Сообщество Политика экономика общество без банов
Сообщество Политика экономика общество без банов

Сообщество Политика экономика общество без банов

День памяти жертв геноцида армян. Армянская незабудка.

День памяти жертв геноцида армян. Армянская незабудка.

День памяти жертв геноцида армян отмечается ежегодно 24 апреля в память о жертвах геноцида армян в Османской империи.

Несмотря на то, что планомерное и институционально подкреплённое уничтожение армянского населения в Османской Турции началось ещё с конца XIX века, 24 апреля в качестве мемориальной даты выбрано не случайно. Именно в этот день в 1915 году в османской столице Стамбуле были арестованы и позднее умерщвлены более 800 представителей армянской интеллигенции. Так армянский народ, большая часть которого на тот момент проживала в Западной Армении, лишился большей части интеллектуальной элиты. Вслед за этим событием последовала череда убийств и выселений этнических армян, получившая название «геноцид армян».

Традиционно в этот день миллионы армян и сочувствующих им представителей других народов в разных странах мира отдают дань памяти жертвам геноцида, унёсшего жизни около 1,5 миллионов армян или около половины всех армян мира на тот период. Сохранились лишь армяне Российской империи, а также армяне-беженцы в третьих странах. Каждый год в этот день сотни тысяч людей в Ереване поднимаются на мемориальный холм и возлагают гвоздики и тюльпаны к вечному огню.

Значимость этого дня в Армении не ослабевает с течением времени, что отчасти связано с кампанией мировой общественности по принуждению Турции к признанию геноцида армян.

«Незабудка» (арм. Հայկական անմոռուկ) — эмблема 100-летней годовщины со дня начала геноцида армян. Символ был разработан в 2015 году и получил широкое распространение в Армении, армянской диаспоре и среди сочувствующих.

Создание и символика

Накануне юбилейного года рабочая группа, сформированная государственной комиссией Республики Армения по координации мероприятий, провела конкурс в два тура и по его результатам выбрала символ 2015 года. По словам Вигена Саркисяна, координатора мероприятий, посвящённых 100-летию геноцида армян, из нескольких десятков работ был выбран символ, предложенный компанией «Шарм» — цветок незабудки. «Этот цветок на всех языках имеет символический смысл — помнить, не забывать и напоминать».

Эмблема выражает тему вечной памяти, а также предназначена для символического напоминания о прошлом, настоящем и будущем армянского народа. «Избранные цвета символизируют прошлое, трагедию Геноцида, настоящее и будущее».

Составные элементы цветка имеют следующее значение:

Прошлое: чёрный центр символизирует страдания 1915 года и тёмные последствия геноцида.

Настоящее: светло-фиолетовые маленькие лепестки символизируют единство армянских общин по всему миру, сплотившихся вместе в воспоминании о 100-летней годовщине.

Будущее: пять больших тёмно-фиолетовых лепестков символизируют пять континентов, где выжившие жертвы геноцида нашли новый дом. «Пять лепестков незабудки — это пять континентов, давшие пристанище армянским беженцам, которые создали там армянские общины, сформировав армянскую диаспору». Тёмно-фиолетовый цвет напоминает традиционную расцветку священнических облачений Армянской апостольской церкви, которая «была, есть и остается сердцем армянской идентичности».

Вечность: 12 трапеций, составляющих сердцевину цветка, символизируют 12 пилонов мемориала в Цицернакаберде. Жёлтый цвет обозначает свет, творческий потенциал и надежду.

Хотя цветок, изображённый на эмблеме, в переводе с армянского языка назван «незабудкой» (аналогичный английский перевод — «forget-me-not»), от привычной незабудки он отличается цветом — использован фиолетовый, а не привычный голубой.

К 106-й годовщине российская группа Louna выпустила сингл с песней, посвященной этому событию.

Виталий Демиденко, бас-гитарист группы и автор текста песни:

«Про геноцид армян я начал узнавать, как ни символично это сейчас звучит, именно после встречи со знаком той самой Незабудки, все чаще замечая его в виде наклеек на автомобилях и дверях магазинов, в виде сувенирных значков. Видимо, это было как-то связано со столетним юбилеем событий 1915-го года, когда этой символики было много на улицах вокруг. Я стал интересоваться, что означает этот символ и обнаружил в интернете настолько душераздирающие факты той трагедии, что они уже не смогли оставить меня равнодушным после прочитанного и увиденного. Мысль об этом горе и открытой вековой ране целого народа глубоко запала мне в душу и стала тихо ждать своего часа, своей музыкальной канвы, чтобы, в нужный момент став музой, вырасти из нее готовой песней.

