Свято Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь
Свято Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь

Свято Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь

Евангелие дня

*Поделиться

******

Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 10-23

10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,

15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,

17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:

19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.

20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,

15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,

17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:

19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.

20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Вся притча о сеятеле постоянно вращается вокруг двух слов — слышание и разумение. Разные варианты сочетания этих понятий — как в положительном, так и отрицательном виде — рождают разные категории людей по отношению к слову Божию.

Когда человек не слышит то, что ему говорит Бог? Когда это идет вразрез с тем, что для самого человека важно и привычно. Когда слово Бога воспринимается как вторжение в личную неприкосновенность. Когда человек настолько привык жить в своём скафандре самодостаточности, что любая разгерметизация для него кажется смерти подобной.

Что же необходимо для слышания? Очевидно, иметь уши открытыми — то есть готовыми воспринимать любой звук, который придёт — хоть ласкающую слух нежную мелодию, хоть сотрясающие перепонки раскаты грома. Открывая свои уши, мы неизбежно вступаем в область рисков — и это — нормально.

Тогда что же такое пресловутое «разумение»? В греческом тексте использован глагол συνίουσιν — производное от συνίνμι прозревать, постигать, понимать. В контексте притчи о сеятеле становится понятным, что речь идёт о чём-то значительно большем, чем о формальном понимании содержания. Образ зерна, так и не сумевшего прорасти и закрепиться в почве, показывает недостаточность внешнего понимания: живое слово Бога — это не закон физики, который просто надо знать и уметь применять — слово Бога, скорее, похоже на закваску, которая либо переквасит собой тесто, либо сгниёт — если окажется в неподходящих условиях. Понимание в этом евангельском смысле — это усвоение личностью содержания настолько глубоко, что оно становится неотъемлемой частью самого себя — то самое «постижение», которое формальным образом невозможно.

Заметим, что совершенно бессмысленно поставить закваску в герметичной банке рядом с кастрюлей теста — как и разбросать по полю целофановые пакетики с зёрнами. Более того — если продолжить эту аналогию — определённые виды семян без специальной подготовки всё равно не прорастут даже в самых благоприятных условиях — им требуется стратификация, запуск программы роста, который может быть весьма специфичен. Другими словами, между семенем и землёй должно начаться активное взаимодействие — иначе оно, словно брошенное на голый камень, так и погибнет бесцельно.

Читайте также:  Экологическая викторина для недели экологии в начальной школе

Но сегодня мне хотелось бы сказать ещё об одной опасности, которая в притче о сеятеле не сильно заметна: человек может так предварительно обработать зёрна, что даже брошенные в самую благодатную почву, они всё равно не прорастут. Что же это за коварная упаковка живого Слова Божия, из-за которой оно может оказаться бездейственным?

Имя этой упаковки — страх и недоверие Богу. Можно в глубине души настолько сильно и неосознанно опасаться реального вхождения Бога в твою жизнь — и вместо распахнутых навстречу Ему объятий выставить надёжный кордон из гарантированно правильных интерпретаций слова Божия авторитетными источниками — которые настолько правильны и стерильны, что точно ничего не разрушат и не изменят в привычном укладе жизни! Такой как бы любитель слова Божия похож на такого же любителя огородных дел — который с упоением разглядывает красивые упаковки семян у себя на полке, мечтая, что когда-то и у него тоже будут такие же помидоры по килограмму и налитые баклажаны, как на картинках, — при этом не имея даже участка земли, где он мог бы их высадить. Зато ряды пакетиков всегда будут радовать глаз своими возможностями — правда, воображаемыми.

Хочется пожелать всем нашим слушателям набраться мужества относиться к Слову Божию как к живому, действенному, живительному — ощутить своим сердцем эту живость — и не побояться внимательно посмотреть, как откликается это Слово в сердце и что за плоды приносит!

