Основы рисунка часть 29 Основы цветоведения
Основы рисунка часть 29 Основы цветоведения

Основы рисунка часть 29 Основы цветоведения

Утро день вечер ночь цветоведение

Основы цветоведения и колористики

Сделал вот конспект по колористике для себя, дабы не забывать. Пытался максимально сократить, поэтому получилось много умных слов. Конспект не полный, но доделать как-то не доходят руки. Если у кого-нибудь появится желание дополнить – не стесняйтесь.

Цвет — это результат взаимодействия трех составляющих: источника света, объекта и наблюдателя. Наблюдатель воспринимает длины волн света, излучаемых источником света и видоизменяемых объектом.
Свет, видимый человеком – это небольшая часть светового спектра электромагнитных волн.

Световые волны сами по себе не имеют цвета, но разные длины волн ассоциируются с определенным цветом.
Порядок следования цветов неизменный – от коротковолнового диапазона (фиолетовый) к длинноволновому (красный) или наоборот. Волны, несколько длиннее красного света, занимают инфракрасный (ИК) диапазон. Волны, короче фиолетового – ультрафиолетовый (УФ) диапазон.
Предметы сами по себе не имеют цвета, он появляется лишь при их освещении.

Человек воспринимает цвет двух типов: цвет светящегося объекта (цвет света или аддитивный цвет) и цвет отраженного от объекта света (цвет пигмента или субтрактивный цвет).

Основные или первичные цвета — это цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Тип смешивания (аддитивное или субтрактивное) определяет основные цвета.
Дополнительные или комплиментарные цвета (на цветовом круге расположены напротив друг друга) — это пары цветов, при аддитивном смешивании дающие белый цвет, при субтрактивном — серый или чёрный. Для цветов RGB дополнительными будут соответственно CMY (и наоборот). Каждому цвету можно противопоставить не один контрастный (дополнительный) цвет, а близлежащую пару, которая его образует.

Аддитивное смешение — (от англ. add — добавлять, т.е. добавление к черному других световых цветов) или RGB (Red, Green, Blue) — метод синтеза цвета, в котором первичными цветами являются аддитивные красный, зелёный и синий. В этой системе отсутствие цветов даёт черный цвет, а добавление всех цветовбелый. Выбор основных трёх цветов обусловлен особенностями физиологии сетчатки человеческого глаза.
Субтрактивное смешение (от англ. subtract — вычитать, т.е. вычитание цветов из общего луча отраженного света) или CMY (Cyan, Magenta, Yellow) — метод синтеза цвета, в котором первичными цветами являются субтрактивные голубой, пурпурный и жёлтый. Цветовая модель основана на поглощающих свойствах чернил. В этой системе отсутствие цветов даёт белый цвет (белая бумага), а смешение всех цветов — условно чёрный (в действительности типографские краски при смешении всех цветов дают темно-коричневый, а для придания истинно черного оттенка добавляют черную ключевую краску — Key color). Обладает сравнительно с RGB небольшим цветовым охватом.

Источник



Утро день вечер ночь цветоведение

На этом же занятии мы начали раскрашивать лето, осень, зиму и весну. Каждый квадратик в прямоугольниках не должен повторяться по цвету. На фото очень трудно рассмотреть разницу в цвете. Некоторые квадраты кажутся одинаковыми, но это не так.

На четвертом занятии мы начали копировать картины известных художников. К сожалению, акварельной бумаги не оказалось, пришлось рисовать на гладкой. Задание звучало так: «Обозначьте на картинах пятна цвета в нужных местах». Ну я и начала обозначать.) Первые четыре картины наверху так и нарисовала. Потом взялась за девушку с сережкой. Не думала, что меня заставят рисовать глаза, хотела ограничиться пятнами.) Молодого человека в красной шляпе рисовала Людмила, и это было круто. Она брала такие жуткие цвета, а получалось очень красиво. Жаль, не успела дорисовать, так как занятие заканчивалось (а уходили мы и так всегда на полчаса позже). Две крайние нижние картинки я дорисовывала уже дома. Картины брала из альбома с картинами Национальной галереи Республики Коми. Спасибо маме за подарок.)

