Мы рассказываем о женщинах чьи труды были несправедливо оставлены без внимания три пермские феминистки и о
Мы рассказываем о женщинах чьи труды были несправедливо оставлены без внимания три пермские феминистки и о

Мы рассказываем о женщинах чьи труды были несправедливо оставлены без внимания три пермские феминистки и о

«Мы рассказываем о женщинах, чьи труды были несправедливо оставлены без внимания»: три пермские феминистки и один профеминист о «Женской исторической ночи»

В Перми прошла политическая феминистская акция «Женская историческая ночь». Участники и участницы расклеили в центре города листовки с фотографиями вдохновляющих их женщин: Ирены Сендлер, Кадзуё Сэдзима, Елины Мрозовской, Марии Спиридоновой, Карин Бойе, Надежды Ладыгиной-Котс, Дайаны Скадмане, Розы Паркс, Вирджинии Апгар и других. Символически эта акция означает возвращение женских имён в пространство города.

«Женская историческая ночь» состоялась в Перми во второй раз. «На наших плакатах были врачини, психоаналитини, певицы, педагогини, писательницы, художницы, архитекторки, дизайнерки и композиторки. Мы решили печатать наши плакаты с феминитивами и рядом с плакатами располагать пояснения к тому, почему на плакатах использованы феминитивы. В плакаты с композиторками и певицами мы вставили QR-code, чтобы при желании люди могли отсканировать код и послушать произведения женщин с плакатов (чтобы музыкантки сами могли пообщаться с незнакомками и незнакомцами). Недалеко от Галереи мы развесили плакаты с художницами, работы которых представлены там (и предложили людям сходить в Пермскую художественную галерею). Мы ходили по центру города, набережной, и одна из групп дошла до района цирка. Было приятно видеть, как люди останавливаются и читают наши плакаты», говорят феминистки.

Несколько участниц и один участник акции рассказали интернет-журналу «Звезда», почему они этим занимаются, и что значит для них «Женская историческая ночь».

Алиса Кузнецова

Когда я узнала о «Женской исторической ночи» несколько лет назад, я не думала, что у меня когда-то будет возможность устроить эту акцию с единомышленницами в Перми. Мне кажется, одна из главных задач акции это именно объединение, повод собраться вместе и сделать общее дело. Как феминистка я часто чувствую себя «против всех» в семье, в школе, в транспорте, когда слышу какие-то жуткие разговоры. Быть против тяжело. «Женская историческая ночь» это точно не про «против», а про «за».

Фото: Кузнецова Алиса

Скорее всего, большинство людей не будут вчитываться в плакаты, но это доступный и элементарный способ хотя бы на несколько дней наполнить городское пространство женскими именами, рассказать истории, сделать их видимыми, да ещё и выйти в это пространство самим всем вместе. Для меня было бы важно, если бы хоть один человек запомнил какую-нибудь из наших героинь или изменил своё мнение о феминитивах (про них мы тоже расклеивали информацию).

Фото: Кузнецова Алиса

Ещё женская историческая ночь это личное высказывание. Многие из нас делали плакаты о своих героинях: писательницах, докторках, художницах, учёных. Мой любимый плакат с Сильвией Плат и цитатой из её дневника, которую я сама аккуратненько перевела, потому что в России эти дневники не изданы, и не знаю, будут ли когда-нибудь. Цитата грустная про непреодолимое одиночество, и сама Сильвия Плат закончила не очень хорошо, но я думаю, что прочесть её дневники и прислушаться к её опыту способ всего этого избежать. Она пишет о вещах, близких многим из нас.

Вероника Шалагинова

Для меня женская историческая ночь стала первой феминистской акцией, в которой я принимала участие. С неё началось существование паблика fem prm год назад. Я вижу «Женскую историческую ночь» образовательной акцией мы рассказываем о женщинах, чьи труды были несправедливо оставлены без внимания или обесценены в их время. Большинство из нас может легко назвать пять писателей или художников. Но что же насчёт писательниц и художниц? Некоторые могут вспомнить пару писательниц, а с художницами у большинства всё совсем сложно. Поэтому я считаю эту акцию очень важной и надеюсь, что люди, которые читают наши плакаты, обогащают свой опыт и понимают, сколько женщин помогали и помогают творить нашу общую историю.

