Кирилл Белозерский
Кирилл Белозерский или Кирилл Белоезерский (мирское имя Козьма; 1337—1427) — религиозный деятель, преподобный Русской церкви, память совершается 9 июня (по юлианскому календарю).
Содержание
Жизнеописание
Происхождение преподобного Кирилла неизвестно [1] . Известно, что будущий святой был близок знатному боярскому роду Вельяминовых и в молодости служил казначеем у боярина Тимофея Вельяминова. Этот влиятельный московский боярин не сочувствовал желанию Козьмы оставить свою службу и принять иноческий облик, но бывший в Москве друг преподобного Сергия преподобный Стефан Махрищский облёк все-таки его в рясу и убедил хозяина отпустить его в монастырь.
В Симоновом монастыре
Постригся Козьма в Симоновом монастыре в игуменство сергиева племянника Феодора Симоновского. В этом монастыре и произошло знакомство инока Кирилла с преподобным Сергием, который там неоднократно беседовал с ним.
С самого начала преподобный Кирилл был привержен строгой аскезе, но его старец (будущий епископ Смоленский Михаил) умеряет его пыл, запрещая принимать на себя подвиги сверх сил. Тем не менее, Кирилл находит поводы усилить свой подвиг. Чтобы скрыть свои добродетели, к аскетизму он добавил подвиг юродства. Настоятель наказал его за непотребное поведение, посадив на хлеб и воду на шесть месяцев, но Кирилл только обрадовался возможности усиленного поста.
После того, как Феодор стал архиепископом Ростовским, в 1388 году симоновским архимандритом становится преподобный Кирилл. Однако вскоре он оставляет своё настоятельство и затворяется в келье. Как сообщает жите преподобного, однажды ночью за акафистом он слышит голос Божьей Матери: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там я уготовала тебе место, где можно спастись». В Белозерье святой Кирилл отправился вместе с другим симоновским монахом, некогда ездившим в Заволжье по хозяйственным делам, Ферапонтом.
Монастырь преподобного Кирилла
На берегу Сиверского озера на указанном Богородицей месте преподобный Кирилл ископал свою пещеру и продолжил молитвенный подвиг. Так в 1397 году было положено начало монастыря Пречистой Богородицы, известного далее как Кирилло-Белозерский.
Суровость места, однако, смутила спутника преподобного Кирилла, и Ферапонт, удалившись на 15 вёрст от Кириллова, основал свой монастырь, выбрав для новой обители живописный открытый холм. Во всём облике не менее знаменитого Ферапонтова монастыря ощущается это лёгкое и радостное чувство, столь непохожее на суровую красоту Кириллова. Однако нет причин и поводов искать противоречий между двумя белозерскими подвижниками. Эта разница духовного устройства двух преподобных не мешала самым добрым их отношениям.
Оставшегося в одиночестве Кирилла в первое время преследовали искушения. Один раз он едва не погиб, когда на него во время сна стало падать дерево. Услышав во сне голос, побуждавшего его проснуться, Кирилл спасся от верной гибели. В другой раз, когда он очищал место под огород, запаленный им хворост вызвал большой пожар, от которого преподобный едва спасся. Однако в одиночестве Кирилл оставался не долго. Вскоре к нему присоединились двое из местных и три монаха из Симонова. Но начались новые напасти, на этот раз со стороны мира. Некий боярин, полагая, что у бывшего симоновского архимандрита с собой должна быть немалая казна, подослал разбойников, чтобы ограбить его. В другой раз местный крестьянин, из опасения, что его земля будет пожалована монастырю, пытался поджечь келью преподобного. Надо сказать, что его опасения были не безосновательны. Но святой Кирилл, как нам сообщает его житие, избегает принимать вотчины от мирских властителей. «Аще села восхощем держати, больми будет в нас попечение, могущее братиям безмолвие пресецати», говорит он. Не позволяет он братии даже ходить за милостыней, и лишь принимает небольшие пожертвования.
