Организация режимных моментов в лагере
Режим дня – это определенный порядок чередования различных видов деятельности и необходимых бытовых функций (еда, сон, личная гигиена и т.д.), который формирует определенный уклад жизни детского оздоровительного лагеря.
Режим дня лежит в основе планирования жизни лагеря в целом и каждого отряда в отдельности. Поэтому он несет в себе важное организующее начало, и одновременно в нем заложен большой воспитательный эффект.
Грамотно построенный режим вносит в жизнь вашего отряда системность, определенность, помогает избежать беспорядка, неразберихи, способствует выработке у ребят полезных привычек и навыков, формирует и развивает у них такие качества, как организованность, целенаправленность действий, приучает их к самодисциплине.
Чтобы создать у вас более полное представление о режиме дня детского оздоровительного лагеря, приведем извлечение из документа «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03» от 17 марта 2003г.
«VII. Режим дня в загородных оздоровительных учреждениях.
7.1. В целях оздоровления и обеспечения полноценного отдыха детей и подростков необходимо обеспечить рациональную организацию режима дня:
· оптимальное чередование всех видов деятельности с учетом возраста, пола, состояния здоровья и функциональных возможностей детей;
· максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы;
· проведение культурных, оздоровительных, физкультурных мероприятий;
· достаточную продолжительность сна;
7.2. Режим дня в оздоровительных учреждениях строится в зависимости от возраста детей. В распорядке дня необходимо выделять детям не менее 1,5 часов свободного времени с распределением его на первую и вторую половины дня.
7.4. В учреждении организуется с учетом воспитательной иоздоровительной направленности в соответствии с возрастом детей следующие виды деятельности:
· для детей 6-10 лет допускается уборка постелей, несложные работы по уходу за помещениями и территорией, сбор ягод и лекарственных трав под наблюдением воспитателя;
· для старших школьников – дежурство по столовой (сервировка столов, уборка грязной посуды);
· для детей старше 14 лет – уборка обеденного зала, благоустройство территории, уборка спальных комнат.
7.5. Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья); с опасностью для жизни (мытье окон, протирка светильников), работам, опасным в эпидемиологическом отношении (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна); запрещена уборка мест общего пользования (лестничных площадок, пролетов и коридоров) и мытье полов с применением моющих и дезинфицирующих средств.
7.6. При дежурстве в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи на кухне, резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. Запрещен вход детей в производственные помещения пищеблока.
7.7. Дежурство детей по столовой и территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7-10 дней».
Примерный распорядок дня
Элементы режима дня | Время |
Подъем и уборка постелей | 8:00-8:10 |
Утренняя гимнастика | 8:10-8:30 |
Время личной гигиены | 8:30-8:50 |
Утренняя линейка | 8:50-9:00 |
Завтрак | 9:00-9:30 |
Отрядные и общелагерные дела, работа кружков, участие детей в общественно-полезном труде, оздоровительные процедуры (воздушные, солнечные ванны, душ, купание), обучение плаванию | 9:30-12:00 |
Свободное время | 12:00-13:00 |
Обед | 13:00-13:45 |
Послеобеденный дневной отдых | 14:00-16:00 |
Полдник | 16:00-16:30 |
Занятия в кружках, спортивных секциях, разновозрастных группах и объединениях, участие в общелагерных и отрядных мероприятиях | 16:30-18:30 |
Свободное время, игры, индивидуальное чтение | 18:30-19:00 |
Ужин | 19:00-20:00 |
Отрядные и массовые мероприятия, подведение итогов дня. | 20:00-21:30 20:00-22:00 |
Вечерний туалет | 21:30-22:00 22:00-22:30 |
Сон | 22:00-8:00 22:30(23:00)-8:00 |
В последних строках верхнее время указано для младших отрядов.
Рассмотрим подробно элементы режима дня.
Подъем
Подъем в летнее время в 8:00. Вожатому до подъема детей нужно привести себя в порядок, поделиться с напарником информацией с планерки и обсудить план на день. Тем вожатым, которые живут не вместе с детьми своего отряда, необходимо прийти в отряд за 15 минут до подъема. Будить детей надо спокойно, без криков и громкой музыки. Зайдите сами в каждую комнату, убедитесь, что все дети встали. Минут через пять пройдите снова по всем комнатам и, если кто-то еще не встал, настойчиво потребуйте, чтобы все поднялись, оделись и построились на зарядку.
«Ураган» – слишком резкий подъем и недостаточный контроль за тем, как одеты дети, все ли вышли на построение.
«Побудка мимоходом» – заглянув в спальню, и сообщив детям, что уже утро, вожатый ограничивается этим.
