • Подлинная любовь бескорыстна.
  • Истинная любовь и стремление к желаемой цели преодолеют любые преграды.

[Всего: 0 Среднее: 0]

Ищите нас здесь

Смотрите также:

  1. Чему учит повесть Гоголя — Тарас Бульба Повесть «Тарас Бульба» — одно из центральных произведений в творчестве Николая Васильевича Гоголя. Она содержит в себе обширный спектр тематик, а потому можно вынести не один важный жизненный урок. Если…
  2. Смысл произведения Ночь перед рождеством «Ночь перед Рождеством» Гоголя – произведение очень новаторское. Это первый святочный рассказ в русской литературе. Смысл названия книги Ночь перед рождеством С 6 января начинаются святки – время, когда в…
  3. Чему учит повесть Капитанская дочка — Пушкина Впервые это произведение Александра Пушкина было опубликовано в 1836 году. Действие исторического романа (хотя некоторые исследователи склонны квалифицировать сочинение как повесть) разворачивается на фоне восстания под предводительством Емельяна Пугачева. По…
  4. Чему учит сказка Аленький цветочек Сказка русского писателя Аксакова Сергея Тимофеевича. Была написана в 1857 году. По сюжету сказки отец уезжает в далекие края и интересуется у своих дочек, что подарить им по приезду домой….
  5. Чему учит сказка Черная курица Сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители» повествует о мальчике по имени Алёша. Однажды ему довелось познакомиться с таинственными жителями подземного мира. Алёша спас чёрную курицу, а потом подружился…

Краткое содержание

Существует народное поверье, что в ночь перед Рождеством черт совершает последнюю пакость в году. Это и делает бес из повести: крадет луну. Что, в свою очередь, запускает череду забавных событий.

Вакула представил черта как настоящего демона, из-за чего разозлил вора. Черт пообещал отомстить Вакуле. По хитрому сплетению обстоятельств мама кузнеца (Солоха) была ведьмой и подругой беса.

Параллельно рассказывается история жизни Солохи. Она запуталась в своих поклонниках, ей даже приходится прятать их в мешки из-под угля. Вакула вытаскивает эти мешки на улицу, а себе оставляет только один. Потом выясняется, что в мешке сидит черт.

Черт выпрыгивает из мешка и забирается верхом на Вакулу. Но тот ловко изворачивается, хватает беса за хвост и сам седлает его. Как же Вакуле удалось усмирить черта и достать черевички:

  • пригрозив крестом, кузнец оседлал беса;
  • на нем добрался до императрицы;
  • откровенно рассказал ей свою историю любви;
  • получил желанную обувь;
  • тем же способом добрался обратно.

История заканчивается благополучно: сапожки получены и доставлены, отношения налажены, свадьба сыграна. Правда, сама свадьба не описывается. Зато рассказывается, что у пары родился ребенок. Да и подарок Оксана приняла не сразу, так как расстроилась из-за пропажи кузнеца (в селе ходили слухи, что он убил себя).

Героиня была рада, что Вакула оказался жив. В этот момент она поняла, что любит его, а никакие подарки ей не нужны.

Главные герои

Главные герои тесно связаны между собой.

В повести используются традиционные для украинского вертепа персонажи:

  • баба;
  • казак;
  • голова;
  • дьяк;
  • кузнец;
  • девушка;
  • кум;
  • царица или царь.

Также писатель вводит сказочных героев — черта и ведьму. Они имеют человеческий облик и живут среди людей.

Так, черт предстает в облике сельского головы, а ведьма способна становиться обыкновенной женщиной, которая не причиняет вреда главным героям, но оказывает влияние на текущие события.

В украинском фольклоре представители нечистой силы имеют иное название. Их не называют по именам, чтобы не навлечь беду.

Традициям соответствует и тот факт, что ведьма Солоха приходится матерью кузнецу. Благодаря волшебному происхождению Вакула может совершать сверхъестественные действия. В кузнице он работает вовсе не случайно. Герой должен пройти очищение огнем, чтобы жить обычной жизнью.