Тем не менее, известен ряд документов, подписанных преподобным, которые связаны с приобретением земель и сёл. Иными словами, нестяжательский идеал выдерживался только на первых порах существования монастыря. Со временем разросшаяся братия (ко смерти преподобного она достигла 53 человек) требовала значительных средств для её содержания. Г. М. Прохоров называет 25 грамот, связанных с приобретением сёл [2] . Так что земельные владения Кирилло-Белозерского монастыря появляются ещё при его основателе. Однако житие, составленное Пахомием Логофетом, не говорит о сёлах и землях, приобретенных Белозерским игуменом. Впоследствии эту проблему для небольшого скита отчасти удастся решить преподобному Нилу Сорскому, но в то же время вокруг вопроса о монастырских владениях разгорелись серьёзные идеологические баталии, приведшие к расколу (нелюбкам) среди части русского монашества.
Устав Кириллова очень строг. Братьям не позволено даже иметь свою воду для питья в своих кельях. Однако сам игумен с братией кроток, о налагаемых им наказаниях мы не знаем ничего. За трапезой всегда три блюда. Преподобный сам заботится, чтобы к трапезе было утешение, но мёд и вино недопустимы. В отношениях с мирскими властями Кирилл проявляет независимость, однако сочетает её с кротостью, не обличает, а увещевает князей.
Послания Кирилла Белозерского сыновьям Дмитрия Донского
Сохранились послания преподобного сыновьям Дмитрия Донского: великому князю Василию, Андрею Дмитриевичу Можайскому, в вотчине которого находится монастырь, и Георгию Звенигородскому. Великого князя просит примириться с суздальскими князьями: «Посмотри, в чём будет их правда перед тобой». Между прочим, пишет о «кровопролитии великом» крестьянам, чинимой из-за этой борьбы. Андрею Дмитриевичу Можайскому, в вотчине которого находится монастырь, пишет о необходимости справедливого суда, против взяток, поклёпов и анонимных доносов. Пишет о недопустимости ростовщичества, необходимости закрыть таможни и корчмы («крестьяне ся пропивают, а души их гибнут»), против разбоя, сквернословия, о благочестивом поведении на богослужении. Георгию Дмитриевичу пишет о необходимости присматриваться к своим грехам и просит не ехать в его монастырь.
Кроме посланий великокняжеским сыновьям перу преподобного принадлежит «Духовная грамота» [3] . Предположительно им же написан ряд поучений, в том числе «Поучение старца Кирила в неделю сырную по трапезе».
Библиотека Кирилла Белозерского
Кирилл собрал большую библиотеку в монастыре, занимался просветительством. Библиотека, принадлежавшая святому Кириллу, частично сохранилась. Это двенадцать книг, разбросанных по разным хранилищам. Среди них 2 Евангелия, 3 каноника, «Лествица» Иоанна Синайского со святым Аввой Дорофеем, святцы, а так же 4 сборника, содержащие сведения по естествознанию, медицине и рекомендации по диетологии [4] .
Смерть и почитание преподобного Кирилла
Умер преподобный Кирилл Белозерский в 1427 году. Пахомий Серб первым написал житие святого [5] . Дионисий Глушицкий писал икону преподобного Кирилла Белозерского ещё при жизни святого. Таким образом, эта икона, в некотором смысле, ещё и прижизненный портрет святого.
В своём духовном завещании преподобный завещает попечение о своей обители можайскому князю Андрею. Обращаясь к князю, он просит, чтобы пожалования монастырю были закреплены соответствующими документами, чтоб монахам «борониться противу обидящих».
В 1547 году Макарьевским собором был причислен церковью к лику святых.
Ученики Кирилла Белозерского
Примечания
- ↑ Распространённая ошибка, присутствующая в большинстве книг и статей о Кирилле Белозерском, что он был из знатного рода бояр Вельяминовых. Документальных свидетельств данного факта не существует. В житии сказано только, что после смерти родителей опекуном Кузьмы стал Тимофей Вельяминов
- ↑ Древнейшая купчая, принадлежавшая руке преподобного Кирилла, о покупке деревни Мигачёвской у чернеца Феропонта (вероятно до 1408 года).