«Казарма» – свирепый вид, экстремальная лексика и упражнения типа «подъем-отбой» едва ли создадут у детей радостное восприятие начинающегося дня.
«Всё идет само собой» – даже в конце смены не надо легкомысленно рассчитывать, что процедура подъема пройдет без вашего вмешательства.
Зарядка
Зарядка начинается в 8:10. Она помогает окончательно проснуться, сбросить с себя остатки сна, размять мышцы, получить необходимый заряд бодрости на весь день. Успешность организации утренней зарядки определяется несколькими компонентами: хорошо подобранный комплекс упражнений, музыкальное сопровождение, четкая организация процедуры начала и окончания зарядки, и, конечно же, ее творческая сторона.
Занимайтесь зарядкой вместе с детьми, предложите детям своего отряда помочь в ее проведении, это может быть одним из творческих заданий либо сменным поручением. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и подготовленности. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут на открытом воздухе, в дождливую погоду – в хорошо проветриваемом помещении.
«Эпидемия» – группа детей, ссылаясь на плохое самочувствие, отказывается от зарядки, и вы оставляете их в корпусе.
«Спортивный клуб вожатых» – группа развлекающихся вожатых, с юмором и образцово выполняющих комплекс упражнений. Это смотрится эффектно, но, в первую очередь, нужно следить за детьми.
Время личной гигиены и уборка комнат
Вернувшись с зарядки, детям дается время, чтобы они привели себя в порядок: почистили зубы, умылись, причесались, оделись по погоде. Дети должны заправить кровати, аккуратно сложить вещи в шкафу, навести порядок в тумбочке, повесить полотенца на спинку кровати, привести в порядок обувь, собрать мусор, подмести пол. Вожатому необходимо постоянно контролировать этот процесс, напоминая, что еще надо сделать, и в каком окончательном виде должна, быть комната.
Типичные ошибки:
«Замкнутый круг» – дети, наведя порядок в палате, возвращаются туда за вещами сразу после уборки и тем сводят ее к нулю.
«В некоторых местах» – уборка делается поверхностно, и проверяющие найдут песок и крошки в постелях, пыль под кроватями, продукты в тумбочках, разбросанную обувь и т.п.
«В своем глазу. » – требуя с детей неукоснительного соблюдения порядка в комнатах, вожатые порой забывают про чистоту и порядок в вожатских.
Линейка
Линейка длится не более 15 минут, задаёт бодрый тон нового дня. Обязательными элементами являются построение и информация. Линейки организуются так, чтобы ребятам было понятно, что будет происходить в лагере в течение дня, к чему можно стремиться и каких успехов достичь. Информация о дне представляется педагогами, отвечающими за организацию конкретного дела.
На каждой линейке (утренней, вечерней, тематической или торжественной) должны звучать конкретные имена детей: поздравление именинников, награждение победителей творческих конкурсов, спортивных мероприятий и т.д. Это и дополнительная информация о личностных достижениях детей, их вкладе в общественно значимые достижения лагеря, и повод для гордости за свой отряд. С другой, стороны – ощущение разделённости успеха с новыми друзьями. Заканчивается линейка коллективным пожеланием доброго дня.
Утренний отрядный сбор
Сбор проводится либо до завтрака, либо сразу после него на отрядном месте. Его цель — задать настроение дню, рассказать детям о том, что их ожидает в течение дня (конкретно, кто, что, куда, во сколько). Если какие-то моменты плана на день касаются не всего отряда (например, кружки), расскажите, чем займутся все остальные. Спросите, что детям непонятно в плане, ответьте на все их вопросы. Хорошо, если план дня уже размещен в отрядном уголке. Сбор пройдет гораздо приятнее, если вы начнете его с игры, новой шутки или чем-то заинтригуете детей.
Источник
Распорядок дня
Как проходит день
в детском лагере «Счастливые лица»?
Очень интересно и насыщенно.
8:30. Вожатые начинают обход комнат. Напоминают об обязательных водных процедурах: умывание и чистка зубов.
09:15. Танцевальная зарядка. Проходит под музыку на свежем воздухе. Если погода неподходящая, то зарядка проводится в общем холле корпуса.
09:30. Полезный завтрак. После проверки чистоты рук, дети занимают места в столовой.
10:00. Уборка комнат и приведение в порядок своих вещей.
10:30. Развлекательная программа. Творческие мастерские, спортивные игры, квесты, тренинги, бассейн и т.д.
13:00. Питательный обед. Вожатые проверяют чистоту рук и следят за питанием детей, помогая им при необходимости.
