Похоронили помянули Что делать дальше
Похоронили помянули Что делать дальше

Похоронили помянули Что делать дальше

Умерших нужно отпускать

– Одни люди после смерти близкого человека быстро приходят в себя и возвращаются к нормальной жизни, другие мучаются месяцами и даже годами, доходят до физических болезней и психических нарушений. Является ли такое чрезмерное страдание нормальной реакцией на это событие?

– Когда человек теряет близкого, вполне естественно, что он страдает. Страдает по многим причинам. Это и скорбь по тому человеку, любимому, близкому, родному, с которым он расстался. Бывает, что жалость к себе душит того, кто потерял опору в человеке, ушедшему из жизни. Это может быть чувство вины из-за того, что человек не может отдать ему то, что хотел бы отдать или задолжал, потому что не считал нужным в свое время делать добро и любить.

Проблемы возникают тогда, когда мы не отпускаем человека. С нашей точки зрения смерть несправедлива, и очень часто многие люди даже бросают упрек Богу: «Как ты несправедлив, почему Ты отнял у меня его?» Но на самом деле, Бог призывает к себе человека именно в тот момент, когда он готов перейти в жизнь вечную. Очень часто бывает так, что человек не хочет отпустить близкого, не хочет мириться с тем, что его уже нет, что его не вернуть. Но смерть нужно принять, как данность, как факт. Его не вернуть, и всё тут. А человек начинает возвращаться обратно, к нему, понимаете? Это вещи из ряда вон выходящие, но они не так редко случаются. Совершенно бессознательно человек начинает горевать, и он хочет его как бы заместить. В нас так сильна тяга к смерти. Нам нужно тянуться к жизни, а мы, как это ни странно, тянемся к смерти. Когда мы цепляемся за человека умершего, мы хотим быть с ним. Но нам еще надо жить здесь, у нас есть задачи. Мы ему можем помочь только здесь, понимаете?

Неверующему человеку сложнее отпустить умершего, потому что он даже, может быть, не осознает, что ему так сложно расстаться с этим близким в силу того, что он не может его даже отдать Богу. А верующий человек привык всё возлагать на волю Божью, потому что встречи и расставания сопровождают человека всю жизнь.

В Библейской истории есть сюжет, который оказывает потрясающее терапевтическое воздействие на людей, столкнувшихся со стрессом, со смертью. Речь идет о нескольких жизненных фрагментах одного глубоко верующего человека по имени Иов. Всякий раз, потеряв что-то очень важное, а их было много значительных утрат, он повторял: «Бог дал, Бог взял» . В итоге, Бог видя в нем крепкую веру, возвращает все сполна. Эта притча о том, что преодолевая тоску по ушедшему, мы становимся стойкими и сильными. Человек, на самом деле, от самого рождения своего учится расставаться. Он учится быть вместе с другими, отождествляя себя с социумом. Но вместе с тем, всякий раз происходит процесс разотождествления, то есть отсоединения, расставания. Маленький человек учится расставаться со своей собственностью ещё в песочнице: «Моя лопатка, моя корзиночка». Отбирают – он плачет, ему очень тяжело расставаться со своим. А на самом деле ничего нашего на свете нет, понимаете? Ведь, что значит «моё»? Моё, оно ведь только до некоторой степени моё. В каждый момент нашей жизни мы должны быть готовы расстаться со всем, что мы считаем своим. С точки зрения психологии это такой вот феномен психической жизни человеческой, приобретение навыков к утрате.

Есть люди, которые замыкаются в себе и концентрируются на этой потере. Они в себе эти чувства как бы нагнетают, и не могут остановить поток страдательных эмоций. С детства мы привыкаем расставаться со скорбью. Кто-то зацикливается на этом: «Это моё, и всё тут!» Так велика притягательная сила этого эгоистического чувства. А более зрелый человек умеет расставаться без боли, без таких надрывов.

– Получается, что зрелый человек более спокойно воспринимает смерть?

– Он спокойно передает умершего в руки Того, Кто имеет большее на него право. Почему? Потому что зрелость определяется той силой духа, с которой мы воспринимаем все сложные обстоятельства жизни. Чтобы ни случалось, мы должны всё воспринимать равнодушно, равно-душно. Так Св. преп. Серафим Саровский говорил. Нужно, чтобы душа ко всему относилась равномерно, или, как бы, одинаково, и к скорбям, и к радостям. Это такое абсолютное спокойствие во всем, и на самом деле это очень трудно.