Фото: Кузнецова Алиса

Оля Каравашкова

Впервые об акции я узнала два года назад. Идея мне очень понравилась, и я захотела поучаствовать. Сделала плакаты, распечатала и пошла клеить по своему микрорайону. В процессе, правда, услышала в свою сторону несколько оскорблений, но ничуть не расстроилась. В этом году участвовать меня позвала подруга. Я очень обрадовалась, узнав, что в Перми есть фем-сообщество. Получила просто нереальное удовольствие как от общения с единомышленницами, так и от самого процесса.

Фото: Кузнецова Алиса

Почему я участвую?

Потому что наука всё ещё считается «не женским» делом. В школе я часто слышала отвратительные шуточки от учителей вроде «ну ладно, девочки могут не знать что-то, они же всё равно замуж выйдут, ну вы-то мальчики!!» Женщин-учёных почти не знают, разве что Марию Кюри.

Потому что использование мужского рода по умолчанию (например, работа художниКА «Д. О’Киф») стирает женщин из различных областей.

Потому что многие люди всё ещё уверены, что для женщин существует только один жизненный путь семья и деторождение, а известных примеров других вариантов очень мало.

Источник



Женская историческая ночь


В основе акции, получившей название «женская историческая ночь», лежит идея наполнения городского пространства женскими именами и портретами, чтобы таким образом напомнить о роли женщин в истории и развитии общества. Акция проводится в разных странах мира 8 мая.

В эту ночь публичное пространство заполняется плакатами, листовками, постерами с изображением и информацией о женщинах, сыгравших значимую роль в истории, внесших вклад в развитие науки, культуры, экономики, общества в целом.

Что такое женская историческая ночь?

Внимание уделяется не просто известным женщинам, а тем, которые противостоят патриархату, милитаризму, насилию, самой своей жизнью разрушают стереотипы о вторичной, подчиненной роли женщин и их неспособности к некоторым видам деятельности, способствуют распространению ценностей мира, свободы, равенства, толерантности.

В духе идей свободы и ненасилия участни_цы [здесь и далее читать как участницы/участники –прим.ред.] акции могут самостоятельно выбирать своих собственных героинь (например, тех, которые особенно повлияли на становление их личности или чья деятельность наиболее созвучна проблемам сегодняшнего дня), могут договариваться об общих для всех фигурах нынешней ночи или обмениваться собственноручно сделанными плакатами и листовками.

Сам процесс расклеивания листовок может быть молчаливым или сопровождаться рассказом о сути женской исторической ночи, про которую, сказать по правде, у нас мало кто знает.

Расклейка плакатов отражает идею символического захвата женщинами городского, культурного, публичного пространства и шире – противостояние замалчиванию женской роли в истории, доминированию мужчин в публичной сфере общественной жизни.

Читайте также:  Жжет ноги и руки ночью

Листовки женской исторической ночи в Калининграде, 2014 год

Уличная арифметика и история науки

Впервые женская историческая ночь («Kvinnehistorisk natt») была придумана и осуществлена в 2005 году жительницами норвежского города Берген. Помимо листовок и плакатов, норвежки добавляли в городскую среду большие настенные женские фигуры, размещали таблички с новыми названиями улиц и памятников.

К слову, в столице Норвегии Осло женскими именами названы 100 улиц, тогда как мужскими – 750, то есть мужские имена встречаются в городской среде более чем в 7 раз чаще, чем женские.

Не сомневаюсь, что среди читающих данный текст найдутся те, кто готов воскликнуть: ничего удивительного, ведь среди женщин действительно гораздо реже встречаются «исторические личности», их вклад в развитие общества, культуры и, особенно, науки, крайне невелик!

На самом деле эта незатейливая статистика названий улиц отражает тот факт, что успехи и достижения женщин в самых разных сферах деятельности замалчиваются.

В отличие от мужчин, женщинам до сих пор отказывают в признании, а порой и в самом праве заниматься «серьезным» делом – например, таким как наука, техника или IT.

Прежде чем мысленно спорить на эту тему, ответьте: слышали ли вы имя Сары Метер – изобретательницы перископа, или Долорес Джонс, придумавшей автомобильный глушитель? Табитты Бэббит, которая не смогла запатентовать изобретённую ею циркулярную пилу: в ответ на такое намерение ей посоветовали заняться «своим» делом – готовить и заниматься детьми? Ады Лавлейс или Радью Перлман, которые, казалось бы, должны быть известны каждому уверенному пользователю компьютера и интернета?

Знаете ли вы, кто открыл, из каких частиц состоит Солнце? Может быть, Генри Н. Рассел? Или всё-таки Сесилия Пейн, защитившая докторскую по астрономии к 25 годам и сделавшая это удивительное открытие, присвоенное Расселом?