14:00. Тихий час. Мы не заставляем детей спать, в это время дети звонят родителям, читают книги, общаются в своих комнатах.
16:00. Полдник. Небольшой перекус (фрукты, соки) перед новыми испытаниями.
16:30. Послеобеденные развлечения. Во вторую половину дня включены различные игры («Вирус», «Корсары и флибустьеры» и т.д.)
19:00. Полезный ужин. Перед любым приемом пищи дети тщательно моют руки. Обязательно должны съесть рыбное или мясное блюдо.
20:00. Вечерние программы состоят из выступлений на сцене, дискотек, творческих и актерских мероприятий на сцене или в корпусе, просмотров фильмов и прочих интересных занятий.
21:15. Сонник у младшей группы. Младшая группа под наблюдением вожатых готовится ко сну, принимает душ, чистит зубы и меняет бельё. Каждый ребёнок получает напиток и булочку.
21:30. Сонник у старшей группы. Во время подготовки ко сну вожатые напоминают ребятам старшей группы о правилах личной гигиены. Каждый ребёнок получает напиток и булочку.
Источник
Примерный распорядок дня
Перед вами всего лишь один из существующих многочисленных планов дня для детских лагерей. Он может существенно отличаться от иных общепринятых планов режима дня. Классический вариант представлен в теме Режимные моменты. Здесь же представлен немного специфичный, но тоже имеющий право на жизнь, распорядок дня для чисто подросткового лагеря.
Перед тобой стоят цели, которых ты хочешь достичь вместе со своими воспитанниками. Но время в лагере летит очень быстро. Поэтому координатор программы познакомит тебя с распорядком дня, которому предстоит следовать твоей детской группе. Распорядок дня всегда подскажет тебе и твоим воспитанникам, что и когда нужно делать, он поможет вам не терять времени попусту, избежать неразберихи и всегда знать, какие важные дела нужно сделать сегодня. Выучи распорядок дня наизусть. Тогда ты сможешь в любой момент уверенно ответить на вопрос воспитанника: «А что мы будем делать потом?»
Примерный распорядок дня действует в «обычные» дни лагерной смены. Обычные – это те дни, когда стоит нормальная летняя погода. Тогда же, когда слишком жарко или идет дождь, рекомендуется использовать «Распорядок жаркого дня» и «Распорядок дождливого дня». Тебе совсем ни к чему, чтобы воспитанники заболели; ты наверняка хочешь, чтобы каждый день в лагере приносил им радость. Игры на открытом воздухе не принесут радости, когда на улице слишком жарко, слишком холодно или слишком сыро, поэтому в такие дни распорядок нужно менять. В очень жаркий день лучше подольше отдохнуть после обеда, позаниматься спортом вечером и позже лечь спать. В холодный и дождливый день имеет смысл поиграть своей группой в холле отряда, а потом всем группам вместе – в клубе.
ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ
для воспитанников 10-14 лет
- 7:00 Подъем вожатых
- 7:00-7:30 Время личной гигиены вожатых
- 7:30-7:55 Утренняя планерка вожатых
- 7:55 Подъем воспитанников
- 8:00-8:20 Зарядка
- 8:20-8:40 Время личной гигиены воспитанников
- 8:40 Подъем флага
- 8:55 Завтрак и уборка помещений
- 9:45 Активный отдых
- 13:00-15:00 Обед и тихий час
- 15:00-17:20 Активный отдых
- 17:30 Ужин
- 18:30-19:50 Личное время / Подготовка к вечернему мероприятию / Кружковая работа
- 20:00-21:15 Вечернее мероприятие
- 21:45 Вечерний чай
- 22:00 Общение в группе / Отрядное вечернее мероприятие
- 23:00 Отбой
Примерный распорядок дня
Следует иметь в виду, что в распорядке дня должны быть учтены особенности места, где расположен детский лагерь; возможности лагерной площадки; местный климат; возраст воспитанников; квалификация сотрудников лагеря и их лидерские способности. Предлагаемый распорядок дня не подойдет для детей семи-девяти лет или для 15-17-летней молодежи, но он хорошо зарекомендовал себя для подростков.
Важно, чтобы каждое событие, предусмотренное распорядком дня, прямо или косвенно способствовало выполнению стоящих перед лагерем задач.
7:00 Подъем сотрудников. Каждому сотруднику лагеря придется пожертвовать возможностью побыть одному. Дома у каждого из нас может быть свой собственный распорядок, свое излюбленное место и все то, что позволяет нам чувствовать себя уютно. Но в детском лагере все мы более или менее равны. Так что вставай вовремя, чтобы успеть позаботиться о своих личных нуждах.