К последнему занятию нам дали задание нарисовать в черно-белом цвете (с соблюдением оттенков) картину, которую мы должны были копировать в цвете.
Я, конечно же, выбрала Ван Гога. Полюбила его после посещения его музея в Амстердаме.

Ну, а на занятии мы рисовали его уже в цвете. Копировала, копировала я его, ничего не успела, решила дома дорисовать.
Пришла домой, а у меня в альбоме из музея оказались совсем другие цвета, чем на Людмилиной репродукции. Мне они больше понравились, и я слегка все подкорректировала.

Теперь смотрю на картины, и разбираю их на цвета.
И очень мне понравилась тема с копированием пятен. Если не лень будет, еще покопирую.

Источник

Основы рисунка — часть 29. Основы цветоведения

Основы цветоведения- важным моментом в живописи является изучение цвета в пространстве. Мы не будем останавливаться на физических характеристиках цвета, не будем разбирать принципы аддативного и субстрактивного синтеза и углубляться в изучение синтеза цветовых потоков. Не будем сравнивать оптический синтез и синтез красок. Это не является нашей задачей. Наша задача заключается в том, что- бы выделить все основное, первостепенное, не углубляясь в научные исследования. Основы цветоведения именно для художников- вот что нам нужно. Единственным замечанием будет то, что для работы над изучением материала нам нужны будут хорошие краски. Для изучения цветоведения нужна гуашь хорошего качества.

1. Цветоведение- начало:

Считается, что основных цветов есть три, и все остальные цвета можно получить путем смешения основных при различном пропорциональном их соотношении. Красками вы этого, скорее всего не сможете сделать. Если и можно, то нужно очень постараться, подбирать цвет к цвету, и все это делается хорошей художественной гуашью. Но мы- же не можем отвечать за качество красок, верно? А потому и делаем это смешением более чем трех цветов. В физике цвета основных цветов может и три, но у нас будет немного больше.

2. Спектральный круг. Проще считать, что основных цветов спектра есть двенадцать:

Все спектральные цвета называются хроматическими.

Все остальные цвета получаются путем смешения основных.

Серый, белый и черный называются ахроматическими:

Взаимодополнительными цветами являются противоположно расположенные цвета в спектре. Они друг друга дополняют, то-есть, когда взаимодополнительные цвета расположены рядом, то они усиливают друг друга, "зажигают".

Например, у нас есть вот такой невзрачный тусклый фиолетовый цвет:

Сам по себе он не несет особой красоты и мало что из себя нам может рассказать. Но если к нему добавить взаимодополнительный цвет, то он заиграет и заискрится. Смотрите:

наш фиолетовый заискрился, и это тот- же самый цвет, который мы взяли в начале.

НО при смешении таких цветов всегда получается серый.

3. Основы цветоведения- основные характеристики цвета:

1.Название цвета- так называемый цветовой тон

3.Насыщенность- напряжение, чистота какова насыщенность цвета, насколько он чист, сколько его.

Эти все понятия разные и исключительно в каждом цвете они присутствуют. Например:
Посмотрите вокруг себя, найдите любой предмет. Он будет какого- то определенного цвета, допустим, того- же желтого. Давайте подумаем- цветовой тон будет желтый, а по светлоте может оказаться разным, толи желтый светлый, толи желтый темный. Вот теперь нужно определить его насыщенность- сколько именно желтого присутствует в данном цвете? Много желтого- сильное напряжение, желтый с примесями- слабое напряжение, низкая чистота. И последнее- теплохолодность. Наш желтый цвет может быть как с прохладной ноткой, так и с теплой. Проще будет это понять, когда сравнить несколько разных предметов одного цветового тона, в данном случае- желтого. Найдите несколько желтых предметов и сравните их по нижеперечисленным характеристикам. Вам все станет ясно.