На фоне ярких картин деревенского быта выступают главные персонажи:

  1. Вакула. Молодой кузнец, силач с добрым и смелым характером, влюбленный в красивую девушку Оксану. Он известен как художник, рисовавший образа святых и полотна на религиозные темы. Односельчанам полюбилась его картина на стене церкви, изображающая день Страшного суда. Из-за нее парубок попал в немилость к черту.
  2. Оксана. Красивая и капризная девушка, дочь казака Чуба.
  3. Черт. Сказочный персонаж, который мечтает отомстить Вакуле за его произведение.
  4. Чуб. Богатый казак, который после смерти жены воспитывает дочь Оксану.
  5. Солоха. Мать Вакулы, ведьма.
  6. Пацюк. Местный знахарь, бывший казак Запорожской Сечи, который давно обосновался в Диканьке.
  7. Голова.
  8. Дьяк.
  9. Кум Панас.
  10. Царица Екатерина.

В сказке имеется большое количество разговорных фрагментов, поэтому Гоголь ввел образ рассказчика. Им является пасечник Рудый Панько.

Пересказ произведения

События берут начало в предпраздничную ночь. Молодежь готовится к колядкам, а бесовщина взобралась на небо (ведьма и черт). Они решили украсть луну, чтобы из-за темноты Чуб и кум не смогли дойти до Дьяка, а Вакула не смог добраться до Оксаны. Кузнец занимался росписью утвари, изображал лики святых, а вот беса всегда рисовал в неприглядном виде. Чем и рассердил нечисть.

Однако Чуб смог прийти в гости, а кузнец пришел к Оксане. Вакула признается девушке в любви, а та с надменным выражением лица отвергает молодого человека. Но в шутку и ради издевки говорит, что выйдет за него замуж, если тот добудет черевички Екатерины Великой и принесет их.

В дом возвращается Чуб (страшная метель сбила с дороги), но голос кузнеца пугает его. Герой решает, что ошибся домом. Чуб меняет голос, а Вакула выгоняет его. Тогда гость отправляется к матери кузнеца (Солохе). Женщина пользовалась спросом среди мужчин.

Позже в доме Солохи произошла настоящая путаница. В дом пришел Голова и Дьяк, а до этого в помещении находился еще и черт, а также Чуб, который передумал идти в гости. В итоге бес, Чуб и Голова были вынуждены спрятаться в мешки из-под угля. Потом домой пришел Вакула, и Дьяк тоже спрятался в мешок.

«Убить пересмешника» краткое содержание романа Ли – читать пересказ онлайн

Кузнец принимает мешки за мусор и выносит на улицу. Там он встречается возлюбленную, которая напоминает про уговор. И без того задумчивый Вакула сердится еще больше, выкидывает все мешки, кроме одного, и убегает куда глаза глядят. Окружающие подумали, что кузнец сошел с ума.

В том мешке, что остался на плечах Вакулы, сидел черт. Но кузнец этого не знал, он направился к Пацюку, чтобы спросить дорогу к черту. Пацюк — родня беса. Вакула решил, что только нечисть поможет ему. Пацюк намекнул, что черт находится ближе, чем думает кузнец. Бес же жаждал мести и решил воспользоваться моментом. Но не тут-то было, кузнец оказался проворнее. Черт хотел оседлать Вакулу, но в итоге сам оказался в подчинении.

На спине беса кузнец примчался во дворец. Обманным путем со стражей проник внутрь. Там он оробел от доброты и тактичности Екатерины. После чего решил честно все рассказать и напрямую попросить ее сапоги. Императрица согласилась. В деревне в это время все думали, что кузнец покончил с собой. Все скучали, особенно тосковала Оксана. Девушка поняла, что давно любит Вакулу. А что стало с мешками? Люди решили посмотреть, что наколядовал кузнец. Какого же было удивление народа, когда из мешков вылез Дьяк, Голова и Чуб.

После возвращения в деревню Вакула отоспался, а потом нарядился и пошел к Чубу. При встрече протянул ему плеть, предложил три раза ударить себя. Затем Вакула протянул дары и попросил у Чуба руки его дочери.

Он согласился. Оксана в это время уже сама бежала с распростертыми объятиями к кузнецу. В конце произведения описывается семейная жизнь и дом молодоженов.

Источник

Н. В. Гоголь "Ночь перед Рождеством": анализ

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Читайте также:  Вечером 6 ощущается как 10 ночью

Повесть «Ночь перед Рождеством» является одним из самых известных произведений из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все рассказы из данного цикла связаны фольклорной темой. Знакомясь с ними, читатель может поближе узнать традиции и обычаи того времени. Например, из «Ночи перед Рождеством» читатель узнает, что в этот момент года черт мог последний раз сделать какую-то гадкую и неприятную вещь. В повести так и происходит. Дьявол ворует месяц. Это служит причиной возникновения различных историй.