7:30 Утренняя планерка вожатых. Когда ты целый день занят с воспитанниками, сложно найти время для общения с коллегами. Этот утреннее время дано тебе для того, чтобы настроиться вместе с остальными на новый день и посвятить себя ему.
7:55 Подъем воспитанников. Отрядному вожатому необходимо разбудить своих подопечных доброжелательным приветствием: «Доброе утро!» Подари воспитанникам хорошее настроение, сказав им что-то приятное о погоде, о вашей группе, о лагере и т.п. Задача вожатого – побудить каждого воспитанника умыться, одеться и прийти на подъем флага на две минуты раньше. Те группы, в которых есть единство и взаимопонимание между воспитанниками и вожатыми, успеют даже заправить постели и привести в порядок личные вещи до подъема флага.
8:40 Подъем флага. К подъему флага каждой группе следует построиться, при этом самые маленькие воспитанники встают впереди, а самые высокие – сзади. Стоять вольно, сосредоточив внимание на ведущем; Ответственные за подъем флага – координаторы программы. Цель ежедневного подъема флага следующая: продемонстрировать наше единство и напомнить нам цели нашего лагеря.
Пожалуйста, не опаздывай на подъем флага. Если это все же произошло, оставайся там, где ты находишься, тихо и благоговейно дожидайся завершения церемонии, а затем проследуй к своей детской группе.
8:55 Завтрак и уборка помещений. Группа сразу же идет на завтрак, а потом занимается уборкой помещений. Вожатому следует позаботиться о том, чтобы каждый его подопечный имел удобное место за общим столом, хорошо ел.
За столом поддерживай дружелюбную обстановку. Не позволяй говорливым воспитанникам доминировать. Проследить, чтобы стол, за которым питается группа, был накрыт к завтраку и убран после завтрака, – это обязанность вожатого. Ты можешь каждый день назначать воспитанника, который будет накрывать на стол, чтобы не терять времени, избежать суматохи и столпотворения. Следи за порядком. Никто не должен проявлять неуважительного отношения к пище, бросаться хлебом и т.п. Воспитанники не должны брать еды больше, чем они могут съесть, и должны съесть все, что они себе взяли. Нельзя выносить еду из столовой. Перед уходом посуду следует отнести в мойку, столы вытереть, а стулья расставить вокруг стола. Подождите, пока координатор программы отпустит вас из столовой.
Необходимо каждый день производить уборку детских спален. Одному или двум воспитанникам из твоей группы координатор программы поручит уборку мест общего пользования. Тебе вместе с остальными подопечными следует убрать в комнате.
Каждый воспитанник сам заправляет свою постель и приводит в порядок свою одежду. Назначь одного-двух воспитанников, которые подметут пол в комнате.
В течение дня вашу комнату проверит медсестра. Она оценит порядок в ней по десятибалльной шкале. Если ты оставил включенным свет или кто-то из воспитанников неаккуратно заправил постель, медсестра снизит оценку на балл. Если оценка будет «пять» или ниже, вам будет предложено снова убрать помещение, прежде чем вы будете допущены к следующим мероприятиям.
9:45 Активный отдых. Время активного отдыха группы. Вожатому нужно подробно обсудить со своими подопечными, во что и как играть, а затем определить, чем именно будет заниматься его группа. Позаботься о том, чтобы избранные спортивные занятия соответствовали возрасту воспитанников, погодным условиям, месту проведения занятий и имеющемуся в наличии инвентарю. Сделай так, чтобы занятия спортом были в радость каждому участнику. Всегда согласуй свои действия с физруком лагеря. Избегай травм.
Выполняй все требования техники безопасности. Спортивный инструктор вывесит расписание мероприятий, намеченных на сегодня. Старайся планировать спортивные мероприятия за день, чтобы наилучшим образом использовать время и инвентарь.
Во время активного отдыха проводи как можно больше времени со своей детской группой. Именно здесь ты можешь ближе познакомиться с воспитанниками и установить правильные отношения между ними. Вожатый, ты должен всегда участвовать в играх своих подопечных. Ты отвечаешь за то, чтобы каждый из них был вовлечен в игру, за использование и сохранность спортинвентаря, за безопасность во время игры и за то, как твои воспитанники относятся друг к другу и к остальным людям в лагере. Используй многочисленные обучающие моменты, которые возникают в ходе спортивных занятий группы.