Читайте также:  Более 5 тысяч ребят отпраздновали День детства в библиотеках Оренбуржья

Если вы еще не переключились в то русло, по которому я вас веду- предлагаю одно развлечение:

Цвет- это выражение качества энергии, какую несет среда. Иными словами, любой предмет несет в себе энергию определенного качества, в нашем случае- цвет. Как вы, наверно, знаете, каждый цвет по-разному нами воспринимается. Желтый, повышает внимание, где-то раздражает. Синий- спокойный цвет, пассивный. Красный повышает чувствительность, внимание. Фиолетовый- настолько влияет на наше внутреннее Я, что может даже угнетать. Так мы чувствуем цвета. А теперь попробуем связать их с любыми предметами, допустим, с едой:
Я задам вам вопрос: какого цвета вкус картошки? Что? Белого? Нет. Вы должны прочувствовать, какие ощущения вызывает у вас вкус картошки, а не какого она цвета. У меня она вызывает ощущение, которое можно отнести к характеристике зеленого цвета. Еще вопрос:
Какого цвета вкус мяса? Конечно красного! Красный- сила, жизнь, движение- что дает нам кусок вкусного бифштекса, например. А какого цвета вкус клубники? Для меня это розовый.
Давайте перейдем к музыке. Если вы слышите звук органа, какие ощущения вызывают у вас эти звуки? У меня они вызывают ощущения, которые характеризируют фиолетовый цвет. А если слышите звук балалайки? Какого "цвета" эта музыка?

4. Основы цветоведения- цветовая гамма:

Ну что, развлеклись? Попали на нужную волну? Тогда едем дальше.
Все цвета, участвующие в композиции, должны быть подчинены какому-то одному цвету, который всегда зависит от:

1. Цвета света (толи сейчас утро, то-ли вечер, ясный день или дождливый, а может у вас на окне висят оранжевые шторы, которые будут пропускать в комнату неповторимый теплый свет)

2. От цветов, участвующих в композиции.

3. От площади пятен, участвующих в композиции. Допустим, самое большое пятно вашей композиции будет зеленым- то этот цвет будет внесен в гамму. И именно гамма определяет цельность композиции.

В каждом мазке должно присутствовать три цвета- локальный цвет (цвет предмета), цвет гаммы (в какой гамме, допустим, ваш натюрморт) и цвет света (он может быть как холодный, так и теплый).

5. Конструктивное начало формы:

Конструктивное начало формы: свет, полутон, тень

Пластическое продолжение- добавляем полутон света, полутон тени, рефлекс и блик:

Блик показывает материал, из которого зделан предмет.
Рефлекс- есть отраженный свет от рядом лежащей формы или плоскости.
Группа света- свет, полутон света, блик.
Группа тени- тень, полутон тени, рефлекс.
Связывает эти две группы нулевой полутон. В нулевом полутоне- локальный цвет, абсолютная величина, и зависит она от общего светлотного тона.

6. Основы цветоведения- изменение цвета по форме предмета:

По названию, цветовому тону цвет не меняется. Интересный процесс происходит со светлотой. Светлый цвет удаляясь темнеет

По насыщенности цвет удаляясь гаснет, слабеет

По теплохолодности- холодные цвета удаляясь будут теплеть

На свету цвет светлее, в тени слабее и распределяется по полутонам:

По теплохолодности- если вы свет выбрали теплый, то тени будут холодными. Если свет холодный, то тени будут теплыми. Теплый свет удаляясь будет холоднеть, холодный- теплеть. Теплая тень, удаляясь будет холоднеть, холодная теплеть. Цвет в тени по насыщенности зажигается.

7. А теперь самое сложное:

7.1. Самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени.

7.2. Самый бесцветный полутон на свету цветнее самого цветного полутона в тени.

7.3. Самый теплый полутон на холодном свету холоднее самого холодного полутона в тени.

Все сложно и запутано? Так кажется с первого раза. Такие мысли развеются, когда вы начнете рисовать. Я вам даю уже готовые законы, которые другие люди нарабатывают годами в процессе учебы. Здесь во времени все происходит намного быстрее. Вам нужно все это просто выучить, принять и воплотить на практике руководствуясь девизом:

Не вижу, а знаю! И делаю так, как знаю!