История науки полна подобных сюжетов – талантливые женщины упорно работают, а их коллеги / руководители / мужья / братья порой не просто присваивают себе результаты, но ещё принижают роль реальных авторок. Так было, например, с Нетти Стивенс, обнаружившей, что пол человека определяется 23-й парой хромосом (Х и У). Стивенс не посчастливилось работать с Т. Морганом, который не только получил за это открытие Нобелевскую премию, но и нелестно отозвался о Нетти в научном журнале.

И статистика научных открытий, и городская карта говорят нам об одном и том же: вклад женщин в жизнь и развитие общества часто не получает заслуженной оценки, их усилия обесцениваются, а лавры (в том числе Нобелевская премия) достаются мужчинам.

Женская историческая ночь в Калининграде

Если вновь обратиться к уличной арифметике, то можно обнаружить, что соотношение женских и мужских имен на карте Калининграда составляет примерно 1:20. Мужские имена носят около 300 городских улиц (не считая улиц Портовиков, Радистов, Чекистов, Энергетиков и пр., пол которых, по крайней мере, грамматически является мужским). Женских имен на карте Калининграда всего 15. До сих пор на карту города не нанесены имена таких выдающихся женщин, имеющих непосредственное отношение к его истории, как Королева Луиза и Ханна Арендт. Более того, полуротонда Луизы в Центральном парке всё ещё не восстановлена, а на здании школы, где училась Ханна Арендт (ныне школа №41), нет даже мемориальной доски.

В Калининграде Женская историческая ночь впервые была проведена два года назад, в 2014 г.

С самого начала ее инициатор_ки решили сфокусироваться на продвижении имён женщин, чья жизнь и деятельность была связана с нашим городом – Калининградом-Кёнигсбергом – и регионом в целом.

Это знак уважения и к земле, где столь причудливо переплетаются исторические сюжеты, и к замечательным женщинам, которые здесь жили и творили, но о которых, в большинстве случаев, мало кто знает.

Важной особенностью Женской исторической ночи в Калининграде, помимо традиционных «партизанских» акций по распространению в городской среде информационных листовок, стало проведение просветительских мероприятий – публичных лекций, кинопросмотров с обсуждением, круглых столов.

Так, в 2015 году на базе Центра военно-мемориальных исследований БФУ им. И. Канта прошел круглый стол «Женщина на войне». Уже дважды участники мероприятий имели возможность – благодаря Максиму Кожемякину – познакомиться с вкладом женщин в развитие психоанализа. Открытием женской исторической ночи прошлого года, безусловно, стала – благодаря изысканиям Ильи Дементьева – Софи Брутцер, исследовательница творчества Р.-М. Рильке. Кстати, её портрета так и не удалось найти, так что на посвящённой ей листовке была представлена титульная страница её диссертации.

Публичная лекция Ильи Дементьева «»У моря сидела девочка, как мать сидит у ребёнка»: Софи Брутцер — забытое имя на литературной карте города», 2015 год

Наука женской истории

Не только для общества в целом, но и для самой исторической науки женщины долгое время были, по меткому выражению Джудит Лорбер, «невидимыми объектами истории». История писалась и рассказывалась так, как будто бы в ней не было женщин («womanless history»).

Призыв Вирджинии Вульф написать историю женщин был услышан на рубеже 1960-70-х годов, когда в гуманитарных и социальных науках стали активно развиваться гендерные исследования. При этом довольно долго сохранялась тенденция лишь дополнять «мужскую» историю женскими именами, чьё попадание в историю, скорее, трактовалось как нечто необычное, выход за рамки нормы.

Тем не менее постепенно историкам удалось собрать документы о жизни обычных женщин в разные исторические эпохи, зафиксировать изменения в их социальных статусах, написать биографии знаменитых женщин и хроники женских движений.

Женское измерение истории привнесло в эту науку новые объекты исследований – труд женщин, повседневная жизнь и частная сфера, материнство и аборты, семейные отношения, наука и техника, миграция и колонизация, сексуальность и маскулинность, и др. Однако при всём разнообразии тем, подходов и методов главным достижением (и общим измерением научных изысканий в области женской истории) стало помещение женщины в фокус исследования, предоставление ей статуса «субъекта изложения, агента нарратива» (Джоан Скотт), возможности говорить своим голосом, а не быть пересказанной мужчиной.