Источник



Свято-Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь

†Официальный сайт

Евангелие дня слушать

Евангелист МатфейЕвангелист МаркЕвангелист ЛукаЕвангелист Иоанн

Слушать Евангелие дня с разъяснением

На этой странице сайта Самарского мужского монастыря приводится чтение фрагмента Евангелие дня. Его можно слушать онлайн. Это отрывок, который зачитывают сегодня на службе в Православных храмах (с разъяснениями, взято с Радио Вера). Для этого просто нажмите воспроизведение медиа проигрывателя.

Каждый день на службах в Православных храмах читают фрагмент из Святого Писания. Эта часть богослужения – одна из самых важных. В Православной традиции читают отрывок из книги Нового завета (Ветхого завета), написанного на церковнославянском языке. Далеко не всем понятны его отдельные слова, фразы и обороты, особенно при восприятии на слух.

Предлагаем вашему вниманию зачитывание этих выдержек на современном русском языке. Подробное толкование фрагмента – во второй половине аудиозаписи. Прослушивание таких материалов помогает каждому верующему человеку глубже понять суть Святого Писания, открыть в его восприятии новое для себя.

Священники Свято-Николаевского Пустынного Самарск ого мужского монастыря благословляют посетителей этой страницы сайта на ежедневное прослушивание Святого Евангелие

27.07.2021… Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 24-30

26.07.2021… Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 10-23

Избранное…

15.04.2017… Евангелие от Матфея, Глава 28, стихи 1-20

27.09.2017… Евангелие от Иоанна, Гл.19, ст. 6-11, 13-20, 25-28, 30-35

6.11.2016… Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 19-31

2.03.2016… Евангелие от Марка, Гл.14, стихи 43-72, Гл. 15, стих 1

Аудиозаписи озвучены священниками:

Феоктист Игумнов, Дмитрий Барицкий, Павел Великанов, Стефан Домусчи, Антоний Борисов.

Феоктист Игумнов Дмитрий Барицкий Павел ВеликановСтефан Домусчи Антоний Борисов

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Google

Икона дня

Православный календарь

Седмица 6-я по Пятидесятнице. Собор Архангела Гавриила. Прп. Стефана Савваита (794).

Свт. Иулиана, еп. Кеноманийского (I). Мч. Серапиона (II–III). Мч. Маркиана (258). Всех святых, в земле Литовской просиявших79.

Рим., 121 зач., XVI, 17–24.Мф., 51 зач., XIII, 10–23.Архангела:Евр., 305 зач., II, 2–10.Лк., 51 зач., X, 16–21.

Православное радио


Вечные ценности Православия на Радио ВЕРА. для прослушивания НАЖМИТЕ НИЖЕ.

Православный интернет-магазин церковных товаров и атрибутики

альтернативный заголовок

RSS Новости Днепропетровской епархии

  • Митрополит Ириней совершил чин великого освящения нижнего храма в с. Вербоватовка 22.07.2021
  • Престольное торжество правого придела Троицкого собора Днепра 21.07.2021
  • Престольное торжество храма в честь преподобного Сергия Радонежского пос. Краснополье 18.07.2021
  • Епископ Петропавловский Андрей посетил храм при Днепропетровском областном клиническом диспансере 18.07.2021
  • Евлогий, архиепископ Новомосковский возглавил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Новомосковска 18.07.2021

Главный редактор — наместник Св.-Николаевского Пустынного Самарского монастыря архимандрит Досифей
Редактор — послушник Александр (Щербина)
Администратор — Владимир Федан

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
© 2014 Свято-Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь

Источник

«Читаем Евангелие вместе с Церковью»