Не плохо было- бы выполнять несколько упражнений по цветоведению. Дело в том, что во время живописи, особенно, когда вы пишете акварелью, порой трудно быстро сориентироваться, какой- же мазок сейчас ложить. Конечно, в этом нам помогают цветовые поиски, эскизы, которые мы делаем перед началом работы. Но увереннее чувствовать себя в процессе работы помогут следующие упражнения:

1. Для этого нам понадобится гуашь, о которой говорилось в начале этой страницы. Используйте какой- либо цвет. Допустим, вы возьмете фиолетовый. Поработайте с ним. Представьте, что этот фиолетовый цвет- локальный цвет предмета, цвет нулевого полутона. И проделайте цветовые растяжки, что- бы с цветом происходило, если- бы он участвовал в вашей композиции. Допустим, цвет предмета у вас холодный фиолетовый. Удаляясь в сторону теней, он будет теплеть, ну и темнеть. Сделайте такую цветовую растяжку. А теперь о том, как это упражнение делается, технически:

а) можно выполнять его на бумаге сразу рисуя гуашью

б) можно использовать выкраски. Выкраски это куски бумаги, которые вы предварительно окрашиваете в различные цвета, которые отличаются и по тону- цвету, по насыщенности, чистоте ну и так далее. Выкраски окрашиваются в самые различные цвета, какие только могут получиться. Выкрасок в работе над упражнением по цветоведению может быть не только сотни, а тысячи. И чем больше, тем лучше. Вот из этих выкрасок, подбирая необходимые нам цвета, и составляется растяжка нужного нам цвета. Подбираем нужные нам кусочки, вырезаем и составляем растяжку, приклеивая один цвет рядом с другим. И на принципе ее уже и будем выполнять работу над фиолетовым предметом в, например, нашем натюрморте. Но мазки уже будут увереннее, и делаться будут осознанно.

2. Цветовые растяжки можно делать самые разнообразные. "Растягивать" цвета от теплого к холодному, от светлого к темному, от одного цвета к другому. Можно делать растяжки по принципу тех правил, о которых вы здесь узнали. Потренируйтесь, вам от этого будет только польза. Вы многое сможете, новое узнать о цвете и как он себя ведет рядом с другими или при смешении их. Можно сделать из выкрасок цветовой спектральный круг, используя различные растяжки. У меня нашлась старая работа, но использовать ее для примера можно. Здесь цвета располагаются спектрально каждый на своем месте- это уже упражнение над цветом, плюс каждый из спектрального цвета еще растягивается в сторону белого и черного. Самое сложное здесь- это составить гармонично все цвета, подобрать нужную выкраску, что- бы она была на своем месте:

3. Так как в живописи, мы делаем цветовые поиски акварелью, так и в цветоведении мы можем делать цветовые поиски при помощи выкрасок. Но здесь есть неограниченное время подумать над тем, где и в каком месте будет располагаться любой цвет и какой цвет. Выполняя это упражнение можно не ограничиваться эскизом, а выполнить всю работу при помощи составления нужных кусочков цветных выкрасок. Ниже сделана работа моей восьмилетней дочкой. Для ее уровня это очень хорошая работа. Показываю только принцип работы, у вас получится намного лучше:

Если вам удастся найти ошибки в этой работе, то это значит, что материал вы прошли успешно и поняли его. Успехов.

Читайте также:  Основные клинические признаки болезней желчного пузыря

Источник

Консультация для воспитателей: «Как знакомить детей с гармонией цвета».

Юлия Александровна Ивашина
Консультация для воспитателей: «Как знакомить детей с гармонией цвета».

Цветоведение – наука о цвете.

Наука о цвете (цветоведение или колористика) помогает художнику лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применять в декоративном искусстве.

Колористика — наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.

Ньютон разложил с помощью призмы белый цвет на составляющие и произвольно выделил семь основных цветов спектра. Он расположил цвета в одну строчку (или столбиком, что затрудняло систематизацию. Выход был найден в 1735 году, когда Кастель догадался расположить цвета по окружности, образовав так называемый хроматический круг. Размещение цветов по кругу сразу же вызвало по закону симметрии необходимость в разделении его на четкое количество спектров. Поэтому с тех пор хроматический круг делился сначала на шесть частей (круг Гёте, а затем на восемь.