Восприятие утраты, скорби духовного и душевного человека отличается тем, что душевность сопряжена надрывом, эмоциональным изломом, страстностью, чувственностью. Напротив, духовное отношение ровное, в нем любовь помогающая, тихая. Вспоминаю, как умерла моя мама. Это было вообще неожиданное событие. Мы с ней попрощались, она уезжала в другой город, и на следующий день мне позвонили, что она приехала, легла спать и умерла. Ей было 63 года всего, я провожала здорового человека. Для меня это был шок. Потому что я потеряла любимого человека совершенно неожиданно. Но она умерла по-христиански, спокойно, так умереть каждый мечтает. Я слышала не раз: «Вот бы, лечь и умереть». Вот она приехала, легла в свою постель и умерла. И когда я пришла в церковь, встретила своего батюшку, – он тоже знал мою маму, – я ему рассказала, а он мне говорит: «Ты, самое главное, воспринимай эту смерть духовно».

Я тогда еще только воцерковлялась, и для меня эти вопросы жизни и смерти были, так скажем, малопонятны. Тогда я еще никого не хоронила из близких людей. Я всё думала, что же значит воспринимать духовно? Из литературы, в которой раскрывается тема отношения к смерти я поняла, что относиться духовно, значит- не скорбеть.

Если ты чего-то не смог дать этому человеку, ты чувствуешь вину. Часто очень люди зацикливаются и страдают от того, что они недодали что-то любимому человеку. Осталось нечто, что их начинает тревожить. «Почему я не додал? Почему не сделал? Ведь я бы мог», – и вот на этом они уходят в иные круги восприятия, уходят в депрессию.

Человек, в таком случае начинает пребывать в чувстве вины. А чувство вины не должно быть мазохистским, оно должно быть конструктивным. Конструктивный подход такой: «Я себя поймал на мысли, что я застреваю на чувстве вины. Нужно духовно разрешить эту проблему». Духовно – это значит, нужно сходить на исповедь и признать перед Богом свой грех перед этим человеком. Нужно сказать: «Я виноват в том, что я ему то-то и то-то недодал». Если мы в этом каемся, то человек это чувствует.

Например, я бы подошла к маме при ее жизни и сказала: «Мам, ты прости, я тебе того-то и того-то недодала». Не думаю, что мама меня не простит. Точно также этот вопрос я могу решить, даже если этого человека нет рядом со мной. Ведь у Бога нет мертвых, у Бога все живы. В Таинстве исповеди происходит освобождение.

– А зачем в церковь идти, если можно дома все рассказать Богу? Бог ведь и так всё слышит.

– Для неверующего человека можно начать хотя бы с этого, нужно признать свою вину. В психологической практике используются такие методы: письмо близкому, родному человеку. То есть, нужно написать письмо о том, что я был неправ, что я недостаточно уделял внимания, я тебя не любил, я тебе недодал чего-то. Можно начать с этого.

Кстати, очень часто в первый раз люди приходят в церковь именно в связи с этим обстоятельством, чьей-то смертью В первый раз человек может прийти в храм на похороны. А многие из них уже могут знать, что духовная дань – это на канон положить какие-то продукты, свечку поставить и помолиться за этого человека. Молитва – это связь между нами и ушедшим человеком.

Один из синонимов слова «кладбище» — «погост». «Погост» от слова погостить, ведь мы приезжаем сюда погостить. Погостили немножко, и вперед, на родину, ведь наша родина там.

В головах у нас всё перевернуто. Мы путаем, где наш дом. А ведь наш дом – это там, рядом с Богом. А сюда мы только лишь пришли погостить. Наверное, тот человек, который не хочет оставлять умершего, не осознает, что какое-то свое назначение здесь этот человек уже выполнил.

Почему мы не отпускаем наших близких? Потому что очень часто бываем привязаны к физическому. Мне, если говорить о своих чувствах, недоставало мамы: очень хотелось прижаться, прикоснуться к этому мягкому, родному человеку, вот именно не хватало рядышком её, не хватало физической близости. Но мы знаем, что этот человек продолжает жить, ведь душа человеческая бессмертна.