Закрыть

Евангелие от Матфея

  • Глава 1
  • 1-25,
  • Глава 2
  • 1-12,13-23,
  • Глава 3
  • 1-11,13-17,
  • Глава 4
  • 1-11,12-17,18-23,25,
  • Глава 5
  • 1-13,14-19,20-26,27-32,33-41,42-48,
  • Глава 6
  • 1-13,14-21,22-33,31-34,
  • Глава 7
  • 1-8,9-11, 12-14, 15-21,21-23,24-29,
  • Глава 8
  • 1-4,5-13,14-23,23-27,28-34,
  • Глава 9
  • 1-8,9-13,14-17,18-26,27-35,36-38,
  • Глава 10
  • 1-8,9-15,16-22,23-31,32-36,37-42,
  • Глава 11
  • 1,2-15,16-20,20-30,
  • Глава 12
  • 1-8,9-16,15-21,22-30,30-37,38-45,46-50,
  • Глава 13
  • 1-3,3-9,10-23,24-30,31-43,44-54,54-58,
  • Глава 14
  • 1-13,14-22,22-34,35-36,
  • Глава 15
  • 1-21,21-28,29-31,32-39,
  • Глава 16
  • 1-6,6-12,13-19,20-24,24-28,
  • Глава 17
  • 1-9,10-18,14-23,24-27,
  • Глава 18
  • 1-11,10-20,18-22,23-35,
  • Глава 19
  • 1-2,3-12,13-15,16-26,27-30,
  • Глава 20
  • 1-16,17-28, 29-34,
  • Глава 21
  • 1-11, 12-20,18-22,23-27,28-32,33-42,43-46,
  • Глава 22
  • 1-14,15-22,23-33,35-46,
  • Глава 23
  • 1-12,13-22,23-28,29-39,
  • Глава 24
  • 1-13,3-35, 36-41,42-51,
  • Глава 25
  • 1-13,14-30,1-46,
  • Глава 26
  • 1-2, 3-5,6-16, 17-20,21-75,
  • Глава 27
  • 1-2,1-61, 62-66,
  • Глава 28
  • 1-20,

Закрыть

Евангелие от Марка

  • Глава 1
  • 1-11,12-28,29-35,
  • Глава 2
  • 1-12,13-17,18-22,23-28,
  • Глава 3
  • 1-5,6-19,20-35,
  • Глава 4
  • 1-20,21-34,35-41,
  • Глава 5
  • 1-20,21-43,
  • Глава 6
  • 1-13,14-29,30-44,45-56,
  • Глава 7
  • 1-13,14-24,24-30,31-37,
  • Глава 8
  • 1-10,10-26,27-38,
  • Глава 9
  • 1,2-13,14-31,33-41,42-50,
  • Глава 10
  • 1-12,11-16,17-27,23-32,32-45,46-52,
  • Глава 11
  • 1-11,11-23,23-26,27-33,
  • Глава 12
  • 1-12,13-17,18-27,28-37,38-44,
  • Глава 13
  • 1-8,9-13,14-23,24-31,31-37,
  • Глава 14
  • 1-2,3-9,10-42,43-72,
  • Глава 15
  • 1-15, 16-21, 22-25, 26-32, 33-41,43-47,
  • Глава 16
  • 1-8,

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • .
  • 215
  • 216

Архивные выпуски

2008 2009 2010
2011 2012 2013
2014 2015 2016
2017 2018 2019
2020 2021
январь февраль март
апрель май июнь
июль август сентябрь
октябрь ноябрь декабрь

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

У книжной полки. Невидимые крылья

У книжной полки. Алфавит духовный

У книжной полки. Повесть о святом равноапостольном князе Владимире

Читаем Ветхий Завет. «Перенос ковчега». Священник Константин Корепанов

У книжной полки. Нескучная жизнь православного миссионера

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Читайте также:  День скорби и памяти черкесского народа

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 15-я по Пятидесятнице

Мф., 92 зач., 22, 35–46

Тогда некий законник подошел к Иисусу, и, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

В этом Евангелии нам говорится о тайне любви, об ответственности нашей в употреблении святых слов. Таких, как слово «любовь». Накануне Страданий Христовых, накануне Креста Господня, когда первосвященники, книжники и фарисеи, знатоки Священного Писания, приступают ко Господу, стараясь уловить Его. И один из них, из этих законников-богословов, спрашивает Господа, какая заповедь наибольшая. Может, не все знают, что книжники учили, что если внимательно изучать закон, то в нем можно насчитать 613 заповедей. 248 из них являются утвердительными, то есть говорящими о том, что надо делать, а остальные 365 – отрицательными, предупреждающими, чего делать не д о лжно.