На основе работ И. Ньютона Г. Гроссман вывел законы смешения цветов.

Оптическое смешение цветов — возникает в результате того, что различные световые раздражители одновременно или в очень быстрой последовательности раздражают один и тот же участок сетчатки. Пространственное смешение цветов, которое получается при восприятии различных цветов, не во временной, а пространственной смешанности. Причиной смешения цвета является светорассеяние и другие явления, возникающие вследствие несовершенства оптической системы человеческого глаза.

Бинокулярное смешение цветов — получение некоторого третьего цвета в результате раздражения каждого из глаз различными цветами. Один глаз смотрит на один цвет, другой на другой цвет, а получается третий цвет

Э. Геринг, в 1874 году создал четырехкомпонентную систему цвета. Он выделил шесть цветов, два из которых были ахроматическими (не содержащими цвета) – черный и белый, а четыре хроматическими (содержащими цветовой тон): красный, желтый, зеленый и синий. Геринг полагал, что у человека есть три канала цветового восприятия: черно – белый, красно – зеленый и желто – синий, каждый из которых проводит «свои» цвета.

Символика цвета — чрезвычайно важный аспект восприятия. Известно, что символизм имеет национально — историческую обусловленность. Достаточно четкое значение приписывают цвету уже в период раннего средневековья: белый цвет символизировал чистоту, веру; чёрный — скорбь.

Роль цветов заключается в выявлении «силы» или «энергии» и ткани, и индивида, а также в защите человека от опасностей, исходящих от предметов и существ, с которыми приходиться сталкиваться. С древних времен человечество придавало цвету особое символическое значение. На православных иконах, на буддийских мандалах, индуистских янтрах встречаемся мы с духовными откровениями, выраженными языком цвета.

Символика цвета по Евангелию: чёрный — грех,; красный- кровь; белый- чистота, очищение; голубой- крещение в воде, зелёный- христианское развитие; желтый- рай.

Человек различает около 300 ахроматических оттенков. Все остальные цвета — хроматические. Они отличаются друг от друга цветовым тоном, светлотой, насыщенностью.

Цветовой тон — это специфическое качество, которым один цвет, например, красный, отличается от другого при равной светлоте и насыщенности. Цветовой тон зависит от воздействия на глаз световой волны.

Светлота — это степень отличия данного цвета от чёрного. Наименее светлый — чёрный, наиболее светлый — белый. Светлота зависит от коэффициента отражения.

Насыщенность — это степень отличия данного цвета от серого цвета, одинакового с ним по светлоте, или, как говорят, степень его выраженности. Насыщенность цвета зависит от отношения, в котором находятся количество световых лучей, характеризующих цвет данной поверхности, к общему цветовому потоку, его отражаемому. Насыщенность зависит от формы световой волны.

Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.

Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Контраст дополнительных цветов — особый случай, потому что при их сопоставлении не возникает нового цвета, а изменяется только насыщенность цветов. Это же происходит и с основными цветами.

Для выявления цветовых контрастов важно количество цвета. Применение доминирующего цвета усиливает выразительность окраски остальных предметов.

В окружающей нас действительности воздействие одного цвета на другой более сложно, но знание основных контрастов — по светлоте и цвету — помогает лучше увидеть взаимоотношение цветов в действительности и использовать полученные знания. Применение светлотного и цветового контрастов повышает возможности изобразительных средств.

Все окружающее нас в природе имеет определенный цвет. Созданное природой обычно считают гармоничным: природные цвета, их сочетания и принадлежность определенным формам.

Гармония цвета – приятное для глаз, красивое сочетание цветов, предполагающее определенную согласованность их между собой, определенный порядок в них, определенную соразмерность и пропорциональность.

Художник создавая произведения искусств, должен продумывать гармоничные цветовые сочетания. При комбинации красок часто возникает проблема: почему одни цвета создают приятное сочетание друг с другом, а другие режут глаз, раздражают? Эту проблему помогает решить знание законов гармонизации цветов и цветовой круг. Гармония цветов предполагает совокупность общего и различного, взятых в определенных отношениях.