Читайте также:  Любимые актерский состав Маргоша Какие актерский состав снимались в Маргоше популярном сериале

Когда умерла моя мама, я решила для себя вопрос духовного восприятия этого события, и мне удалось быстро восстановиться. Я признала, что я чего-то не сделала. Я покаялась, и попыталась реально сделать то, чего я не сделала в свое время маме. Я взяла и сделала это другому человеку. Еще помогает чтение Псалтыри, сорокоусты, ведь общение с родным человеком, даже если его нет рядом, не прекращается.

Другое дело, что нельзя уходить в диалог. Бывает иногда, люди даже заболевают психически, они начинают советоваться с умершим. В какой-то трудный момент можно попросить: «Мам, ну ты помоги мне, пожалуйста». Но это, когда очень трудно, а так лучше не беспокоить все-таки, молиться, молиться за близких. Когда мы делаем что-то для них, тогда мы помогаем им. Поэтому нужно делать все возможное, что в наших силах.

Когда я для себя решила эту проблему, и мне удалось быстро восстановиться, то однажды прихожу я к своей знакомой бабушке. И мама тоже была у нее в гостях когда-то пару раз. Где-то спустя сорок дней после смерти мамы, может быть, чуть больше, я прихожу навестить эту бабушку, а она начинает успокаивать меня, утешать. Она, наверное, думала, что я скорблю, переживаю сильно, а я ей говорю: «Вы знаете, меня не тяготит уже это. Я знаю, что маме там хорошо, и единственное, чего мне недостает – это того, что её нет рядом со мной физически, но я знаю, что она всегда рядом со мной». И вдруг, вижу, на столе у нее какая-то вазочка была, как у всех бабушек, с цветочками какими-то и ещё чем-то, и я, совершенно машинально, вытаскиваю оттуда бумажку. Вытаскиваю, а там маминым почерком написана молитва. Я говорю: «Вот видели! Она рядом со мной всегда. Даже сейчас она рядом со мной». Моя знакомая очень удивилась. Вот такая у нас связь, понимаете?

Надо отпускать, потому что, когда мы их не отпускаем, им тягостно, они тоже страдают. Потому что мы связаны, так же как здесь, на земле, когда не даем человеку свободы, тянем его, начинаем контролировать, звоним: «Ты где? А может быть там то? А может тебе плохо? А может быть тебе слишком хорошо?» По тому же самому принципу строятся наши отношения с усопшими близкими.

– Получается, что за сорок дней вы пришли в себя от кризиса, то есть сорок дней – это своего рода приемлемый срок. А какие сроки будут неприемлемыми?

– Если человек год скорбит и это затягивается и дальше, то конечно это неприемлемо. Максимум полгода, год, можно поболеть, так скажем, а больше — это уже симптом болезни. Значит, человек впал в депрессию.

– А если он просто не может выйти из этого состояния?

– Не помогает, значит пришла пора исповедать еще одну свою ошибку. Почему уныние входит в семь смертных грехов? Печалиться, унывать, нельзя, это малодушие, это болезнь духовная. Вера – это самое сильное и надежное лекарство.

– А есть ли какой-нибудь психологический способ себя подвигнуть к тому, чтобы сделать первый шаг? Ведь некоторое люди прямо так вот и думают: «Я по нему так долго скорблю, и таким образом я ему храню верность». Как это преодолеть?

– Обязательно нужно что-нибудь делать для усопшего. Прежде всего, молиться за него подавать записочки в храм. А дальше – больше, снова появятся силы. Путь из депрессии обязательно связан с какими-то действиями, хоть чуть-чуть, понемножечку. Можно просто хотя бы сказать: «Как же я люблю его, Господи! Помоги Ты ему, Господи!» – всё. «Я за него страдаю, я за него переживаю. Вот он ушел в никуда, но я знаю, что он там не один, что он с Тобой». Нужно хотя бы что-нибудь говорить, делать ради этого человека, но только не бездействовать.

Источник

Что делать после похорон?

На следующий день после похорон и поминального обеда все еще сложно прийти в себя и свыкнуться с мыслью, что семья стала меньше на целую одну жизнь. Но нужно собрать всю волю в кулак, чтобы уладить все формальности с наследством, социальным статусом и т.п. и как следует отдать должное памяти усопшего.

Двойной памятник.Двойной памятник.