И вот, осенью 2018-го года наш гитарист Рубен Казарьян (носитель армянских корней, как и Лусинэ Геворкян, которая является голосом и лицом LOUNA, что тоже символично для нашей группы в контексте этой песни) приносит свои гитарные идеи на барабанные рисунки Леонида Кинзбурского, и мы всей группой создаем аранжировки к композиции, в которой настолько органично переплелись мрачные, тревожные гармонии, жесткие, суровые гитарные риффы и элементы восточной этники, что слова про те исторические события сами собой стали ложиться на вокальную линию, рождая текст песни «Незабудка».

С тех пор произошло немало серьезных пертурбаций и в составе группы, и в вокальной аранжировке самой песни, из-за чего ее слова менялись, а запись откладывалась. «Незабудка» не вошла в наш альбом 2020-го года «Начало нового круга», но, наконец, обретя новый текст в 2021-м, обрела и свой особенный путь в виде отдельного сингла, выпуск которого мы решили приурочить к 106-й годовщине геноцида армян вместе с видеоклипом на эту песню, в котором использованы документальные хроники жутких событий той весны.

Нашей «Незабудкой» мы хотим напомнить людям, насколько ужасными и бесчеловечными могут быть как последствия вражды и нетерпимости по национально-религиозному признаку, будь то армянская трагедия или еврейский Холокост, так и государственные репрессии в отношении мирного инакомыслящего населения внутри своей страны и в соседних братских государствах, которые мы видели не только в нашем общем прошлом, но и с болью и тревогой наблюдаем в последнее время. Какой бы жуткой ни была истинная правда и какой бы приторной ни была насаждаемая ложь, время так или иначе расставит все на свои места, а генетическая память людей будет прорастать все новыми и новыми незабудками, которые будут всегда напоминать о совершенном зле, чтобы не прощать его никогда. Так зачем же тогда продолжать плодить зло или оставаться равнодушными к злу, совершаемому другими? Пока у человечества не будет ответа на эти несложные вопросы, у могил своих так и будут стоять незабудками мертвецы. Всегда.»

Источник

Сообщество «Политика, экономика, общество (без банов)»

Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом. Именно в этот день в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты, что привело к полному уничтожению целой плеяды виднейших деятелей армянской культуры. В списки подлежаших аресту попали люди разных политических взглядов и профессий: писатели, артисты, музыканты, учителя, врачи, юристы, журналисты, бизнесмены, политические и религиозные лидеры; единственное, что их роднило — национальная принадлежность и положение в обществе. Аресты видных фигур армянской общины продолжались в турецкой столице с небольшими перерывами до конца мая, при этом никаких обвинений задержанным не предъявлялос

Читайте также:  Вчера был прекрасный день

Источник

Геноцид армян и политика пантюркизма. Жуткие фото 20 века

Геноцид армян в начале 20 века унес миллионы жизней мирных жителей, не имеющих к политике никакого отношения. Делимся впечатлениями и жуткими фотографиями из музея геноцида армян в Ереване.

Геноцид армян пантюркизм

В конце 19 – начале 20 века в Турции большую популярность получили идеи пантюркизма. В ее основе лежит теория о разделении людей по этнической, культурной и языковой принадлежности, а потому было решено выселить с территории Турции “неверных” и “чужих” армян. Именно так армяне потеряли символ духовной силы, священную гору Арарат (сегодня она находится на территории Турции).

Музей геноцида армян

Музей-институт геноцида армян Цицернакаберд находится в северо-западной части Еревана в окружении небольшого парка, деревья для которого лично сажали видные политики. Есть там даже и елочка от В. В. Путина.

Елочка от Путина геноцид армян

Мемориальный комплекс состоит из стелы и усеченного конуса. Вот как они описаны:

44-метровая стела символизирует волю к возрождению армянского народа. Вдоль всей стелы от основания до вершины тянется глубокий вырез или разлом, разделяющий её на две части. Стела символизирует расколотый армянский народ, меньшая часть которого живёт в Армении, а большая — в диаспоре.