Что об этом думает Христос? К Нему обращается профессор богословия, и мы не слышим интонации его голоса – с почтением он обращается ко Христу или с торжествующей насмешкой. Если Господь возвысит одну заповедь, то Он умалит другие, а все заповеди равноценны пред Богом, говорят они. И Христос говорит о любви не потому, что эта заповедь исключает другие, а потому что она включает в себя все заповеди.

Христос не противопоставляет любовь закону, но показывает, какая величайшая заповедь сокрыта внутри закона, какое сокровище хранится в его глубине. Весь закон и пророки, говорит Он, утверждаются на этих двух заповедях. Это значит, что все Писание лишается смысла – все заповеди – если нет в них любви, по крайней мере, устремленности к любви.

Мы знаем, как слово Божие говорит нам о любви. Действительно, Бог наш есть любовь. Все в мире – и небо, и земля, не только закон и пророки – утверждается на любви. Убери закон любви, и все рассыплется. Все пророки говорят о любви и живы любовью, потому что только любовь зряча. Только любовью можно видеть то, что происходит здесь, на земле, и в вечности. И только любовь делает законными отношения между людьми. И ничто не является в нашей вере истинным и православным, если на первом месте не стоит любовь.

Святые отцы говорят, что любовь – это главная крепость. Только в ней может обретать безопасность воинство Христово, то есть мы, ищущие Господа. Любовь – это самая главная тайна человека. Что такое человек? Это существо, созданное Богом для любви. И потому так возненавидел сатана человека.

Короткое и сладкое слово «любовь». Сладкое, как «Иисусе Сладчайший», как имя Божие сладкое. В любви – исполнение всего закона, и иго заповедей с любовью воистину легко. Господь говорит: «Возьмите иго Мое на себя» – и если бы мы среди этого страшного мира научились ходить этим древним и вечно новым путем, то уже здесь, на земле, мы «обрели бы покой душам нашим».

И вот, мы слышим в Евангелии сегодня, как книжники и фарисеи, ветхозаветные богословы, умолкают после такого ответа Спасителя. А Он в Свою очередь задает им Свой вопрос: «Что вы думаете о Христе, Чей Он Сын?» Вопрос, ответ на который известен им был лучше всего, потому что они каждый день в катехизисе несколько раз повторяли, что Христос – это Сын Давидов. Это, в конце концов, перифраз «Сын Давидов – Помазанник», то есть Христос. Поэтому для них не составляет никакого труда ответить на вопрос Спасителя.

Читайте также:  СТИХИ К 9 МАЯ картотека на тему

Но если Христос – Сын Давидов, спрашивает их Господь, то почему же Давид называет Его Господом? Все мы можем прочитать это в 109 псалме. И ясно, что ответ, который они дают – недостаточный, неадекватный. В самом деле, когда какой отец обращался к своему сыну как к Господу? И для тех, кто не знают Божественности Христа, это не может не быть абсурдом.

Поэтому они молчат – они не знают, что отвечать Господу. Либо молчат, потому что в нечестии своем не желают признать Мессию Богом. Так далеко зашло их богословие, что они уподобляются самому сатане, который цитирует Священное Писание.

А для нас, знающих Бога, ответ – по дару Божию, по дару Христовой любви, по дару Духа Святого, так же как это было Духом Святым дано Давиду исповедовать Христа Господом – ответ совершенно ясен. Как Бог – Христос Господь для Давида, а как человек – Он Сын Давидов. То, что Он Сын Давидов, можно узнать, изучив родословные, а то, что Он Бог, невозможно никаким умом постичь.

Именно потому, что Господь наш Иисус Христос – Господь для Давида, можем мы постигать, что Он Сын Давидов. Постигать тайну Его Божественного истощания, тайну Его любви, когда Он становится человеком, когда Он принимает весь путь человеческий до конца, до смерти крестной.