- ↑ Первая часть документа представляет собой дословное заимствование из «Духовной грамоты» митрополита Киприана.
- ↑ Этот сборник восходит к составленному в XI веке сборнику Евстратия Никейского, в который вошли как возражения против неверных мнений, так представления автора о этих предметах.
- ↑ Этому же автору принадлежит и переработка жития Сергия Радонежского. В отличие от жития Сергия, житие Кирилла написано на основе свидетельств людей знавших преподобного.
Литература
- Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозёрские. — СПб., 1994. — М.: «Наука», 1988. с.50-70. .
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в 1337 году
- Умершие в 1427 году
- Святые по алфавиту
- Преподобные Русской Церкви
- Русские православные святые
- Христианские святые XV века
- Канонизированные в XVI веке
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Кирилл Белозерский» в других словарях:
Кирилл Белозерский — (в миру Козма) (1337–1427) – основатель и игумен Кирилло Белозерского Успенского монастыря (1397 г.), автор трех посланий трем братьям князьям, сыновьям Дмитрия Донского, духовного завещания, нескольких купчих и, возможно, нескольких духовно… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ — (1337 1427), архимандрит Симонова монастыря в Москве (1388 90), основатель Кирилле Белозерского монастыря. Сторонник укрепления власти московских великих князей. Автор посланий, поучений и др. сочинений. Канонизирован Русской православной… … Русская история
КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ — (1337 1427), архимандрит Симонова монастыря (1388 90), основатель (1397) Кирилло Белозерского монастыря. Автор посланий, поучений и других сочинений. Канонизирован русской православной церковью … Современная энциклопедия
КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ — (1337 1427) архимандрит Симонова монастыря (1388 1390), основатель Кирилло Белозерского монастыря. Послания, поучения и другие сочинения. Сторонник укрепления власти московских великих князей. Канонизирован Русской православной церковью … Большой Энциклопедический словарь
Кирилл Белозерский — (1337 1427), архимандрит Симонова монастыря (1388 90), основатель (1397) Кирилло Белозерского монастыря. Автор посланий, поучений и других сочинений. Канонизирован русской православной церковью. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Кирилл Белозерский — (1337 1427), архимандрит Симонова монастыря (1388 90), основатель Кирилло Белозерского монастыря, положил начало рукописному собранию монастыря, открыл книжную мастерскую и школу для детей. Послания, поучения и другие сочинения. Сторонник… … Энциклопедический словарь
Кирилл Белозерский — преподобный, основатель Кирилло Белозерского монастыря ныне в городе Кириллове, род. около 1337 г., скончался 9 июня 1427 г. В мире прозывался Косма и по происхождению принадлежал к высшему московскому классу. Рано оставшись сиротою, он провел… … Большая биографическая энциклопедия
Кирилл Белозерский — [в миру Косма (Козьма)] (1337 9.6.1427), церковный писатель и политический деятель. В 1380 стал монахом, был в 1388 90 архимандритом Симонова монастыря (См. Симонов монастырь) в Москве. В 1397 основал Белозерский монастырь (см. Кирилло… … Большая советская энциклопедия
КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ — (1337 1427) основатель Кирилло Белозерского монастыря, церк. писатель. К. Б. (в мире Косма) служил казначеем у своего родственника, окольничего Дмитрия Донского Т. В. Вельяминова. В 1380 стал монахом, затем архимандритом Симонова монастыря.… … Советская историческая энциклопедия
Кирилл Белозерский — (Козьма) (1337 1427) церк. деятель, основатель и игумен Кирилло Белозерского мон. (1397), писатель, книжник. Родился в Москве у благородных родителей , после их смерти воспитывался у своего родственника, окольничего вел. кн. Дмитрия Донского Т. В … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Источник
КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ
В миру Косма, родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского.
Светская жизнь тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского (+ 1406) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора с именем Кирилл.
Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2-3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь». Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа.
Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.