13:00 Обед и тихий час. Убеди воспитанников мыть руки перед едой и приходить на обед вовремя. Предметом вашего разговора до обеда (если осталось на это время) может стать спортивное мероприятие, в котором вы только что участвовали, свежие впечатления. Можно поговорить о друзьях, о том, что делали бы воспитанники, если бы сейчас были не в лагере, а дома, о вопросах и заботах, которые объединяют всех подростков, о том, чем предстоит заняться в вечернее времяя и т.д. Продумай заранее, о чем вы будете бе- седовать. Послеобеденное время – важный элемент программы. Ты можешь с успехом использовать его для того, чтобы прояснить какие-то вопросы или узнать, что заботит твоих подопечных, разрешить проблемы или предотвратить их возникновение, укрепить дружеские взаимоотношения и подбодрить друг друга. Внимательно следи за тем, чтобы каждый воспитанник участвовал в общей беседе. Сделай так, чтобы каждый чувство- вал, что он нужен и любим, что с его мнением считаются.
После окончания обеда, начинается тихий час. Объясни своим подопечным, что они расходуют в лагере больше энергии, поскольку встают раньше, чем обычно, физически более активны и позже ложатся спать вечером. Все они за время лагерной смены станут здоровее и счастливее, если будут отдыхать после обеда. Если воспитанники будут готовы к тихому часу вовремя, можно в качестве поощрения рассказать им короткую историю, случай из жизни и т.п.. Во время тихого часа каждый воспитанник должен тихо лежать в кровати. Тебе, вожатый, следует отдыхать вместе со своими подопечными. Отдых нужен тебе даже больше, чем воспитанникам, потому что ты встаешь раньше и находишься в лагере дольше. Координатор программы разбудит вас, когда настанет время вставать. Если тебе никак не удается угомонить воспитанников, предупреди их, что отсчет тихого часа начинается с того момента, как установилась тишина. Если через 10 минут после начала тихого часа кто-то заговорил, добавь к тихому часу еще 10 минут. Это поможет! Также возможна замена тихой подготовкой к вечернему мероприятию, но не мешая остальным отдыхающим детям.
15:00 Активный отдых. Во второй раз время активного отдыха должно быть организовано иначе, чем в первый. Если в утренних мероприятиях участвовали воспитанники внутри своей одной группы, то для вечерних занятий спортом следует избрать командные игры. Проблемные задания, упражнения на доверие, игры с летающей тарелкой, пятнашки, «испорченный телефон» и другие игры позволят укрепить сплоченность группы. Волейбол, футбол, баскетбол, «выбивала», «собачки», игры с гигантским мячом и другие командные состязания дадут твоим подопечным замечательную возможность поиграть с воспитанниками из других групп. Правильно спланировав спортивную программу, ты сохранишь целостность своей группы и укрепишь ее сплоченность. Не забывай обсуждать предстоящие спортивные мероприятия со своими подопечными и решай, чем заниматься во время активного отдыха, вместе с ними.
17:30 Ужин.
18:30 Личное время / Подготовка к вечернему мероприятию / кружки. В тот вечер, когда твоя группа будет показывать на общем вечернем мероприятии свой сценический номер, это время следует использовать для того, чтобы повторить роли, а также подготовить костюмы и сценический реквизит. Тогда ваше выступление будет иметь успех.
Во все остальные дни это особое время суток, когда каждый воспитанник может заниматься чем хочет. Один будет общаться с воспитанниками из других групп, второй останется в комнате почитать, третий соберет друзей, чтобы поиграть в волейбол, и т.д. В это время воспитанникам не обязательно быть вместе с группой. Каждый из них сам решает, чем заниматься. Единственное условие – ответственно использовать предоставленную свободу, т.е. выполнять все требования техники безопасности и правила организации досуга. Каждый воспитанник должен соблюдать правила поведения и вовремя прийти на вечернее мероприятие. Если случится что-то непредвиденное, подопечный должен сразу же сообщить об этом тебе. Пока воспитанник ведет себя как человек ответственный и зрелый, ему предоставляется свобода самостоятельного выбора. В противном случае он потеряет эту свободу и будет проводить личное время под вашим постоянным наблюдением. В это время за воспитанников отвечают координаторы программы и спортинструктор, так что у тебя будет немного свободного времени.
20:00 Вечернее мероприятие. Пожалуйста, приходи со своим отрядом на вечернее собрание вовремя и И не забудьте убрать костюмы и сценический реквизит, прежде чем уходить после.
21:45 сонник (снэк). Многие вожатые предпочитают проводить снэк в комнате с воспитанниками. Это хорошее начало для общения в группе. За подготовку сладкого отвечает координатор программы. Твоя обязанность – отнести это в свой отряд.