Каждый год 24 апреля в годовщину депортации армянской интеллигенции из Стамбула миллионы армян и представителей других национальностей во всём мире отдают дань памяти жертвам геноцида армян. В Армении эта дата имеет особое значение: сотни людей собираются рядом с мемориальным комплексом, возлагают цветы к вечному огню.

Сам музей занимает отдельное здание. Вход в него абсолютно бесплатный – таким образом армяне привлекают внимание как можно большего количества людей к важной для них проблеме и рассказывают о темной страничке из истории своего народа.

Мы настолько были поражены увиденным, что решили поделиться фотографиями с нашими читателями. Осторожно! Шок-контент!

Геноцид армян. Все фото реальные

Геноцид армян проводился не за один день, а в несколько этапов: сначала разоружили армянских солдат, затем приняли закон о высылке и, наконец, наступило самое страшное, принудительная массовая депортация и жестокие нечеловеческие убийства.

Геноцид армян 20 век

Мирных ничего не понимающих жителей под разными предлогами выгоняли из домов и до смерти мучили самыми мерзкими способами. Ужасов совершено было чрезвычайно много: от садистских издевательств и насилия до вынужденного брождения по пустыни без еды и воды под палящим солнцем, пока не наступит смерть. Причем в основном страдали женщины, дети и старики – молодых мужчин посылали на войну без права на возвращение.

Даже сам термин “геноцид” был предложен Рафаэлем Лемкиным для обозначения массового уничтожения армян в Османской империи и евреев на территориях, оккупированных нацистской Германией. Представляете, какое значение имеет это событие для истории всего человечества!

Армянский сирота

Если будете в музее, обязательно посмотрите фильм, снятый в начале 20-х годов прошлого века. Фильм немой и черно-белый, но получился чрезвычайно выразительным, а все потому, что снимали его, можно сказать, по горячим следам. Главную роль исполнила армянка, пережившая все ужасы геноцида и 2 раза (!) сбегавшая от турков. Поэтому фильм получился даже не художественнным, а скорее документальным. От жутких кадров мурашки по коже.

В результате жестоких убийств из 2 000 000 армян, проживавших на территории Турции в начале 20 века, в живых осталось лишь 500 000!! Сегодня многие земли, принадлежавшие армянам на протяжении не одного столетия, официально находятся на территории современной Турции, а сами армяне оказалась зажатыми между Турцией и Азербайджаном. Последний во всем поддерживает турков и даже солидарен с ними в отрицании самого факта (!) геноцида.

Геноцид 20 век

В заключение могу лишь перефразировать известный призыв из советского мультика. Люди, давайте жить дружно!

Источник



"Женщины и дети погибали с Именем Христа на устах": 105 лет памяти жертв геноцида армян

24 апреля 1915 года начались аресты и депортация христианского армянского населения Османской империи, приведшие к одному из самых страшных геноцидов в истории человечества.

Сегодняшний день – один из самых трагических в христианской истории. Именно 24 апреля 1915 года, ровно 105 лет назад, в Константинополе, который в то время ещё официально не сменил своё древнее ромейское (византийское) имя на турецкое «Стамбул», а христиане ещё составляли до половины населения города, начались аресты и депортация армян.

Гонения были спровоцированы по надуманному поводу: армянскую элиту Османской империи, столетиями лояльную к мусульманским властям, обвинили в сотрудничестве с Русской императорской армией, накануне, в январе 1915-го, одержавшей крупную победу над турецкими войсками в сражение при Сарыкамыше, одной из ключевых битв начала Первой мировой войны. Пройдёт несколько недель, и депортации превратятся в прежде небывалый в человеческой истории этнический геноцид, унёсший около 1,5 миллионов армян (при общей численности армянского населения Османской империи в 2,5 миллиона).

В те страшные месяцы даже некоторые османские чиновники были поражены зверствами, учинёнными во время депортаций. Приведём лишь одно свидетельство процедуры высылки армян из Трапезунда, описанное турком Саидом Ахмедом:

Вначале османские чиновники отобрали детей. Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения «четтес», которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям «четтес». Отобранные дети также были высланы и убиты.