Читайте также:  Аллергены антитела внешней среды как причина кашля

Для обозначения такого подхода даже появился специальный неологизм – herstory (от англ. her – её и history – история) как истории, изложенной с женской перспективы, рассказанной женским голосом и подчеркивающей роль женщин.

В нашей стране знамя herstory многие годы достойно несет Российская Ассоциация Исследователей Женской Истории (РАИЖИ), в задачи которой входит содействие развитию женской и гендерной истории в нашей стране и интеграция отечественных исследователей женской истории в мировое научное пространство.

Как принять участие в женской исторической ночи

Основное послание женской исторической ночи – плакаты и листовки, выполненные самими участни_цами. Нарисованные от руки, сделанные в технике трафарета или отпечатанные на принтере, они становятся своего рода арт-объектами.

Важный момент: на плакате должны быть указаны название акции (Женская историческая ночь), год и место ее проведения – так вы продемонстрируете своё единство с другими людьми, выступающими против замалчивания роли женщин в истории.

Непраздным является и вопрос: где клеить? Наш город страдает от визуального мусора – это не только обилие наружной рекламы, но и многочисленные объявления, которыми, например, обклеивают столбы или остановки общественного транспорта. Никакого желания усугублять эту ситуацию нет. Кроме того, объявления, наклеенные на столбах, довольно быстро ликвидируются сотрудниками муниципальных служб. Более подходящим местом представляются, скажем, доски объявлений около вашего дома или бело-голубые строительные заборы. Листовку также можно повесить в офисе, на доске объявлений вашей организации и т.п.

В любом случае не стоит бояться непогоды, из-за которой листовка может размокнуть, или блюстителя порядка, который ее сдерет. У акции нет цели захватить пространство города навсегда; напротив, именно такому – патриархальному – подходу и противостоит женская историческая ночь.

Листовки Женской исторической ночи, Калининград 2015 год

Что касается того, кто может участвовать в женской исторической ночи – а по этому поводу периодически возникают дискуссии – то ответ прост. Ни пол, ни возраст, ни любые другие социально-демографические характеристики значения не имеют. Что имеет значение, так это ваша убежденность в том, что на место замалчивания и принижения роли женщин в истории должны прийти признание и уважение.

Ода Женской исторической ночи (пер. с норвежского)

Просто оглянись, будешь ты удивлена –
на улицах повсюду лишь мужские имена.
Джентльменам памятники – так, словно дам
не существовало никогда.
На всём вокруг насилия печать.
Припомни женщину, свою героиню.
Позволь же улицам её услышать имя
и правде восторжествовать.
Город – это хроники патриархата.
Женщины свободны в рамках порноплакатов.
Отныне всё будет совсем по-другому.
Вернём себе сегодня город!
Утром транслируют вранье про равенство,
а вечером – что женщинам на улицах опасно.
Но наша безопасность зависит от статуса.
Мы пишем женскую историю заново.

*Джудит Лорбер ( род. 1931) – социолог, гендерная исследовательница, авторка теории социального конструирования гендерных различий.

**Вирджиния Вульф (1882–1941) – британская писательница, литературный критик, представительница модернистской литературы первой половины ХХ века.

***Джоан Скотт (род. в 1941) – американский историк, внесла особый вклад в развитие гендерной и интеллектуальной истории.

Источник

Как я провела Женскую историческую ночь

Женская историческая ночь проводится в разных городах мира 8 мая в 8 часов вечера. А сама акция стартовала в Норвегии в 2005 году. Ее магическая цифра 5588Она состоит в том, что женщины всего мира заполняют публичное пространство листовками, плакатами, стикерами с изображением значимых для них других женщин.

Женская историческая ночь не является протестной акцией. Наоборот, она – объединитель. Ее цель показать роль женщины в обществе, в мире, и, в конечном счете, в истории. В эту ночь вспоминают тех женщин, которые противостояли патриархальным установкам и мужскому доминированию, разрушали стереотипы о вторичной роли и слабости женщины. Многие женщины в эту ночь думают о своих несотворенных кумирах, тех, кто действительно повлиял на становление их личности. Эта ночь посвящена Женщине с большой буквы.

Пока нас, женщин,окружает грустная реальность — большинство тех, кто формировал историю, тех, в честь кого названы улицы, кому поставлены памятники, составляют мужчины. В Норвегии только 100 улиц, дорог, площадей в Осло названы в честь женщин, а 750 имеют мужские имена.