Богатые и знатные люди стали посещать преподобного, чтобы слушать его наставления. Это смущало смиренный дух святого, и он, как ни упрашивала братия, не остался настоятелем, а затворился в своей прежней келлии. Но и здесь частые посетители беспокоили преподобного, и он перешел на старое Симоново. Душа преподобного Кирилла стремилась к безмолвию, и он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для спасения. Однажды ночью, читая, как всегда, акафист перед иконой Божией Матери Одигитрии, он услышал голос: «Иди на Белоозеро, там тебе место».
В Белоезерской стороне, тогда глухой и малолюдной, он долго ходил в поисках места, которое в видении было предназначено для его пребывания. В окрестностях горы Мяуры у Сиверского озера он, вместе со своим спутником преподобным Ферапонтом, поставил крест и выкопал землянку.
Преподобный Ферапонт вскоре удалился в другое место, и преподобный Кирилл не один год в одиночестве подвизался в подземной келлии. Однажды святой Кирилл, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как услышал голос: «Беги, Кирилл!» Только успел преподобный Кирилл отскочить, как сосна рухнула. Из этой сосны подвижник сделал крест. В другой раз преподобный Кирилл чуть не погиб от пламени и дыма, когда расчищал лес, но Бог хранил Своего угодника. Один крестьянин пытался поджечь келлию преподобного, но, сколько ни пытался, это ему не удавалось. Тогда со слезами раскаяния он исповедал свой грех преподобному Кириллу, который постриг его в монашество.
Из Симоновой обители к преподобному пришли любимые им иноки Зеведей и Дионисий, а затем Нафанаил, впоследствии келарь обители. Многие стали приходить к преподобному и просить удостоить их иночества. Святой старец понял, что время его безмолвия кончилось. В 1397 году он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан Кирилло-Белозерский монастырь.
Когда число братии умножилось, преподобный дал для обители устав общежития, который освещал примером своей жизни. В церкви никто не смел беседовать, никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы; к святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились каждый на своем месте, и в трапезной была тишина. Из трапезной каждый молча шел в свою келлию. Никто не мог получать ни писем, ни подарков, не показав их преподобному Кириллу; без его благословения писем не писали. Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности. Даже пить воду ходили в трапезную. Келлии не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали. В последние годы жизни преподобного Кирилла боярин Роман решил подарить обители село и прислал дарственную грамоту. Преподобный Кирилл рассудил, что если обитель станет иметь села, то для братии начнутся заботы о земле, появятся поселенцы, иноческое безмолвие нарушится, и отказался от дара.
Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Некто Феодор, поступив в обитель из любви к преподобному, потом так возненавидел его, что не мог смотреть на святого и порывался уйти из обители. Он пришел в келлию преподобного Кирилла и, взглянув на его седины, не мог от стыда выговорить ни слова. Преподобный сказал ему: «Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник». Затем преподобный Кирилл благословил Феодора и прибавил, что он более не будет смущаться помыслом; с тех пор Феодор спокойно жил в обители.
Однажды недостало вина для Божественной литургии, и пономарь сказал об этому святому. Преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии.
Преподобный укротил бурю на озере, которая угрожала рыбакам, предсказал, что никто из братии не умрет до его кончины, несмотря на то, что свирепствовал мор, а после многие пойдут вслед за ним.
Свое последнее богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы. Завещав братии хранить любовь между собой, преподобный Кирилл блаженно почил на 90-м году своей жизни 9 июня 1427 года. В первый же год по смерти преподобного из 53 человек братии скончались 30. Оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением.
Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи 1635 года в монастыре числилось более 2 тысяч книг, среди них 16 «чудотворца Кирилла». Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям.
Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447-1448 годов. Житие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев и учеников преподобного Кирилла, в том числе и преподобного Мартиниана, управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем.
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Яко крин в пустыни Давидски процвел еси, отче Кирилле, / злострастия терние искореняя,/ и собрал еси в ней ученик множество, / страхом Божиим и учением твоим наставляемых, / ихже и до конца яко чадолюбивый отец / не оставил еси посещая, да вси вопием: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак, глас 8
Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования, отче,/ к Вышнему течению радостно устремился еси,/ и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя,/ моли от враг сохранитися стаду твоему,/ яко да святое твое успение празднующе, вопием:// радуйся, преблаженне Кирилле, отче наш.