22:00 Общение в группе. Пришло время подготовки ко сну и одного из самых главных событий дня – общения в группе. Сейчас самое подходящее время для того, чтобы восстановить разрушенные отношения, разрешить обиды и недоразумения, подбодрить друг друга. Если твои подопечные задают вопросы, а ты не знаешь, как ответить, – не стесняйся обратиться за помощью к координатору программы. Это могут также быть просто спокойные комнатные игры в своем подростковом отряде.
23:00 Отбой. Постарайся закончить общение в группе вовремя. Если после 23:00 нужно поговорить еще нескольких минут, это не возбраняется; нужно только погасить свет, находиться в постелях и разговаривать тихо. Разговоры допоздна не следует вводить в правило.
- 1 дырка — загруз детей в тему дня. (например родительский день — разговор о родителях, рукоделия для подарков родителям; или день дурака — развязываем связанные ночью кем-то шнурки обуви, но в основном — зарядка, если тематики дня нет)
- 2 дырка — подготовка к вечернему мероприятию, обычно есть сетка смены, в которой прописана тематика на каждый день смены, в зависимости от тематики смены и специфики лагеря. Каждый день — это событие, которое достигает своего апогея на вечернем общелагерном мероприятии, так вот, в это время каждый отряд готовит свои сценки, кричалки, костюмы и.т.п.
- 3 дырка — это время для анализа дня, огоньки, разборы полетов, дискуссии на тему, которая стала актуальна именно в этот день, чтобы подвести черту, поставить точку за сегодняшний день и быть готовым к завтрашним новым событиям, которые не связанны с сегодняшними и т.п. (смена в лагере — это утрированная консистенция эмоций, гигантский опыт событий и переживаний.
Дети проживают за 20 дней события, встречающиеся в обыденной жизни крайне редко 2-3 раза за несколько десятков лет . )
Источник
Рекомендуемый распорядок дня
Место в общей логике — является завершающим этапом в логике развития лагерной смены, это последние 2-4 дня перед отъездом, характеризуется налаживанием коммуникативных связей, совместной коллективной деятельностью детей и взрослых.
Краткий девиз:«Теплота! Доверительность! Светлая грусть!».
Задачи:
• Создать атмосферу дружеского прощания.
• Найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда.
• Подвести итоги смены.
• Подготовить прощальные сюрпризы друг другу, лагерю, вожатым (шуточные дипломы и грамоты, подарки, которые бы отразили ваше отношение к каждому ребенку, пусть даже самому отъявленному сорванцу и непоседе, подчеркнули бы его индивидуальность, его таланты и способности, чтобы каждый из ваших воспитанников знал, что Вы его любите за то, что он есть и будете помнить – это будет являться важным фактором, определяющим эффективность вашей работы).
Основное содержание:итоговые выставки, встречи, соревнования; итоговые газеты, выступления отрядов, кружков, секций; прощание друг с другом и с лагерем; прощальный концерт вожатых.
Основные итоги.К концу итогового периода решены все задачи, подведены итоги всех проведённых дел, проанализирована деятельность отрядов вожатых, вручены награды и прощальные сувениры.
Позиция вожатого.Вожатый — старший друг, которому можно доверить сердечные тайны, спросить совета и т.д. Его позиция — коммуникативная. Она сродни «дирижёру», создающему тёплую дружескую атмосферу с оттенком лёгкой грусти, связанной с расставанием.
ПАМЯТКА ВОЖАТОМУ : Дорогие вожатые, собираясь в лагерь, вдумчиво перечитайте литературу о психологических особенностях детского и подросткового возраста, изберите для себя в отношениях с будущим отрядом роль «старшего друга», не забывая при этом, что вожатый — это педагог, хотя и не намного старше своих «детей», дайте сами себе «железное» слово, что ни при каких обстоятельствах:
• не унизите ребёнка;
• не выставите его на посмешище;
• не разгласите доверенную тайну;
• не сорвётесь на крик, оскорбления, рукоприкладство;
• не нарушите данное ребёнку слово;
• не станете жаловаться начальнику, родителям.
Но в то же время вожатый не должен заискивать и унижаться сам, попустительствовать в отряде грубости, пошлости, жестокости, дать сесть «себе на шею», бояться своих взрослеющих акселератов, а также любых разговоров с ними на «недетские темы» (Пример – как в 1 отряде вели себя скин-хэнды и нам пришлось перевести их в самый младший отряд).
Взгляните на себя: чем вожатый, как личность, может быть интересен детям? Своими увлечениями? Знаниями? Эрудицией? Юмором? Теплотой? Сердечностью? Умением слушать и вести разговор? Чем? Подумайте, как это использовать в предстоящей работе с ребятами.