Но даже во времена самого дикого патриархата в разных странах появлялись женщины, которые становились главами государств, великими учеными, предпринимателями и полководцами. Гипатия, Жанна Д’Арк, Княгиня Ольга, Царица Тамара, Елизавета I, Екатерина II, Мария Терезия, вдова Клико. Все они были ярче и талантливее мужчин, и предшественников и преемников. Потому что, чтобы пробиться среди тотального засилья мужчин, действительно нужно было действительно быть гением.

Я убеждена, что для того, чтобы мир стал человечнее, чтобы не было войни геноцида, нужно увеличивать число женщин во власти. При всем уважении к мужчинам, нельзя отрицать очевидного факта, что ценность человеческой жизни в глазах мужчин и женщин разная. Любая женщина понимает, что для того, чтобы вывести в свет нового человека нужно девять месяцев его вынашивать, потом родить, рискуя жизнью и здоровьем и еще 20 лет воспитывать. Патриархат смотрит на людей как на биомассу, пушечное мясо и репродуктивный ресурс. А для женщины каждый человек это личность и чей-то ребенок.

Я считаю очень важным увеличение представленности женщин в различных органах власти. Сегодня представленность женщин в органах власти России позорно мала.

Их появление во власти влияет на самосознание всех людей, как женщин, так и мужчин. Женщины на высших постах власти и управления начинают восприниматься как естественное и само собой разумеющееся. В таких условиях девочки растут без ограничивающих представлений, связанных с их полом. У них с детства формируется восприятие, что женщина может достигнуть любых высот.

Сейчас очень много говорят о том, что у детей под внешним информационным воздействием могут сформироваться «неправильные гендерные установки». А можно ли считать правильными гендерные установки общества, где представители одного пола априори считаются выше представителей другого пола? Именно это самая разрушительная гендерная установка. А когда дети с детства с экранов телевизора видят, что главами государств, министрами, депутатами бывают и тети, и дяди, то у таких детей установки формируются правильно. Без деления на первый-второй.

Читайте также:  Лучшие идеи как провести новогодние каникулы 2021

Учитывая, что главным врагом равноправия полов является патриархальное сознание, приписывающее женщине вторичную роль в жизни, нельзя недооценивать тот огромный вклад, который вносят женщины-правительницы в гендерное равноправие. Они разрушают патриархальное сознание, воспитывающее женщин как придаток к мужчине.

В прошлую Женскую историческую ночь я почтила память своих кумиров – Маргарет Тэтчер и КорасонАкино, расклеив их фотографии на нескольких остановках.

А нынешнюю Женскую историческую ночь посвятила поддержке женщин-кандидаток, баллотирующихся в этом году в Думы и ЗАКСы разных городов и весей России. Я сделала плакат на основе фотографии, которая несколько дней назад облетела весь мировой Интернет. На ней изображены президенты Аргентины, Чили и Бразилии сейчас и 40 лет назад. Все нынешние президенты – женщины, а президенты 40 летней давности – мужчины – военные диктаторы, один из которых Пиночет. Данная фотография как бы противопоставляет женскую заботу и доброту военной диктатуре. Военная диктатура это и есть воплощение крайнего, классического патриархата,незакумуфлированного культурой и псевдоинтеллигентностью. Сам плакат в его изначальном виде призывает делать женщин свою историю. Он показывает, что женщины могут победить даже такую диктатуру. Напомню, что ДилмаРусефф и Мишель Бачелет подвергались пыткам в тюрьме во время диктатуры. Сегодня эти женщины внесли в свои парламенты законы о гендерном равенстве (где там гуляет российский закон?)

Рядом с плакатом я написала вопрос: «А кого выберешь ты?» А внизу: 14 сентября – выборы в Мосгордуму. Выбери женщину. Я не стала пиарить конкретных кандидаток и конкретные партии. Я просто решила напомнить избирательницам и избирателям о том, что у них есть возможность выбора. Всего мы сделали 100 плакатов. В 20:00 часов я и еще трое активистов, в том числе один мужчина, вышли расклеивать плакаты. Люди подходили, интересовались.

Когда мы наклеили один из плакатов на гараж, к нам тут же подошел мужчина спортивного вида, представился владельцем гаража, потребовал снять, угрожая сдать полиции (показал на стоящий рядом полицейский автомобиль). Мы не стали вступать в конфликт и сняли плакат.