Характер цветовой гармонии проявляется различно в зависимости от размера цветовых пятен и их формы. В композиции один цвет может доминировать и подчинять себе все остальные, усиливая контрастность. Причем если уменьшить размеры этого цветового пятна, то другие цвета зазвучат сильнее. В практической работе важно учитывать подобные явления. Например, вы удачно написали небольшой этюд, верно нашли цветовые отношения, а при цветовом решении большого полотна по этому эскизу заметили, что цветовая гармония исчезла. Это может быть связано с изменением размеров цветовых пятен или их конфигурации.

Белый, черный и различные оттенки серого цвета всегда красиво сочетаются. Богатство и разнообразие контрастов зависит от размеров и расположения пятен, фигур, форм.

Хроматические и ахроматические цветовые тона наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый и желтый (теплые) с черным; голубой, синий, фиолетовый (холодные) с белым.

Для того чтобы подвести детей к разумному обращению с цветом, требуется система упражнений и заданий, основанных на соблюдении законов цветоведения.

Одно из первых из первых упражнений наиболее простое, но необходимое — «монокомпозиции». Цель: изучение цветовой гармонии. Берется любой спектральный цвет (от желтого до синего) и путем примешивания к нему белого или черного изменяется цветовой строй композиционного задания. При работе с детьми это делается значительно проще. Детям на стол ставится белая, черная и одна цветная (например, желтая) краски. Выполняя задание, дети начинают смешивать цвета. При этом каждый раз получаются новые цветовые решения. Если прибавить больше белого, композиция будет светлой; больше черного — более суровой и мрачной.

На следующем этапе детей знакомят с так называемой группой земляных цветов, которая дает прекрасные цветовые гармонии с любым другим цветом. Это ряд цветов — от светлых охр, похожих на речной песок, с переходом к цвету желтых глин и чернозема. Для изучения этой цветовой гаммы отводится 2-3 занятия.

На следующем этапе снова возвращаемся к монокомпозиции. Но теперь прибавляем к 3 краскам (например, белой, черной и зеленой) еще одну — земляную (охру или коричневую). Работая с этими цветами, дети видят, как обогащается их композиция. Ведь земляные цвета облагораживают любую цветовую гамму, и никогда не противоречат законам цветоведения.

Читайте также:  Забавные веселые конкурсы игры и развлечения на 11 день рождения

Детям нужно рассказать о возможностях и богатстве белого и черного цветов (их называют нейтральными или ахроматическими). Степень присутствия белого в любом хроматическом цвете называют — светлотой, а степень присутствия черного — насыщенностью.

Затем переходят к построению цветового круга.

В цветовом круге четыре «родственные группы» гармоничных сочетаний (или четыре вида родственных цветовых гармоний) желто-красная; красно-синяя; сине-зеленая; зелено-желтая.

Если взять любые два цвета (например, из желто-красной цветовой гармонии)- желтый и оранжевый или оранжевый и красный и прибавить к ним ахроматические (белый и черный) то можно получить бесконечное множество цветовых гармоний, различных по светлоте и насыщенности.

При выполнении упражнений детям следует показать, что открытые цвета (без смешивания) при выполнении композиций применяются редко. Поэтому воспитатель всегда старается помочь ребенку подумать, как смешивать краски.

Проводить упражнения лучше в определенной последовательности:

желто-красная гармония; желто-зеленая; зелено-синяя; красно-синяя.

Следующая группа цветов- родственно-контрастные. Образуются за счет хордового деления в цветовом круге. Например, если взять желто-красный, то ему будет соответствовать желто-зеленый. Следует отметить, что родственно-контрастные композиции смотрятся более оживленно, нарядно, экспрессивно.

Существует четыре вида родственно- контрастных цветовых гармоний: желто — красная и желто — зеленая; красно — синяя и желто — красная,

Красно — синяя и сине – зеленая; сине — зеленая и зелено — желтая.