В православной вере есть множество традиций, беспрекословно соблюдаемых большинством людей старшего поколения. Внушаемые спокон веков предрассудки о загробной жизни и блуждающей душе после смерти под соусом страха быть осужденным за игнорирование псевдорелигиозных обычаев после похорон доводят порой до крайностей.

В частности, завешивание зеркал, запреты смотреть телевизор и убираться в квартире, не имеют ничего общего с учениями Иисуса Христа. Придерживаться или нет – ваше личное дело. Однако есть рациональные и этические моменты, которые лучше не игнорировать, чтобы в приватном или публичном смысле не осквернить память покойного. Знать и понимать главные православные каноны и исторические традиции равно правильному поведению в траур.

Тем, кто впервые переживает столь тяжкую утрату, предстоит разобраться в том, что делать после похорон необходимо, что не обязательно, а крайне нежелательно.

Похоронили, помянули… Что делать дальше?

После погребения и прощания нужно позаботиться об идентификации места захоронения. Могильный холм или ячейка в колумбарии должны иметь табличку с ФИО и годами жизни усопшего.

Памятник на кладбище устанавливают, как правило, через год. Но если вы хотите увековечить память ушедшего дорогого человека чем-нибудь особенным, стоит позаботится об индивидуальном изготовлении заранее. Здесь вам помогут воплотить в жизнь любую задумку, делая памятники различной формы и дизайна.

А в течение недели после похорон следует решить вопрос с обозначением места захоронения. Если вы обращались в крематорий, там вам напомнят о соблюдении этой формальности в том случае, если вы забираете урну для подхоронения в родственную могилу. Для этого можно заказать изготовление табличек для крестов или небольших гравированных надписями мраморных или гранитных плит.

Если вы устанавливаете на могиле оградки, столики, лавочки, памятники, об этом нужно сделать запись в книжке о захоронении. В противном случае администрация некрополя не станет нести ответственность за сохранность подобного имущества. И в случае порчи или хищения, претензии предъявить будет некому.

Кроме кладбищенских формальностей недавно похоронивших родственников ждут мирские дела, о которых не стоит забывать.

Список важных мирских дел

Траур в наше время не повод закрываться в четырех стенах, отстранившись от всего и всех. Только очень обеспеченные финансами люди могут позволить себе погоревать в полном бездействии. А всем остальным нужно позаботится о том, чтобы не иметь проблем с административным законодательством и материальным положением.

После похорон нужно заниматься решением следующих вопросов:

  1. Возмещение расходов на погребение. Это ваше законное право, воспользовавшись которым можно частично закрыть дыру в семейном бюджете, образовавшуюся от похорон. Получить компенсацию от государства может, как родственник усопшего, так и посторонний человек, сохранивший все чеки и квитанции. Оговоренная сумма выплачивается работодателем умершего, военкоматом, учреждением соц. защиты или пенсионным фондом в течение 6 месяцев. В одной из этих инстанций в зависимости от того, к какой социальной группе принадлежал покойный при жизни, вам следует узнать, о документах, которые необходимо предоставить для получения компенсации.
  2. Оформить наследство. На этот процесс законодательство выделяет всего полгода. В зависимости от того, кем вы приходитесь покойному, определяется объем материального имущества, которое переходит в ваше владение. Т.е. супруги, дети и родители – наследуют в первую очередь, а кузены, тети, дяди и более дальние родственники могут рассчитывать во вторую, третью и т.д. Если умерший при жизни составил завещание на вас, независимо от степени вашего с ним родства, вам по закону принадлежит все имущество или денежная сумма, указанная в документе. В этом случае нотариус, у которого сохраняется оригинал, должен связаться с вами, чтобы оформить принятие или непринятие наследства. При отсутствии завещания родные и близкие покойного могут поделить имущество по личной договоренности и заверить нотариально или, в случае спора, в судебном порядке. Если у вас последний вариант – не затягивайте с поиском хорошего и более-менее недорогого адвоката по гражданским делам, а также соберите всевозможные доказательства того, что имеете больше прав на дом, квартиру, авто и так далее (сойдут даже чеки с лекарствами, которые вы покупали, когда усопший болел).
  3. Оформить право собственности. Вступать в наследство можно с момента получения свидетельства о смерти, а вот права на владения имуществом еще нет Тем не менее вы несете ответственность за наследство. Т.е. проживая в квартире покойного, вам нужно вписать свое имя в базу жилищно-коммунальных служб. Если в течение 6 месяцев после похорон наследники первой линии не объявились, то по закону считается, что они от него отказались. Право собственности необходимо зарегистрировать нотариально и сообщить данные в БТИ, имея на руках тех.паспорт на недвижимость.
  4. Сдача недвижимости в аренду. Перед тем, как сдавать квартиру или дом покойного чужим людям, тщательно осмотрите все, включая шкафы, полки, потайные ниши и т.д. на предмет наличия документов и ценных вещей. Если что-то есть дорогостоящее или памятное, перевезите, ну никак не оставляйте арендаторам. Иначе вы рискуете стать жертвой недобросовестных постояльцев, которые не только не расплатятся за аренду и коммунальные услуги, но и обчистят квартиру. В любом случае сдавайте жилье усопшего по договору, заверенному нотариусом. В качестве платы за первые несколько месяцев проживания вы можете предложить постояльцам сделать ремонт на их усмотрения. И этот момент тоже прописать в договоре коммерческого найма. Учитывая, что цена ремонта равна стоимости количества месяцев съема и коммунальных платежей
Читайте также:  Как славяне праздновали день рождения