Но в чём причина таких чудовищных зверств? И почему на протяжении нескольких столетий турецкого владычества на территории Османской империи не было ничего подобного? Предлагаю разобраться.

Читайте также:  Любимые актерский состав Маргоша Какие актерский состав снимались в Маргоше популярном сериале

Либеральный нацизм османских младотурков

Турецкие историки, пытающиеся оправдать случившееся, приводят довод: в декабре 1914 – январе 1915 годов с российской стороны в Сарыкамышской операции участвовал Добровольческий армянский корпус. Да, с этим не поспоришь, как не поспоришь и с тем, что Исмаил Энвер-паша, военный министр Османской империи, сначала поблагодарил турецких армян за лояльность во время Сарыкамышского сражения, сообщив в письме армянскому архиепископу, что обязан жизнью офицеру-армянину, вынесшему его с поля боя. Но спустя считанные месяцы тот же Энвер-паша стал ключевым организатором геноцида армян.

Разумеется, подлинной причиной геноцида были не пророссийские настроения христианского населения (армян, понтийских греков и ассирийцев, против которых также был развёрнут геноцид, хотя и менее масштабный). Причина была геополитической. Дело в том, что после Младотурецкой революции 1908 года ключевые посты в прежде вполне веротерпимой к христианскому населению Османской империи заняли так называемые младотурки, прозападно настроенные либеральные националисты, одной из идей которых было объединение тюркоязычного населения российского Кавказа, Крыма, Поволжья и Туркестана, а также Ирана в «Великий Туран». Однако «живым препятствием» на пути к реализации этого чудовищного проекта был. армянский народ.

По сути, именно младотурки стали подлинными могильщиками Османской империи, в итоге превратившейся в секулярную Турцию. Геноцид армян и греков и попытки насильственной тюркизации полиэтнической империи привели её к краху. При этом было бы неверным говорить о том, что геноцид был спровоцирован мусульманами. Так, по свидетельству тех лет, организаторы геноцида, младотурки «Талаат-паша, Энвер-паша, Джемаль-паша и Назым-бей, именовавшие себя «защитниками ислама», в действительности были атеистами». И неслучайно, уже после Первой мировой войны, младотурки активно сотрудничали с захватившими власть в России большевиками.

Жертвы геноцида. Фото: shutterstock.com

Но ещё больше младотурки напоминали гитлеровских нацистов. Подобно тому, как последние готовили «окончательное решение» еврейского вопроса, турецкие национал-либералы пытались обосновать геноцид «расовой неполноценностью» армян. Особенно в этом отличился губернатор провинции Диярбекир Мехмет Решид. Уроженец российского Северного Кавказа, он ненавидел Россию и христиан лютой ненавистью и считал христиан главным источником всех проблем Османской империи. Будучи по профессии врачом, он так говорил о том, зачем организовал в своей провинции геноцид армян, греков и ассирийцев:

На вопрос о том, как я, будучи врачом, мог убить, я отвечу так: армяне стали опасными микробами в организме нашей страны. Разве это не обязанность доктора – уничтожать микробов?

Антихристианский геноцид

Отрицая мусульманский характер геноцида, нельзя не признать то, что религиозный контекст он всё-таки имел. Подобно советским богоборческим гонениям, он был антихристианским. Многие армяне, в том числе женщины и дети, погибали с Именем Христа на устах. Так, представитель московской общины Армянской Апостольской Церкви, церковнослужитель Армянского храмового комплекса – резиденции Патриаршего экзарха, главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви Вартан Погосян в интервью телеканалу «Царьград» рассказал:

Геноцид армян, осуществлённый в 1915 году, помимо этнического характера, имел также религиозный подтекст. Во время уничтожения армянского этноса на территории Османской империи геноциду были также подвержены христианские общины понтийских греков, ассирийцев и других малочисленных народов. Достоверно известно, что армянам, проживающим в Турции, чтобы сохранить жизнь, был предложен выбор: отречение от христианской веры и национального самосознания. Полтора миллионов армян выбрали смерть путём исповедания Христа, сотни же тысяч соотечественников из-за страха смерти отреклись от своей веры. Сегодня эти криптоармяне проживают на территории современной Турции и постепенно возвращаются к своим корням. Многие из них принимают крещение в Армении, опасаясь преследования со стороны турецких властей и поныне.