Источник
Кирилл Белозерский. Воин Церкви Христовой
22 июня, в день начала Великой Отечественной Войны, Церковь чтит память монаха, игумена и настоящего воина Христова, преподобного Кирилла Белоезерского. Монах, как и военный, несет свою службу и совершает подвиг. Но если простому солдату приходится бороться с врагом видимым, то монах несет свою службу на невидимой брани. В чем особенность духовного подвига преподобного Кирилла? И какие чудеса совершались по молитвам святого? Об этом – в нашем материале.
Трудное детство
Косьма (будущий преп.Кирилл) родился в 1337 году в знатной московской семье, и получил прекрасное образование. Но уже с юных лет на долю святого выпало первое испытание. Родители его рано умерли, и Косьме пришлось переселиться к своему родственнику Тимофею Вельяминову, который служил при дворе князя Димитрия Донского. Тимофей Васильевич, проча своему родственнику блестящую светскую карьеру, доверил Косьме управление домом.
Но сердце юноши лежало к другому – он мечтал всю свою жизнь посвятить служению Богу. Зная вспыльчивый характер своего наставника, Косьма не решался прямо говорить о своем желании. Ему помог случай.
Постриг без пострига
Однажды, в доме Вельяминовых гостил Стефан – игумен Махрищского монастыря. Узнав, о пребывании в доме столь почтенного гостя, Косьма стал упрашивать его о постриге. Убедившись в том, что юноша действительно хочет стать воином Христовым, игумен, опасаясь гнева Тимофея Вельяминова, решил помочь Косьме, пойдя на хитрость. Он просто облачил юношу в иноческие одежды и без всякого пострижения нарек ему имя, Кирилл. А потом игумен пошел к Тимофею Васильевичу и сказал, что его приеемник пожелал принять иночество. Хозяин дома был в ярости, но игумен напомнил ему слова Христа, и Тимофей, образумившись, смирился с волей своего воспитанника.
Ученик преподобного Сергия
Вскоре, Кирилл, раздав все свое имущество нищим, отравился в Симонов монастырь, который недавно был основан архимандритом Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского. Там уже игумен совершил над ним иноческий постриг.
Преподобный Сергий часто посещал обитель, навещая своего племянника. Из всех иноков Сергий больше всего отмечал Кирилла, которой на тот момент уже вовсю трудился в хлебне. Преподобный часто заходил к нему и беседовал на духовные темы. Таким образом Кирилл постепенно перенимал наставления и духовный опыт самого Игумена Земли Русской.
Воин Христов
С самого начала своего пребывания в монастыре, инок Кирилл, стремился к подвигу. Как настоящий воин, он ревностно выполнял приказы своего старца: ночью клал поклоны, самым первым приходил в церковь, мало ел. Всё это он делал, чтобы угодить своему главному Военачальнику – Христу.
Своим трудом в хлебне и поварне, а так же непрестанным молитвенным подвигом, Кирилл стяжал первую духовно-воинскую награду – дородетель кротости и умиления. Кирилл, видя, что братия начинает проникаться к нему уважением, решил на себя взять подвиг юродства, за что был немедленно посажен на “хлеб и воду”.
Старцы обители, понимая, что растет будущий подвижник, рукоположили Кирилла в сан иеромонаха против его воли. А уже в 1390 году молодого еще Кирилла сделали настоятелем. Кирилла стали часто посещать как монашествующие, так и мирские люди, прося духовного совета и наставления. Всё это очень тяготило молодого настоятеля, который стремился к духовным подвигам и безмолвию. Через некоторое время, Кирилл оставляет свой пост и удаляется на Белоозеро – то место, которое ему указала Сама Богородица.