Что следует соблюдать? Об упокоении души родного человека

Среди наиболее распространенных традиций после похорон различают обычай приносить на следующий день на кладбище символический завтрак и раздавать окружающим конфеты и пирожки. Он дополняется предрассудком оставить на могиле хлеб, печенье, рюмку водки или вовсе полить водкой землю под которой покоиться новопреставленный. Разумеется, это не преступление, но и не является обязательным действием. Частые обращения и разговоры о покойном не позволяют его душе умиротвориться. Традиция устраивать трапезы на кладбище и оставлять на могиле яства принадлежит язычникам. Согласно церковному уставу усопших следует поминать на третий, девятый и сороковой день после кончины. Душа покойного нуждается в искренней и непринужденной нашей молитве, а не в конфетах и рюмке с водкой.

К тому же сладости и алкоголь в стаканчиках – это не только не приемлемо с религиозных соображений, но и с бытовых. Через оградку могут перелазить дети, промышляющие халявными конфетами, бродяги и кладбищенские собаки.

Девять дней

На 9 дней после похорон приходится поминальная трапеза в кругу самых родных и близких. Приглашать много гостей на такой обед церковь не рекомендует. Поминки девятого дня желательно устраивать дома или в арендованном кафе, в котором все подготовят в духе траурного события. Есть и пить на месте погребения точно нельзя, а вот навестить могилку и помянуть усопшего добрым словом – рекомендуется.

Когда все соберутся за поминальным столом, нужно прочитать молитву. Как правило, это «Отче наш», но вы можете с помощью священнослужителя выбрать и другие. После молитвы каждый человек за столом должен съесть три ложки кутьи. Это основное блюдо поминок. Для ее приготовления можно использовать, как перловую, так и рисовую крупу, компот, а также добавлять крошки печенья и сухофрукты по желанию. Еда должна включать простые блюда – щи, голубцы, картофельное пюре, пирожки, котлеты.

Все, что не доели, хранить у себя в холодильнике или выбрасывать не стоит. Остатки обеда следует раздать нуждающимся, попросив взамен молиться об упокоении души.

Алкоголь, особенно на 2-й, 3-й, 9-й день после похорон, не слишком уместен. Строгое соблюдение церковных канонов вовсе исключает спиртное на поминках. Оно отвлекает человека от молитв и скорби, притупляя чувства и омрачая рассудок. Даже если вы не относите себя к верующим людям, посмотрите на рациональную сторону вопроса. Нередко спиртное, употребляемое человеком в расстроенных чувствах, еще больше ухудшает психическое самочувствие. Скорбящие, как правило, быстро пьянеют и в кругу родственников могут вести себя неадекватно, вступая в ссоры и драки. Если что-то мешает полностью отказаться от алкоголя за поминальным столом, нужно минимизировать его количество.

Согласно общепринятому этикету, внешний вид должен быть максимально скромным и траурным. Для мужчин подойдут официально-деловые костюмы с белыми или темными однотонными рубашками, свитерами с шеей, а женщинам платья без вырезов и с длинными рукавами, строгие жакеты, джемперы тусклых цветов и косынки на голову. Макияж лучше не делать вовсе, но в случае крайней необходимости можно ограничиться нанесением тона и бесцветной губной помады.