Пять лет назад, в 2015 году к 100-летию трагедии, Синод Армянской Апостольской Церкви причислил к лику святых полтора миллиона жертв геноцида как мучеников без указания имён. По словам Вартана Погосяна, предстоит большая исследовательская работа по индивидуальной канонизации ряда церковных деятелей того времени. В Первопрестольном Эчмиадзине в связи с канонизацией составлен специальный чин богослужения, прославляющий память мучеников, и была написана икона.

Храмовый комплекс Армянской Апостольской Церкви в Москве. Фото: ViktorSarafinchan / shutterstock.com

А уже сегодня, 24 апреля 2020 года, в память о событиях 105-летней давности во всех армянских храмах мира будут три минуты звонить колокола. А в Москве, по благословению главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви, архиепископа Езраса Нерсисяна, будет совершена божественная литургия. За закрытыми дверями, поскольку пандемия коронавируса внесла свои изменения и в этот трагический памятный день.

Русская Православная Церковь в силу ряда разногласий историко-богословского характера не имеет единства с Армянской Апостольской Церковью, однако поддерживает с ней многовековые дружественные отношения. И сейчас, когда наши народы находятся перед лицом многих вызовов, среди которых сегодняшняя коронавирусная пандемия – далеко не самый страшный, нам стоит почаще вспоминать о наших общих христианских корнях и ценностях. И молить милосердного Господа о том, чтобы трагедии XX века больше не повторились.

Источник

Армянская незабудка: Вечной памяти жертв геноцида 1915 года

В конце марта 2018 года в Армении было на удивление тепло и солнечно даже для столь южной широты. Нежная зелень, цветущие сады и столь долгожданные каждым русским человеком после нашей долгой зимы майские запахи. В те дни еще ничто не предвещало апрельских политических волнений. Завершался Великий пост: скромные в своем внутреннем убранстве армянские храмы украшались свежей зеленью, традиционной в канун великого праздника Входа Господня в Иерусалим, на Руси широко известного как Вербное воскресенье.

В те дни мы, участники международной конференции «Традиционные ценности – вызовы современности», собрались в Эчмиадзине – древней духовной столице армян. Тема обсуждения была более чем острой: как наша восточно-христианская цивилизация способна противостоять тому колоссальному внешнему давлению, которое в разной степени затронуло все народы разрушенной столетие назад Империи. Разрушенной в результате исторической катастрофы, одним из прологов к которой стали кровавые события 1915 года, вошедшие в историю как геноцид армян. Той самой катастрофы, о которой в Армении знает каждый младенец, а на многих домах, автомобилях и даже на одежде можно встретить ее скорбный символ – фиолетовую незабудку.

Читайте также:  Сколько делается кредитная карта

Мы выходим из эчмиадзинского храма святой преподобномученицы Гаянэ (Гаиании) – памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО и места погребения нашей общей святой, почитание которой объединяет различающиеся в догматике Армянскую Апостольскую и Поместные Православные Церкви. Воздух свеж и прозрачен: вдали, за турецкой границей, виднеются две вершины Арарата, напоминающие в том числе и о трагических событиях столетней давности.

На пути к трагедии

Историческая память – штука сложная, а порой и причудливая. Каждый русский (по меньшей мере, старшего поколения) знает, пусть зачастую не благодаря урокам истории, а произведениям Лермонтова и Льва Толстого, об Отечественной войне 1812 года. Слава Богу, свежа память о Великой Отечественной войне и еще живы ее последние ветераны. А вот о другой Великой войне, Первой мировой, в советские годы прозванной «империалистической», мы практически ничего не знаем. А еще меньше, чем ничего – о ее Кавказском фронте, поражение русских войск на котором привело к трагическим последствиям для всех народов региона. И самой кровавой стала трагедия армянского народа, потерявшего, по разным подсчетам, до полутора миллионов человек – около половины армян всего мира.