Сюжет

Рождественская ночь окутала Диканьку такой сказкой, что даже чёрт не смог устоять. Да и как было не насолить злейшему врагу в такой чудесный праздник. Срывая с неба месяц со звёздами, чёрт погрузил все дома в полную тьму и устроил на небе пляски с подругой ведьмой. Но ни темнота, ни метель не смогли удержать кузнеца Вакулу. Он готов был отправиться к самому дьяволу, ради достижения своей цели.

Сюжет завязан на приключениях главного героя – кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

Жанр и проблематика произведения

В повести Гоголя мистические сюжеты настолько органично вписаны в канву произведения, что читатель не замечает, где заканчивается повествование и начинается сказка. В последнюю ночь перед Рождеством нечистая сила изо всех сил старается напоследок напакостить набожным людям. В книге Гоголя черт крадет месяц, чем способствует возникновению забавных и незаурядных ситуаций.

Анализ произведения показывает, что в нем переплелись множество сюжетных линий. От неразделенной любви Вакулы к красавице Оксане, до вероломства хитроумной Солохи, угождающей нескольким видным мужчинам хутора. Сказочные персонажи стараются помешать людям творить добро, но зло терпит поражение.

Характеристика главных героев

Главная мысль

В повести Николая Гоголя лежит история, которая была много раз экранизирована и осталась в умах читателей, как запоминающаяся и интересная. Имея фантастическую завязку в сюжете, и крайне интересный и уникальный язык повествования, она является выдающейся в том плане, что сравнить ее с каким-то другим произведением крайне трудно, так как она содержит множество элементов с других жанров. Ее можно отнести не только к литературному творчеству, но также и к фольклорному, так как основа сюжета данной повести содержит в себе массу народной атрибутики, которая относится к легендам и повествованиям.

Для того, чтобы более глубоко разобраться в причинах написания автором произведения именно такого вида, следует отметить, что на тот момент времени, им овладевали достаточно прогрессивные взгляды. Писатель был убежден в том, что большинство людей, которые привыкли жить однотипно и неинтересно, имеют застоявшиеся взгляды, которые мешают достигать научного и творческого прогресса. Гоголю это очень не нравилось, и поэтому он хотел показать этих людей немного жалкими и неинтересными. Автор стремился к тому, чтобы люди поняли, что свобода слов и мыслей является неотъемлемой атрибутикой современной жизни для человека, ведь ничего важней этих вещей не, по его мнению, не может быть представлено. Гоголь оставляет довольно добрый посыл, ведь все темные и злые силы в произведении будут побеждены добром. Он отображает Вакулу очень отважным и смелым человеком, который не сдается перед лицом трудностей, и решает все, даже самые сложные проблемы, стоящие на его пути.

Стоит сказать, что автор слегка идеализировал образ положительных героев. Он сделал их слегка былинными, так как считал, что и в его современниках сидит дух героизма и приключений. Однако, он также понимал, что на самом деле все обстоит немного иначе, ведь из-за застоявшихся взглядов и убеждений людей того времени, они не могли мыслить широко и свободно. С точки зрения жанрового исполнения, стоит сказать, что данная поэма больше представлена в сказочной форме. Произведение получилось очень интересным, ярким, и богатым на неожиданные сюжетные повороты и события.

Чему учит?

Великий Гоголь опубликовал свою повесть «Ночь перед Рождеством» в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», хотя описываемые в повести события происходили в более раннюю эпоху.

Напоминает прежде всего тем, что многие персонажи повести взяты им именно из фольклора, а происходят с этими персонажами поистине волшебные, сказочные приключения. Какие колоритные, фантастические персонажи принимают участие в развитии событий! Это и Ведьма Солоха, и некто Пацюк, который «сродни чёрту», да и сам хвостатый и рогатый представитель сил зла.

Вся эта нечистая сила в канун великого христианского праздника пытается противостоять добру и справедливости. Силу света, добра и любви олицетворяет простой парень – кузнец Вакула, владеющий, кроме своего ремесла ещё и искусством художника. Ведь это именно он нарисовал на стене Церкви сюжет о том, как православные гонят чёрта.