Сорок дней

На 40 дней после похорон душа умершего навсегда освобождается от оков мирской жизни и познает царство небесное. Чтобы это случилось, родным и близким умершего следует пойти в церковь, заказать панихиду и чтение сорокоуста.

На протяжении 40 дней после погребения покажется не важным, как вы выглядите, но об основах элементарной гигиены нельзя забывать. Если траур мешает вам заниматься работой, поговорите с начальством или узнайте, как отложить те или иные дела. Но часто бывает так, что именно в труде, скорбящий находит верный способ отвлечься и успокоиться. И это вовсе не трактуется, как неуважение к памяти усопшего. Наоборот душа покойного гораздо скорее возрадуется, если священный труд спасет вас от уныния, которое в православной вере тоже является грехом.

Поминание 40 дней тоже может сопровождаться обедом. В качестве основных блюд готовиться рисовая или пшенная кутья и блины без начинки, символизирующие тленность бытия. Если поминки выпали в пост, мясная еда запрещена. Обычай готовить на 40 дней любимые при жизни блюда усопшего – не православный, но с точки зрения уважения к памяти покойного имеет место быть. Однако, здесь тоже не стоит перегибать палку и накрывать стол с ресторанным пафосом и размахом. Ставить на стол или на тумбочку рюмку водки, накрытую хлебом также, как и в ситуации с кладбищем, православная вера не одобряет.

Сервировка стола на 40 дней исключает использование острых столовых приборов. Уместны только большие и маленькие ложки, которые необходимо класть тыльной стороной кверху. Посещение кладбища на сорок дней после похорон – обязательное.

По завершению поминок и провожанию гостей, необходимо плотно закрыть двери и окна, зажечь свечи перед иконами святых и про себя помолиться. Это более верное решение, чем рыдания в подушку по поводу последнего прощания с душой умершего. Скорбь только удерживает ее в мире грешников, а молитва – превозносит к Господу.

Годовщина смерти

На 1 год после похорон можно организовать поминки с трапезой дома или в ресторане. Застолье годовщины смерти также должно быть спокойным и не превращаться в веселую пьянку. Употребление спиртного лучше свести к минимуму. За столом следует молиться перед самой трапезой и вовремя ее про себя. Членам семьи, коллегам и друзьям также можно делиться между собой приятными воспоминаниями, связанными с покойным. В церкви можно заказать священную Литургию, субботнюю панихиду или литию, которая подразумевает приезд на могилу усопшего вместе со священником. Все эти молитвы имеют большую силу, так как в них участвуют сразу все

Другие поминальные дни

Поводов помолиться за упокой души на самом деле гораздо больше, чем мы можем себе представить. Любое воспоминание об усопшем должно сопровождаться кратким обращением к Богу с просьбой даровать Царствие Небесное покойному. А есть и специальные православные праздники, когда принято поминать умерших, независимо года их ухода в мир иной:

  • Радоница – вторая неделя после Пасхи. В это день слова «Христос Воскресе!» должны услышать все усопшие, чтобы радость была совместной в небесах и на земле. В этот день можно раздавать людям крашеные яйца, куличи и другие сладости. Но традиция оставлять их на кладбище – не только противоречит церкви, но и здравому смыслу (на могилке разводятся муравьи, лазят бродячие животные, дети и бомжи);
  • Суббота перед Троицей;
  • Дмитриевская суббота – через три недели после Покровов;
  • Мясопустная суббота — перед началом Великого Поста (девятая неделя перед Великим Пасхальным Воскресением);
  • Вселенские родительские субботы на 2,3и 4 неделе Великого Поста.

Заказывать поминальные богослужения по желанию можно и чаще. Поскольку любой крещенный умерший человек является остается членом вселенской церкви.

Быт после похорон

Примет и предрассудков, связанных с поведением людей, недавно предавших земле близких родственников, хватает. Разберем распространенные обычаи после похорон со стороны религии и здравого смысла.

Завешивание зеркал и телевизора

Зеркала, телевизоры и другие отражающие предметы после, согласно приметам, в течение 40 дней после похорон должны быть завешенными. Если у вас есть какие-то фобии потустороннего мира и вам так спокойнее, пожалуйста. Но с православными канонами этот обычай не связан. То же самое можно сказать о телевизоре и компьютере. Включать их не запрещено. Можно только ограничить просмотр увеселительных передач.