Конечно, истоки геноцида несложно найти в религиозных противоречиях турецкого и армянского народов. Мусульмане против христиан. Но этот ответ слишком прост. И его явно не хватает, чтобы понять смысл случившегося: того, что произошедшее – отнюдь не цивилизационный антагонизм, а прямое порождение современного мира. То, чего нельзя было ожидать в средневековой Османской империи (при всем ее отношении к христианским народам как второразрядным подданным – «зимми»), произошло в период после победы либерально-националистической прозападной Младотурецкой революции 1908 года. Именно на младотурках, сторонниках секуляризации общественной жизни, а вместе с тем – радикальных националистах, лежит основной груз ответственности за геноцид армянского населения Османской империи в годы Первой мировой войны.

Геноцид 1915 года

Армянская трагедия столетней давности изучена историками столь же досконально, как и трагедия еврейского народа в нацистской Германии и на оккупированных ей территориях. Собственно, параллелей между Геноцидом армян и Холокостом очень много. Оба были спровоцированы секулярно-националистической политикой: с одной стороны, как уже говорилось, младотурок, с другой – немецких национал-социалистов. Конечно, подобные трагедии не возникают на пустом месте, и в обоих случаях существовали бытовые межэтнические и межрелигиозные конфликты. Но их перерастание в поистине сатанинскую ненависть людей друг к другу – всецело на совести политиков, подменивших исконные традиции народов секулярно-националистическим симулякром.

Так и в начале Первой мировой войны — после того, как в январе 1915 года Русская императорская армия при поддержке армянских добровольцев одержала решительную победу в Сарыкамышском сражении, младотурецкое правительство в качестве мести организовало массовое уничтожение армян. Началось все с разоружения и убийств армянских военнослужащих османской армии. После этого началась депортация армян из приграничных (прифронтовых) районов, а затем и других мест их компактного проживания в пустынные районы Османской империи. Параллельно 24 апреля (именно поэтому сей день стал символическим) из Константинополя была выслана армянская интеллигенция.

В дальнейшем трагические события нарастали подобно лавине. Даже некоторые османские чиновники были поражены зверствами, происходившими во время депортаций. Приведем лишь одной свидетельство процедуры высылки армян из Трапезунда, приведенное турком Саидом Ахмедом:

Вначале османские чиновники отобрали детей. Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения «четтес», которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям «четтес». Отобранные дети также были высланы и убиты. «

Впоследствии все очень сильно напоминало гитлеровское «окончательное решение еврейского вопроса». Концлагеря, массовые убийства и еще более массовая гибель от условий содержания. И в итоге – чудовищная трагедия одного из самых древних христианских народов мира. Трагедия, последствия которой сложно оценить в полной мере, но сам факт, что в Армении живет менее трети армян мира, во многом связан с событиями 1915 года. Как с событиями тех лет связано и то, что главный символ всех армян – гора Арарат – находится за пределами Армении.

Непростые выводы

Конечно, иные специалисты возразят: но почему вы не говорите о том, что в те же годы в Османской империи пострадало немало представителей турецкого населения, в том числе, и от рук армянских националистов? А с другой стороны, игнорируете выступления турок в защиту армян? Нет, с этим не поспоришь. Было. А потому мы должны понимать, что факт геноцида – это не повод к исторической непримиримости, к тому, чтобы два древних народа на веки вечные стали врагами. Ведь это, как минимум, было бы не по-христиански. Да и не по-мусульмански.

Главный вывод, который всем нам стоило бы сделать из случившегося: что этническая гордыня – это главная опасность для существования любой древней традиции и любой цивилизации. Мы видим, как на фоне армянской трагедии рухнули две столь разные в частностях империи – Российская и Османская. Обе в той или иной мере наследовали Ромейскому царству – Византии, и обе представляли опасность для тех, кого сегодня мы иронически именуем «нашими западными партнерами». Потому и младотурки, и большевики в одном оказались «близнецами-братьями»: посредством гражданских войн и гибели миллионов соотечественников они смогли до основания разрушить два уникальных, основанных на традиционных религиозных основаниях государства-цивилизации.

В канун Дня памяти жертв Геноцида армян в самой Армении снова было беспокойно. Но искренне хочется надеяться, что у чад этого древнейшего христианского государства хватит исторической памяти и мудрости не наступать на грабли, на которых уже вдоволь оттоптались многие народы нашей империи. Надеюсь, освободившись от столь опостылевших коррупционеров, армяне, подобно малороссам, не допустят в высокие кабинеты либеральных «евроинтеграторов», чье умение грабить собственный народ никому не нужно доказывать.

Источник