По народным поверьям именно в ночь перед Рождеством нечистая сила может сотворить свою самую последнюю пакость. Это самое и совершает Чёрт, украв с небосклона луну и навредив этим всем христианам.

А между тем Вакула влюблён в девушку Оксану, которая не проявляет к нему взаимности. Парень всем хорош. Он проворен, талантлив, честен, он готов жениться, но капризы невесты мешают исполнению его желания.

Таким образом, в повести прослеживаются две сюжетные линии:

  • линия борьбы сил добра и зла, тьмы и света, сил нечистых с православной верой,
  • линия любовная, без которой ни одно захватывающее произведение невозможно.

Зазнайство и гордыня Оксаны мешают влюблённым соединить свои сердца. Ведь она задала Вакуле неразрешимую задачу – раздобыть ей такие черевички, какие носит сама Великая Государыня. В отчаянии кузнец готов уже свести счёты с жизнью, да тут вмешивается нечистая сила, которую наш герой ловко подчиняет себе. Только после долгого отсутствия жениха, Оксана понимает, что не может жить без этого доброго и честного парня.

А ведь исполнить желание невесты помогает кузнецу выполнить не кто-нибудь, а именно Чёрт. Выходит, что только подчинив себе нечистую силу, представитель сил добра добывает своё счастье.

Так мудро автор переплетает в произведении обе сюжетные линии.

Преодолевая все преграды, юноша исполняет желание своей возлюбленной. Зло наказано. Добро побеждает. Влюблённые сердца воссоединяются. В мир приходит Рождество, а одновременно с рассветом рассеивается тьма.

Классика остаётся современной в любые времена и эпохи Читатель может сделать главные выводы для себя о том, чему учит это нестареющее произведение:

Источник

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»: описание, герои, анализ произведения

Произведения Н. В. Гоголя – это сочетание реалистичных традиций и мистических элементов. Повесть «Ночь перед Рождеством» привлекает внимание читателя своеобразными мотивами народного фольклора, приметами и поверьями, существующими между людьми.

Герои повести – это отрицательные (черт, Солоха, Чуб), положительные (Вакула), благодаря которым входе событий мы знакомимся с культурой украинского народа. Взаимодействие на протяжении всей повести черта и кузнеца Вакулы, который в определенный момент получил власть над нечистой силой, сопровождается интересными эпизодами, в которых капризничает кокетка Оксана, устраивает одновременно несколько свиданий Солоха – его мать, трусливо ведут себя Голова и Чуб.

Благодаря интересному и простому языку писателя из повести читатель узнает о повседневном быте народа, традициях проведения праздника. При этом все происходит на фоне сказочных происшествий и безудержного веселья, языка писателя, наполненного просторечиями. Девушки и парни постоянно в веселье, в танцах, для Пацука характерно обжорство. Автор легко высмеивает через объединение сказочных элементов с реальными отрицательные качества людей, которые сами же от них и страдают. Это и эпизоды, когда местные жители оказываются в мешках, боясь оттуда выходить.

Финал истории счастливым оказывается для тех, кто честно зарабатывает, искренне любит и не боится добиваться своего счастья. Например, Вакулу ждет награда в виде черевичек для возлюбленной и любовь Оксаны. Несмотря на то, что подобные события сказочные, в душе читателя появляется надежда и вера, что мечты сбываются, важно только верить в них и делать добрые дела.

Анализируя произведение, нужно отметить, что система образов в повести Гоголя, представленных героями с разными качествами, показывает образ жизни, мышление людей. Автор высмеивает жадность, трусость, стремление к наживе, раболепство, прославляя отвагу, ум, искренность великодушие. Он подводит к мысли о том, что стремление к материальным ценностям и духовное богатство человека несовместимы. Люди, которые оказались во власти денег, становятся на путь погибели. Те, кто ведет праведный образ жизни, получают рано или поздно награду. Такой видел Россию автор произведения. Через смех он изобразил жалкий образ жизни тех людей, кто был в погоне за властью, проявлял тугодумство и раболепство. Писатель делает вывод, что добросовестный человек, несмотря на испытания и препятствия, найдет способ преодолеть нечистую силу, проучив лживых героев.

История создания

(Вечера на хуторе близ диканьки. Вторая книжка. 1832 г.)

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Источник