Читайте также:  Изнасилование супругом Считается ли изнасилованием

Траур и внешний вид

В посещении парикмахерской после недавнего погребение нет ничего крамольного в том случае, если вам действительно необходимо привести себя в порядок, чтобы не испытывать дискомфорта из-за очень длинной челки. Разумеется, эксперименты с имиджем траур не подразумевает. Суеверие шить одежду опровергается тем, что следует в знак уважения к усопшему повременить со своими эстетическими прихотями. Другое дело ремонт вещей, которые нечем заменить.

Запрет на уборку в доме сразу после похорон – предрассудок чистой воды. Чтобы не находится в хаосе, где вчера было много народа, еды, поминальной атрибутики, лучше вынести все лишнее из квартиры и помыть полы. квартире (мытье полов), откуда выносили покойного.

Что говорит о душе наука и различные религии?

Люди с рациональным критическим мышлением предпочитают не заморачиваться, полагая, что душа человека после смерти уходит в небытие, а тело просто разлагается. Этот факт всячески пропагандировался в коммунистическом прошлом и в наше время существует много его сторонников.

Недавние исследования и открытия дают науке новые мнения, более интересные и оптимистические суждения. Так, физики и космологи Калифорнийского технологического института Ш. Кэрролла пришли к выводу, что душа является набором отрицательно и положительно заряженных частиц, атомов, которые не исчезают после смерти, а продолжают существовать в другом виде.

Христиане и мусульмане верят в то, что души грешников – попадают в ад, а праведников – в рай. Буддисты — в то, что после похорон, человек на самом деле переходит в состояние метафизического небытия – нирваны. Представители иудаизма, считают, что душа умершего попадает в Шеол — мир забвения, в котором темно, пыльно, сыро и всюду черви, а по субботам устраивается привычный шаббат.

В индуизме впервые появилось исследуемое ныне понятие реинкарнации. В том, что существует переселение душ, из людей в животных, из животных в растения, написано множество трактатов. Но реальных доказательств пока не найдено. Во что верить после смерти близкого человека решать вам, главное не перегибать палку и сохранять спокойствие и здравый смысл.

Вывод

Правильное поведение родных и близких после похорон позволит легче пережить тяжкую утрату и не усугубить и без того печальную картину, моральными и социальными конфликтами.

Если у вас все еще остались сомнения в отношении некоторых моментов, и вы боитесь всевозможных пересудов и патовых ситуаций, обратитесь за консультацией к священнослужителю. Так вы освободитесь от лишних переживаний и будете уверенны, что все делаете правильно.

Источник



Действия после похорон в православной традиции

После того, как тело усопшего предано земле, над местом захоронения устанавливают восьмиконечный православный крест. Прикреплённая к нему табличка содержит данные покойного и даты его жизни. Затем, по определённым дням, проводится поминовение усопшего, церковное и частное. Кроме того, об упокоении души умершего молятся дома.

Поминовение усопшего в третий, девятый и сороковой день после смерти

В день похорон, то есть, на третий день после смерти, проводятся поминки с совместной трапезой. Обычай собирать поминальное угощение не предписан церковью, но благословлён ею и сопровождается молитвенным поминовением усопшего. Таким же образом отмечается девятый и сороковой день после смерти.
В эти даты заказывают панихиду, т.е., полный чин поминального богослужения, совершаемый священником, или литию — краткое поминовение, которое может совершить и мирянин, подают в храме записки об упокоении или молятся в церкви и ставят свечу за упокой.
Для православного христианина поминальная молитва в третий, девятый и сороковой день — непреложная необходимость, установленная святоотеческим писанием. В третий день душа покойного, дотоле блуждавшая по знакомым ей в земной жизни местам, отправляется в горний мир и предстаёт перед Всевышним, затем зрит райские обители, в девятый день вновь находится перед Творцом и начинает созерцать мучения ада, а в сороковой день временная участь её определяется до Страшного Суда. Именно в эти ключевые моменты молитвенное поминовение помогает душе усопшего расстаться с земной обителью, затем выдержать зрелище ада и со смирением принять пристанище, что уготовано ей по земным делам.
Поэтому главное поминальное действие — это молитва. Угощение может быть скромным, допускается его перенос на другой день, но молитвенное служение обязательно совершается в третины, девятины и сороковины.
На девятины и сороковины приглашать не принято, потому эти дни называют незваными. В девятый день приходят друзья и родственники, в сороковой — более дальние знакомые, коллеги, соседи. На сороковины с могилы убирают венки, и приводят место захоронения в порядок. В этот день, знаменующий окончание обычного траура, зеркала в доме освобождают от наброшенных на них покровов.