Новый монастырь
Придя на место, которое ему указала Богородица, Кирилл построил себе землянку, где подвизаться в посте и молитве. Первое время было очень трудным. Однажды он чуть не погиб от падающей сосны и пламени лесного пожара, но Господь его уберег.
Из этой сосны он сделал крест и только усилил свои молитвы к Богу.
Один местный житель, недовольный соседством с отшельником, решил поджечь келью праведника. Но сколько он ни старался, ничего у него не получалось – огонь не касался жилища. Тогда, раскаявшись, он попросил Кирилла постричь его в монахи. Спустя некоторое время, к святому стали стекаться иноки из Симоновой обители, образовалась монастырская братия.
Вскоре, в 1397году, был основан первый храм монастыря – Успения Божией Матери.
Но испытания на этом не кончились. Местный боярин, Феодор, подумав, что Кирилл богат и принес с собой из Москвы много денег, решил ограбить монастырь. Но внезапно воины, остановившиеся у монастыря, помешали ему совершить задуманное. Вразумившийся и раскаявшийся Феодор стал всячески помогать монастырю.
Устав нового монастыря был предельно строг: монашествующим не разрешалось держать у себя в келье даже воду. В церкви и за трапезой никто не разговаривал, Евангелие читали по старшинству. Кельи всегда были открыты и кроме книг и икон, монахи там ничего не держали. Получать письма и подарки, а так же выходить из обители монахам не благословлялось. Преподобный Кирилл, не только следил за исполнением устава, но и сам его придерживался.
От ненависти до любви
Святой Кирилл за свою кротость и смирение постепенно приобрел дар прозорливости и чудес.
Однажды, в число братии пришел новый человек, Феодор. Молодому и неопытному послушнику через некоторое время пришлось столкнуться с врагом рода человеческого. Дьявол внушил ему ненависть к своему настоятелю. Год несчастный пытался побороть в себе это чувство, но оно не уходило. И тогда он решился открыть свои помыслы Кириллу, но придя в его келью, не смог вымолвить ни слова. Тогда, преподобный сам стал говорить ему о ненависти и молодой инок раскаялся. Прозорливый старец тогда сказал, чтобы он не скорбел : « Ты один познал истину обо мне – я на самом деле грешный и непотребный!»
С тех пор ненависть молодого монаха сменилась великим даром любви и преданности своему настоятелю.
Чудеса преподобного
Обладая духовными дарами, святой Кирилл совершил множество чудес, похожих на чудеса Спасителя. Однажды по его молитвам ожил умерший монах Далмат, который не успел причаститься перед смертью. Приняв Святые Дары, инок с миром отошел ко Господу.
Преподобный Кирилл Белозерский, картина монаха Рафаила (Симаков)
Один раз не хватало вина, чтобы совершить Литургию. По приказу преподобного, монахи принесли сосуд, который чудесным образом наполнился вином. И по молитвам святого вино в сосуде еще долго не кончалось.
Во время случившегося голода, по молитвам преподобного Кирилла пополнился запас хлеба.
Как-то, монахи, по благословению настоятеля, ловили рыбу на озере. Разыгралась страшная буря. Узнав об этой опасности, святой поспешил к озеру и осенил его крестом. Тотчас буря утихла и монахи были спасены.
Отойдя ко Господу
Чувствуя приближение кончины (в 1427г), святой Кирилл предсказал, что никто из братии, даже тот, кто тяжко болен, раньше него не умрет. Так и случилось. В течение года по смерти преподобного больше половины братии отошло в след за своим учителем и наставником.
Святые мощи преподобного Кирилла ныне покоятся под спудом между Церковью Успения и храмом во имя преподобного Кирилла. Посетить монастырь можно по адресу: Россия, Вологодская область, город Кириллов, Соборная площадь, дом 1.
Источник
День памяти преподобного Кирилла, игумена Белоезерского
Русская православная церковь чтит память святого 22 июня. Кирилл Белозерский назывался в миру Козьма, был родственником известной московской боярской семьи Вельяминовых и в юности жил некоторое время у окольничего, Тимофея Васильевича Вельяминова. Он ушел в Симоновскую обитель, здесь постригся и стал отличаться своим смирением и послушничеством — сначала трудился в монастырской хлебопекарне, потом в поварне.