Господь заграждает уста этим лжебогословам, «и с того дня, – как говорит Евангелие, – никто из них уже не спрашивал Его ни о чем». Не смел Его спрашивать. Можно было бы, конечно, спрашивать о многом, если бы тот же самый вопрос был задан бы по-другому. Потому что если бы они искали истину, услышав это, они бы задавали еще и еще вопросы, и самый главный вопрос они бы задали: что же нам делать, чтобы спастись? Но поскольку цель у них была другая, то они отошли от Него.

О чем говорит нам сегодня слово Божие? О том, что все христиане без исключения призваны быть богословами, не уступающими ни в чем книжным богословам. Оттого, что они помазаны тем же помазанием, каким был помазан Христос – Духом Святым по дару Христа, по дару Креста Его, по дару Его любви к нам. Наше слово о Боге будет только тогда истинным, когда мы имеем любовь ко Господу. Есть два способа изучения богословия. Одно внешнее знание, книжное. Книги нужно читать, каждый кто сколько может вместить, но есть и другой способ – это когда жизнь наша, согласная с самой главной тайной Христа, с Его Крестом, с Его любовью, постигает непостижимое ни для какого ума.

Что вы думаете о Христе? – спрашивает Господь, в конце концов, каждого человека. Потому что каждый человек (не только христиане) говорит свое слово о Боге. Одни не думают о Нем совсем ничего, даже христианские богословы могут ничего не думать о Нем. Другие могут умалять Его честь и достоинство. Мы знаем, какие еретики были в Церкви Христовой и какие доныне есть. Третьи могут быть злобно настроены против Него, как вот эти богословы книжники. И так каждый человек, так или иначе, оказывается богословом.

Для тех, кто уверовал во Христа, Господь драгоценен. И то, что они думают о Христе, драгоценно. Будь это смиренные рыбаки апостолы. Апостол Иоанн Богослов – его Евангелие, его Апокалипсис, его Послания – все свет Духа Святого и любовь Божественная. Или преподобный Силуан Афонский, память которого недавно совершалась, – простой тамбовский крестьянин, который пишет такие поразительные слова о Боге. И день, и ночь плачет его душа о Христе и о том, что другие люди не думают об этом, и поэтому теряют все и погибают.

Сегодня Святая Церковь предупреждает нас против внешнего богословия, не потому что оно плохо, а потому что существует опасность так называемого интеллектуализма, когда все пропускают только через голову, а не через душу и сердце. Такие богословы могут быть очень образованными людьми, они могут очень хорошо говорить, но самого главного нет в их слове. С одной стороны существует опасность богословского невежества, с другой – дерзкая попытка познать истину одним умом.

Мы должны всегда помнить, что главное, определяющее нашу мысль, наш дух и наше исповедание веры – это поклонение Кресту Христову. Если оно подлинно, то открывается нам любовь Божия, даруется нам благодать Духа Святого, через которую мы познаем все тайны жизни – и кто был и есть, и во веки будет Спаситель наш Мессия Христос.

Мы видим сегодня эту полноту и неповрежденность исповедания истины по тому сонму, недавно прославленному, новых мучеников и исповедников Российских. По тому множеству святых угодников Божиих, которые все изображаются с крестом. Каждый из них держит в кресте всю тайну богословия, всю тайну того, Кто есть Христос и по человечеству, и по Божеству, и приобщенность этому богословию. И мы должны увидеть славу, которую хранит наша Церковь, и быть достойными этой славы, этого богословия.

И еще раз скажем: нелепо думать, что кто-то здесь будто бы выступает против внешнего знания. Но только любовью можно постигнуть, почему Давид называет Христа Господом. Только благодатью Креста, когда мы всей жизнью приносим Ему поклонение.

Крест – это то, где соединяются неразрывно истина и любовь, потому что мы знаем, сколько любви погибает в мире без истины. Крест – это самая мудрая книга, какую только можно прочесть. Кто не знает этой книги, тот невежда, даже если он знает наизусть все Священное Писание. Подлинные богословы только те, кто любят эту Книгу, учатся у нее, углубляются в нее. Все горькое, что есть в этой Книге, не будет никогда достаточным для того, кто хочет насытиться ее сладостью, потому что эта сладость – Христова истина и любовь.

Источник