Действия в годовщину православных похорон и частные поминальные дни

Когда со дня смерти исполнится год, в церкви подают записку об упокоении. Важно не только вписать имя усопшего в записку, но и молитвенно участвовать в службе.
Примерно в это же время на могиле православного устанавливают постоянный памятник, который имеет форму восьмиконечного креста или содержит его изображение, рельефное или гравированное.
Дата смерти ежегодно отмечается как частный поминальный день с особым молитвенным служением. Кроме того, такими датами становится день рождения покойного и день его Ангела.

Общие поминальные дни

Православной церковью установлены общие для всех верующих дни поминовения. Это Родительские субботы: Мясопустная вселенская суббота, что за неделю до Великого поста, субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого поста, и Троицкая вселенская суббота. Кроме того, поминовение усопших совершается в субботу перед днём памяти святого Дмитрия Солунского (8 ноября по н.ст.)— Дмитриевскую субботу.
Массовое посещение кладбищ и молитвенное поминовение усопших приходится также на Радоницу. Она отмечается на девятый день после Пасхи, т.е., на вторник Фоминой недели. В Беларуси Радоница — выходной день.

Молитвенное поминовение, совершаемое дома

Об упокоении души усопшего в частном порядке, келейно заботятся его родные и близкие: читают молитвы по молитвослову, если же его нет, произносят те молитвы, которые помнят, или обращаются к Богу своими, от сердца идущими словами.
Молитвенное служение дома — это труд, совершаемый ради спасения души усопшего и облегчения её посмертной участи. Во имя той же цели родственники покойного стараются совершать благие дела и раздают милостыню.

Таким образом, действия после похорон в православной традиции включают установку креста над могилой, сорокадневный траур, поминки в третий, девятый и сороковой день, установку памятника с православной символикой, молитвенное служение в храме, на кладбище и дома, раздачу милостыни и совершение благих дел.

Источник

Категорически воспрещается: что нельзя делать после смерти близкого

Эта статья расскажет вам, чего нельзя делать после смерти человека, если он был последователем православия либо иной религиозной конфессии.

  • Что нельзя делать, когда умер православный человек.
  • Запреты, налагаемые на родственников иными религиозными течениями после смерти человека

Существует масса суеверий, связанных с периодом, когда умершая душа покидает телесную оболочку и переходит в мир иной. Предрассудки порождаются страхом, страх же возникает от незнания предписаний церкви о том, как нужно вести себя после похорон.

Что нельзя делать, когда умер православный человек

После того, как человек умер, представители РПЦ не приветствуют процедуру сжигания его вещей. Все, чем усопший дорожил и пользовался при жизни, лучше преподнести малоимущим в качестве подаяния.

Еще одно правило, от исполнения которого требуется отказаться, — следование советам некомпетентных в церковных вопросах людей. Так, например, РПЦ не приветствует занавешивание зеркал на несколько дней после смерти, сокрытие столовых приборов и пр. Если новопреставленный был истинно верующим, возбраняется и проведение процедуры кремации — как чуждого православию ритуала.

Специалисты городской специализированной службы «Ритуал.ру» сходятся во мнении, что семье православного умершего следует воздержаться на 40 дней от организации каких-либо увеселительных мероприятий, в то время как усиленные молитвы дома или в храме за упокой души способны сделать ее путешествие к небесам более легким.

В Библии или иных священных писаниях не содержится конкретного списка того, что нельзя делать после смерти родственника, однако есть ряд церковных предписаний, которые полезно было бы соблюдать.

Запреты, налагаемые на родственников иными религиозными течениями после смерти человека

Если РПЦ лишь настоятельно не рекомендует кремировать тело усопшего, то представители иудаизма в строгом порядке запрещают проведение данной процедуры. То же касается и вскрытия. Для членов семьи также воспрещается удовлетворение витальных потребностей в комнате, где лежит умерший.

Приверженцам же ислама, в семье которых произошло трагическое событие, запрещается организация поминальных обедов. Также законами шариата порицается плач и причитания по умершему.

Источник