2. Понятие «режим дня детского оздоровительного центра». Правила внутреннего распорядка ДОУ. Действия вожатого при организации основных режимных моментов.
В процессе жизнедеятельности лагеря воспитание и оздоровление выступают как две взаимодействующие функции, иногда противоположные, но больше как единые. Здесь повышаются роль и значение внутреннего распорядка лагеря — режима дня.
Для того чтобы этот принцип был не только лозунгом, а реально действовал, его суть должна находить отражение в обоснованном распорядке дня; в плане работы руководителя лагеря, социальных педагогов и медицинских работников; в соблюдении допустимых физических и эмоциональных нагрузок с учетом возраста; в постоянном поиске оптимальной дозировки всех компонентов, составляющих процесс воспитания и оздоровления; в укреплении союза врача и воспитателя.
Режим дня — основа осуществления единого учебно-воспитательного и оздоровительного процесса, медицински и педагогически распланированной дозировки всех компонентов, составляющих активную и полезную жизнь детей в лагере в течение дня, недели, смены. Он вносит в жизнь детей стройность, определенность, дисциплинированность. Он — основа для определения бюджета времени активной деятельности, а, следовательно, база планирования работы. Он является важным воспитательным фактором, так как учит детей экономить время, прививает полезные навыки и привычки: аккуратность, дисциплинированность. То есть "педагогическое" понимание режима дня значительно шире, чем гигиеническое, и включает в себя последнее.
Режим дня является документом внутреннего распорядка любого ДОУ, так как именно режим дня выполняет основную функцию – организации отдыха и оздоровления детей и подростков, а также сочетает в себе все формы организации детского досуга.
Фактически режим дня – это основные правила внутреннего распорядка, которые должны соблюдаться не только воспитанниками, но и всеми членами трудового коллектива ДОУ. Данный документ относится к основным правилам поведения детей в ДОУ, к которым относятся также: правила поведения в столовой, правилам поведения в корпусе, противопожарной безопасности, правила проведения спортивных игр, соревнований, общелагерных и отрядных досуговых мероприятий, правила проведения морских купаний и поведения на море (водоемах), правила организации родительского дня, правила организации дежурств (на территории, в корпусах, столовой), правила поведения при организации пеших прогулок и походов, морских прогулок и экскурсий и т.д.
Принятый режим дня в ДОУ зависит от типа и вида учреждения, он должен быть дифференцированным в зависимости от возраста детей. В зависимости от климатических условий в режим дня могут быть внесены изменения. Так, например в июне и июле допускается более позднее укладывание детей и более поздний подъем.
Режим дня в ДОУ разрабатывается в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к режимам для детей различных возрастных групп и предусматривает максимальное пребывание их на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр; регулярное 3-5-ти разовое питание (перерыв между приемами пищи не должен превышать 3,5-4,0 часов) и послеобеденным отдыхом – сном для детей до 10 лет (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.4.969-00 РФ от 4.10.2004г. «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» п. 1.3.)
Режим дня разрабатывается в соответствии с учетом состояния здоровья детей и корректируется в зависимости от сезона года. Он разный по времени для разных возрастных групп (7-9 лет — с 7.30 до 21.00; 10-14 лет — с 7.30 до 22.00), но в том и другом случае 1,5-2 часа должно отводиться на дневной отдых, включая сон.
Три "кита", на которых держится распорядок дня: максимальное использование природно-климатических факторов; рациональная организация всей жизнедеятельности детей во время пребывания в лагере; полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических правил и здоровый, достаточно продолжительный сон.
К основным режимным моментам относятся: подъем, зарядка, утренние режимные моменты (УМР) завтрак, утреннее купание, отрядные дела, обед, тихий час, полдник, вечернее купание, свободное время, общелагерные досуговые или спортивные мероприятия, сонник, самообслуживание, отбой.
Режимные моменты должны быть четкими и организованными, чтобы не тратить на них лишнее время. С первых дней пребывания детей в лагере наиболее важной дисциплинарной нормой является соблюдение детьми режимных моментов.
1. Подъем в летнем лагере – важный и ответственный момент и достаточно трудная процедура, так как именно он закладывает настроение всего лагеря и каждого на весь день! Он может быть: музыкальным, с веселой речевкой, в игровой форме. Можно учредить специальный переходящий приз, уделить внимание трудно просыпающимся, можно придумать индивидуальный (для отряда или лагеря) сигнал (звук), заинтриговать предстоящим отрядным, общелагерным делом, экскурсией, сюрпризом и т.д.