Преподобный Кирилл стал архимандритом Симоновской обители в 1390 году. Но близость столицы, посещения князей и вельмож были не по душе Кириллу, искавшему уединения. Он покинул Симоново, и вместе со своим другом Ферапонтом удалился в Белозерскую область.
Меж тем, некоторые иноки Симонова монастыря, узнав, куда удалился Кирилл, пришли к нему, стали приходить и многие из окрестных мест с просьбой о пострижении. Тогда Кирилл построил храм в честь Успения Богоматери и положил начало новой обители. Кирилл к тому времени был человек образованный — он много занимался чтением книг и списыванием их, сочинял монастырские правила, писал наставительные послания.
Слава о подвигах Кирилла Белозерского была так велика, что князья и бояре обращались к нему за советами и просили его молитв, наделяя его обитель дарами и вкладами. Преподобный благодарил за приношения, но при этом твердым и даже строгим тоном самих князей наставлял в правилах добродетели.
Звенигородского князя Юрия Димитриевича преподобный утешал в скорби о болевшей супруге. И вместе писал: «Извещаю тебя наперед, что нельзя тебе видеть нас — оставлю монастырь и уйду, куда Бог наставит. Вы думаете, что я тут добрый, святой человек. Нет, истинно я всех грешнее и несчастнее и исполнен смрада. Не удивляйтесь сему, князь Юрий — слышу, что ты сам читаешь и знаешь Священное Писание и понимаешь, какой вред происходит от человеческой хвалы, особенно для нас, слабых».
Преподобный Кирилл любил духовное просвещение, сам трудился в списывании книг и привил эту любовь своим ученикам. В 16 веке ни одна из обителей русских не была так богата рукописями, как Кириллова. По описи 1635 года в ней хранилось до 2 092 рукописей.
Обитель преподобного Кирилла во многих актах называется Лаврой. Наружный вид ее подобен укрепленному городу — высокая трехъярусная ограда с большими башнями, не считая малых, окружает монастырь, разделенный на несколько частей — одна их них, заключающая в себе тот холм, в котором была землянка преподобного, называется Ивановским монастырем.
Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447-1448 годов. Житие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом.
Источник
Житие святого Кирилла Белозерского и почитание преподобного, тексты молитв
История святого Кирилла Белозерского показывает удивительный пример веры и духовного подвижничества. Праведный одинокий монах внушал такое уважение, что люди устремились к нему, чтобы соприкоснуться с его мудростью и получить духовные наставления. Несмотря на то, что святой искал уединение, Господь послал ему преданную паству, ставшую основой нового монастыря.
Житие святого Кирилла Белозерского
Время жизни преподобного относится к XIV веку. Доподлинно не известно, из какого рода происходил праведник. Жития сообщают мирское имя святого – Козьма. В ранние годы он служил знатному боярину Тимофею Вельяминову. Стремление к духовной жизни давно увлекло Козьму, но Вельяминов не хотел отпускать верного слугу в монастырь. Убедить боярина дать волю будущему святому удалось преподобному Стефану Махрищескому, который и провел постриг Кирилла в Симоновском монастыре.
В начале своего иноческого пути праведник беседовал с выдающимися отцами церкви того времени – преподобным Сергием Радонежским, архиепископом Федором Ростовским, епископом Михаилом Смоленским. Почти сразу проявились горячая вера монаха и его стремление к строгой аскезе. Когда в попытках смирить инока духовник назначил ему наказание – строгий пост – Кирилл только обрадовался.
Вероятно, подвижничеством монах заслужил большой авторитет среди братии, потому в 1388 году, в возрасте 51 года он становится настоятелем Симоновской обители. Но Кирилл быстро оставляет свой пост и отправляется в добровольное затворничество. А спустя некоторое время он и вовсе покидает родной монастырь и, вместе с преподобным Ферапонтом, отправляется к Белоозеру. Считается, что указанием к этому путешествию стало явление Пречистой Богородицы.