Мы расклеивали плакаты у подъездов домов. Параллельно рассказывали жителям о сути Женской исторической ночи. Хотя о Женской исторической ночи люди впервые узнавали только от нас, все жители (за исключением отказавшегося общаться бухгалтера, которой на праздники придется готовится к налоговой проверке) восприняли Женскую историческую ночь положительно. Одна из женщин воодушевилась настолько, что заговорила стихами: «Долой мужиков с президентских постов!» — сказала она. А еще одна женщина, работница авиазавода очень сетовала, что миру не хватает женской руки.

Люди с интересом слушали историю трех женщин президентов, две из которых находились ранее в диктаторских застенках и подвергались пыткам.

Все согласились с мнением, что роль женщин в истории замалчивать нельзя и поддержали мероприятие.Плакаты тоже нашли красочными.На расклейку плакатов нам понадобилось чуть более двух часов. Я рада, что Женскую историческую ночь узнали и полюбили люди, далекие от политики и феминизма. Такие мероприятия помогают сплачивать людей и просто доносить мысль о необходимости ценить и уважать женскую роль в истории.

Закончить хочу Одой Женской исторической ночи (перевод с норвежского):

Просто оглянись, будешь ты удивлена —
на улицах повсюду лишь мужские имена.
Джентльменам памятники — так, словно дам
не существовало никогда.

Припев:
На всём вокруг насилия печать.
Припомни женщину, свою героиню.
Позволь же улицам её услышать имя
и правде восторжествовать.

Город — это хроники патриархата.
Женщины свободны в рамках порноплакатов.
Отныне всё будет совсем по-другому.
Вернём себе сегодня город!

Утром транслируют вранье про равенство,
а вечером — что женщинам на улицах опасно.
Но наша безопасность зависит от статуса.
Мы пишем женскую историю заново.

Источник

Экскурс в историю по-феминистски: в Смоленске прошла Женская историческая ночь

Испортившаяся накануне праздников погода не стала препятствием для проведения акции: в среду вечером смоленские феминистки вышли на улицы города с информационными листовками, несмотря на холод и дождь.

«Женская историческая ночь» была придумана в 2005 году норвежскими радикальными феминистками и взята на вооружение во всем мире. Ежегодно активистки собираются в центре своих городов и расклеивают плакаты с информацией о соотечественницах, внесших вклад в историю. В 2019 году историческая ночь впервые состоялась в Смоленске.

Для дебютной акции смоленские фем-активистки отобрали 8 женщин, оставивших след в истории города и области: советских героинь войны летчицу Марину Раскову и танкистку Марию Октябрьскую, таинственную разведчицу (и модель супруга-скульптора) Маргариту Коненкову, меценатку Людмилу Шестакову, переводчицу Лилиану Лунгину, художниц Татьяну Яблонскую и Катаржину Кобро, актрису-легенду Фаину Раневскую. Каждой женщине был посвящен свой плакат с кратким рассказом о выдающихся достижениях и ответом на животрепещущий вопрос «а при чем здесь Смоленск?». Информацию об этих женщинах теперь можно видеть на столбах и стенах домов.

«Меня лично в этой акции привлекает отражение (фактически, возвращение) важной роли женщин в истории, — говорит организатор акции, администраторша сообщества ВКонтакте «Женское дело|Смоленск» Татьяна Бородай. — Получается так, что женщины достойно работают, совершают подвиги, но из истории это все куда-то исчезает. Мне кажется, это несправедливо.

Оценить отклик от расклейки листовок пока не могу, но вот эффект для группы в сети явно есть. Просмотры выросли до 750 к 8 мая, новые подписчики пришли. Это после пары постов и регулярной публикации листовок.

Было нас на расклейке меньше, чем хотелось бы, это да. Зато одна участница провела акцию в Ельне, раз уж она туда приехала. В целом я удовлетворена результатами. Удалось распространить информацию об акции в сети, многие участвовали в обсуждении, приводили примеры известных женщин в истории».

Фем-движение в Смоленске пока только набирает обороты, и активизм, по признанию самих участниц, носит скорее эпизодичный, чем постоянный характер, однако на исторической ночи останавливаться девушки не собираются. Уже 16 мая смоленские феминистки планируют провести лекцию «Женщина в русской литературе» в пространстве «Среда».

Следить за событиями фем-движения в городе можно в группе ВКонтакте «Женское дело|Смоленск» — vk.com/smolfem.

Свои новости, фото и видео вы можете прислать на WhatsApp редакции по номеру +79107850457

Источник

Adblock
detector