2. Зарядка: если с первого дня вы сможете убедить ребят в необходимости утренних упражнений и будете напоминать о времени, то у вас все получится. Занимайтесь вместе с детьми, предложите им помочь вам в организации и проведении. Добивайтесь всего личным примером. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут на открытом воздухе, а в дождливую погоду — в хорошо проветриваемом помещении.
3. Утренние режимные моменты — уборка комнат, корпусов, проверка органами детского самоуправления результатов уборки, санитарного состояния, внешнего вида воспитанников. Необходим не только контроль со стороны вожатых, но и помощь ребятам (особенно в младших отрядах).
4 Питание: необходимо организовать детей на прием пищи (завтра к, обед, полдник, ужин, сонник). Если в лагере не установлена смена для питания (не хватает посадочных мест в столовой) то посещайте столовую регулярно, старайтесь начинать и заканчивать прием пищи одновременно. Заранее в, первые дни смены уточнить кому из детей назначено диет питание, у кого имеются противопоказания (должна быть замена продуктов). Обращайте внимание на качество пищи, старайтесь увидеть как питается каждый воспитанник. Все дети должны быть накормлены. Не допускайте приема вредной и опасной пищи до столовой (чипсы и т.п.).
5. Тихий час: послеобеденный отдых необходим, он является сменой видов деятельности – это важный режимный момент. Время отдыха – 1.30 – 2 часа. Заведите правило с первых же дней смены- тихий час обязателен для всех!
6. Купание: утреннее проводится с 9.30 до 11.00, вечернее – с 16.00 до 17.30 часов при условии хорошей нештормовой погоды, только в организованных местах (пляжи, водные акватории), обязательно присутствие медработника, спасателей, инструкторов по плаванию, старшего воспитателя или зам. Директора по в.р. – лиц, ответственных за обеспечение безопасности на воде.
7. Свободное время для детей должно быть организовано обязательно. Каждый ребенок должен иметь свободное время для занятий любимым делом, отдыха, воспитатель должен позаботиться об этом.
Воспитатель должен служить примером в самообслуживании. Все дети должны выполнять все гигиенические процедуры, перед каждым приемом пищи необходимо мыть руки, перед тихим часом и отбоем следует принимать душ, мыть ноги. Все дети должны быть чистыми и опрятными.
9. Отбой: необходимо заранее готовить детей ко сну. Перед отбоем можно провести на отрядном месте тихие «вечерние огоньки», спеть лагерную вечернюю песню, сыграть на гитаре. спокойно обсудить день, пожелать друг другу спокойной ночи, приятных сновидений, рассказать (придумать) добрую сказку или историю с продолжением и т.п. Будьте спокойны, но требовательны в том, что все должны ложиться вовремя спать для того, чтобы следующий день встретить бодрыми и веселыми!
Из СанПин:
7.1. В целях оздоровления и обеспечения полноценного отдыха детей и подростков необходимо обеспечить рациональную организацию режима дня:
· оптимальное чередование всех видов деятельности с учетом возраста, пола, состояния здоровья и функциональных возможностей детей;
· максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы;
· проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий;
· достаточную продолжительность сна;
7.2. Режим дня в оздоровительных учреждениях строится в зависимости от возраста детей. В распорядке дня необходимо выделять детям не менее 1,5 ч свободного времени, с распределением его на первую и вторую половины дня (прилож. 7).
7.3. Каждому ребенку рекомендуется заниматься не более чем в 2 кружках и одной спортивной секции. Занятия кружка проводятся не чаще 2 раз в неделю и продолжаются не более двух часов. Занятия физической культурой и спортом должны проводиться ежедневно.
7.4. В учреждении организуются с учетом воспитательной и оздоровительной направленности в соответствии с возрастом детей следующие виды деятельности. Для детей 6-10 лет допускается: уборка постелей, несложные работы по уходу за помещениями и территорией, сбор ягод и лекарственных трав под наблюдением воспитателя; для старших школьников — дежурство по столовой (сервировка столов, уборка грязной посуды), для детей старше 14 лет — уборка обеденного зала, благоустройство территории, уборка спальных комнат.
7.5. Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья); с опасностью для жизни (мытье окон, протирка светильников), опасным в эпидемиологическом отношении (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна); запрещена уборка мест общего пользования: лестничных площадок, пролетов и коридоров, мытье полов с применением моющих и дезсредств.
7.6. При дежурстве в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке вареных овощей, раздаче готовой пищи на кухне, резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. Запрещен вход детей в производственные помещения пищеблока.
7.7. Дежурство детей по столовой и территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7-10 дней.
Источник