В 1397 году он поселился в пещере на берегу Сиверского озера, где спустя некоторое время и появился Кирилло-Белозерский монастырь. Места здесь суровые и дикие, поэтому Ферапонт выбрал другое место для своего служения. А у Кирилла началась полоса испытаний. Он много раз оказывался в опасном положении – часто случались пожары, нападения разбойников, однажды только чудо спасло инока от упавшего дерева.
Вскоре о святом узнали люди в округе, и к нему устремились духовные чада, желавшие разделить с ним бремя служения Господу. Появилась небольшая братия. Кирилл принял строгий устав. Монахам воспрещалось просить милостыню, иметь какие-либо излишества в еде и питье, увлекаться праздными мыслями. Строгость и аскетичность воплотились даже во внешнем убранстве обители.
Настоятель был кроток со своими подопечными. Мудрость и спокойствие проявились и в отношениях с князьями и боярами. Влиятельные политические деятели понимали роль святого Кирилла и стремились наладить взаимодействие с прославленным архимандритом. В переписке с ним состояла местная знать и приемники Дмитрия Донского. Рассуждения и увещевания праведника влияли на политику.
Так, несмотря на стремление к уединению, преподобный стал одним из влиятельнейших деятелей церкви. Помимо этого, он занимался просвещением: собрал большую библиотеку и сам много писал. Умер святой в 1427 году, оставив богатое духовное наследие.
Почитание в православии
Поскольку авторитет преподобного был неоспорим, его почитание началось еще при жизни. Хотя официальная канонизация произошла только в 1547 году, первое житие, являвшееся образцом монашеского служения для многих подвижников, было составлено задолго до этого, Пахомием Логофетом.
Кирилл Белозерский входит в число почитаемых святых в целом ряде соборов: Костромском, Вологодском и Новгородском, Радонежском. В соответствии с этим, его память отмечают несколько раз в году: 5 февраля, 9 июня, 11 июля, 19 июля. В эти торжественные дни православные христиане поминают и прославляют духовный подвиг святого.
Иконография
Согласно монастырскому преданию, первая икона святого Кирилла была написана еще в годы его жизни. Создал ее Дионисий Глушицкий. Исследователи, проводившие реставрацию реликвии, относили ее к новгородской школе. Также была отмечена своеобразная простота композиции и техники написания.
Святого изображают на житийных иконах или на фоне основанного им монастыря. Неизменно каноническое написание самого преподобного. Его изображают благообразным старцем в темном монашеском одеянии. Часто в руках у него – свиток с предсмертным поучением для паствы. Лик святого с характерной мимикой излучает спокойствие. Проницательный мудрый взгляд устремлен на зрителя.
Считается, что молитва перед образом праведного отца помогает укрепиться в вере, добросовестно исполнять свои рабочие обязанности, избежать праздных искушений. Конечно, особое покровительство святого распространяется на людей, носящих его имя.
Православные тексты
Святому Кириллу Белозерскому посвящен ряд молитвенных обращений разного типа. Эти тексты надлежит читать в памятные даты или если имеется просьба к преподобному. Молиться можно в храме или дома, келейно. Желательно отрешиться от всех мирских забот и сосредоточиться на молитве.
Тропарь
Яко крин, в пустыни давидски процвел еси, отче Кирилле, злострастия терние искореняя, и собрал еси в ней ученик множество, страхом Божиим и учением твоим наставляемых, ихже и до конца, яко чадолюбивый отец, не оставил еси, посещая, да вси вопием: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак
Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования, отче, к Вышнему течению радостно устремился еси, и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя, моли от враг сохранитися стаду твоему, яко да святое твое успение празднующе, вопием: радуйся, преблаженне Кирилле, отче наш.
Молитва
О, священная главо, преподобне и Богоносне Отче Кирилле! Припадаем к тебе с верою и любовию, и просим тя, небеснаго Заступника нашего: яви велие милосердие твое нам, смиренным и грешным, и пролей теплыя молитвы твои о нас.
Источник