Самая сложная группа цветов- дополнительные или контрастные, находящиеся в круге диаметрально противоположно. Например, красный и зеленый. Эти цвета сближаются за счет ароматического фона, чаще всего черного, который одинаково контрастирует с красным и зеленым, то есть путем введения в композицию третьего — ахроматического цвета.

Второй способ сближения дополнительных цветов — за счет введения одинакового количества белого или черного, изменяя светлоту и насыщенность дополнительных цветов.

В итоге получают самые яркие, нарядные, контрастные композиции. Вспомните павловские платки, шали.

Таким образом, при системном и последовательном изучении цветовых гармоний, основываясь на педагогических принципах обучения от простого к сложному, вы может добиться отличных результатов, прививая детям художественный вкус и цветовую культуру.

Практическое задание: работа по смешению красок с различными группами цветов.

Что значит цвет в детских рисунках? Цвет на детских рисунках – явление особое. Взрослые подчас становятся в тупик, недоумевая, какой логикой руководствуется ребёнок при выборе.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей средней группы «Сказки про краски» Тема : «Сказки про краски» Интеграция ОО: Познание, физкультура. Цель: Познакомить детей с наукой цветоведение. Задачи: Образовательные.

Источник

Цветоведение

Цветовой круг — основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году.

Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов.

Цветоведение. Цветовой круг

Основные цвета

Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Ниже приведен пример простейшего цветового круга с использованием только основных цветов.

Основные цвета

Вторичные цвета

Вторичные цвета — это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Ниже приведен пример цветового круга, с добавленными вторичными цветами на внешнем кольце.

Вторичные цвета

Третичные цвета

Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Ниже приведен пример цветового круга с третичными цветами на внешнем кольце.

Цветовой круг с двенадцатью цветами

Цветовой круг не ограничивается двенадцатью цветами, поскольку за каждым из этих цветов имеется вереница разных оттенков. Их можно получить при добавлении белого, черного или серого. При этом цвета будут изменяться в сторону насыщенности, яркости и светлоты. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично.

Цветовой круг

Основные приемы создания цветовых схем

Цветовые Сочетания

Цветовая Гармония — основные приемы создания цветовых схем

Красный, синий и желтый являются основными цветами. Когда смешивается красный и желтый, получается оранжевый; смешать синий и желтый, получится зеленый цвет; при смешивании красного и синего, получится фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый являются вторичными цветами. Третичные цвета, как красно-фиолетовый и сине-фиолетовый получаются путем смешивания основных цветов с вторичным цветом.

Согласно теории цвета, гармоничные цветовые сочетания получаются из двух любых цветов, расположенных друг против друга на цветовом круге, любые три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу, образуя треугольник, или любые четыре цвета, образующие прямоугольник. Гармоничные сочетания цветов называются цветовыми схемами. Цветовые схемы остаются гармоничными вне зависимости от угла поворота.

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Основные цветовые схемы

Комплементарные или дополнительные цвета

Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым.

Комплементарные или дополнительные цвета

Классическая триада

Классическая триада это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Классическая триада в цветоведении

Аналоговая триада

Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Аналоговая триада в цветоведении

Контрастная триада (сплит — дополнительных цветов)

Использование сплит — дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.

Контрастная триада (сплит - дополнительных цветов)

Тетрада — сочетание четырех цветов

Эта схема включает в себя один основной и два дополнительных цвета, плюс дополнительный цвет, который подчеркивает акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.

Это самая сложная схема. Она предлагает большее разнообразие цвета, чем какая-либо другая схема, но если все четыре цвета используются в равных количествах, то схема может выглядеть несбалансированной, поэтому нужно выбрать один цвет доминирующим. Надо избегать использования чистого цвета в равных количествах.

Тетрада - сочетание четырех цветов

Квадрат

Сочетание 4 цветов, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Эти цвета отличаются друг от друга по тону, но также дополняют друг друга. Пример: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.

Квадрат

Теплые и холодные цвета

В цветовом круге, есть еще одно разделение: теплые и холодные цвета. У каждого цвета своя цель передать эмоции. Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир. Разделение на цветовом круге дает представление о том, какие цвета теплые, а какие холодные.

Источник