Можно ли работать в церковный праздник день святых Елены и Константина 03 06 2019г
Можно ли работать в церковный праздник день святых Елены и Константина 03 06 2019г

Можно ли работать в церковный праздник день святых Елены и Константина 03 06 2019г

Можно ли работать в церковный праздник день святых Елены и Константина 03.06.2019г

Этот день отмечается как день памяти святого царя Константина и его матери святой Елены. Равноапостольные святые — именно так их называют в православных храмах. Они стали святыми из-за совершившего подвига проповедуя Евангелия обращали веру народу.

Святые Елена и Константин

Святые Елена и Константин. Фото: mir-animashki.com

Этот день у девушек должен начинаться с молитв и просьб к святым, чтобы была хорошая судьба, гармония в браке и появление детей.

Немного истории

Царь Константин родился в 272г. в городе Ниш, а его мать Елена в Малой Азии в Дрепане, точный год к сожалению не установлен. Дрепан позже переименовали в Еленополис, в честь царицы Елены. Отцом Константина был офицер Констанций Хлор, с Еленой они развелись, когда Константину было 21 год. Отец после своей смерти сделал своего сына императором провинции Галлия Белгика.

Победа над узурпатором Максенцием

Победа над узурпатором Максенцием. Фото: foma.ru

Во время борьбы в 312 году с узурпатором Максенцием, Константину приснился вещий сон, где Бог посылал ему знаки о грядущей победе. После удержания победы Константин стал императором Западной Римской империи.

После череды событий Елена отдала христианам большую часть своего дома для строительства церкви. Эту церковь построили и она получила статус самой древней наряду с официальными храмами как Гроб Господня и Рождество в Вифлееме. После этого Константин сделал ее императрицей. С ее изображением изготавливали монеты, которые нашли археологи, они датируются 318 годом.

Святая Елена при раскопках Креста Господня

Святая Елена при раскопках Креста Господня. Фото: foma.ru

Императрица Елена приняла христианство только в 60лет. После с паломниками ушла в Иерусалим, где сама лично участвовала в раскопках Креста Господня, таблички с надписью»Иисус Назорей».

В 320 году он перенес столицу Римской империи в Константинополь, который после стал центром Византии.

Царь Константин в 325 году построил собор, который стал символом веры христианской. Царь сам встречал пострадавших верующих во время гонений и залечивал им раны.

Крещение Константина

Крещение Константина. Фото: foma.ru

Самого царя крестили перед его смертью в резиденции недалеко от Константинополя, несмотря на то, что он мечтал принять крещение в Иордане.

Источник



3 июня — день памяти равноапостольных царя Константина Великого и матери его царицы Елены

Огром­ная Рим­ская им­пе­рия бы­ла в то вре­мя раз­де­ле­на на За­пад­ную и Во­сточ­ную, во гла­ве ко­то­рых на­хо­ди­лись два са­мо­сто­я­тель­ных им­пе­ра­то­ра, имев­шие со­пра­ви­те­лей, од­ним из ко­то­рых в За­пад­ной по­ло­вине и был отец им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на. Свя­тая ца­ри­ца Еле­на, мать им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на, бы­ла хри­сти­ан­кой. Бу­ду­щий пра­ви­тель всей Рим­ской им­пе­рии – Кон­стан­тин – был вос­пи­тан в ува­же­нии к хри­сти­ан­ской ре­ли­гии. Отец его не пре­сле­до­вал хри­сти­ан в управ­ля­е­мых им стра­нах, в то вре­мя, как во всей осталь­ной Рим­ской им­пе­рии хри­сти­ане под­вер­га­лись же­сто­ким го­не­ни­ям со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305), его со­пра­ви­те­ля Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311) – на Во­сто­ке и им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Гер­ку­ла (284–305) – на За­па­де. По­сле смер­ти Кон­стан­ция Хло­ра сын его Кон­стан­тин в 306 го­ду был про­воз­гла­шен вой­ска­ми им­пе­ра­то­ром Гал­лии и Бри­та­нии. Пер­вым де­лом но­во­го им­пе­ра­то­ра бы­ло про­воз­гла­сить в под­власт­ных ему стра­нах сво­бо­ду ис­по­ве­да­ния хри­сти­ан­ской ве­ры. Фа­на­тик язы­че­ства Мак­си­ми­ан Га­ле­рий на Во­сто­ке и же­сто­кий ти­ран Мак­сен­тий на За­па­де нена­ви­де­ли им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на и зло­умыш­ля­ли его низ­ло­жить и убить, но Кон­стан­тин пре­ду­пре­дил их и в ря­де войн с по­мо­щью Бо­жи­ей раз­бил всех сво­их про­тив­ни­ков. Он мо­лил Бо­га дать ему зна­ме­ние, ко­то­рое во­оду­ше­ви­ло бы его вой­ско храб­ро сра­жать­ся, и Гос­подь явил ему на небе си­я­ю­щее зна­ме­ние Кре­ста с над­пи­сью «Сим по­беж­дай». Сде­лав­шись пол­но­власт­ным пра­ви­те­лем За­пад­ной ча­сти Рим­ской им­пе­рии, Кон­стан­тин из­дал в 313 го­ду Ми­лан­ский эдикт о ве­ро­тер­пи­мо­сти, а в 323 го­ду, ко­гда во­ца­рил­ся как един­ствен­ный им­пе­ра­тор над всей Рим­ской им­пе­ри­ей, рас­про­стра­нил дей­ствие Ми­лан­ско­го эдик­та и на всю во­сточ­ную часть им­пе­рии. По­сле трех­сот лет го­не­ний хри­сти­ане впер­вые по­лу­чи­ли воз­мож­ность от­кры­то ис­по­ве­до­вать свою ве­ру во Хри­ста.

От­ка­зав­шись от язы­че­ства, им­пе­ра­тор не оста­вил сто­ли­цей им­пе­рии древ­ний Рим, быв­ший цен­тром язы­че­ско­го го­су­дар­ства, а пе­ре­нес свою сто­ли­цу на во­сток, в го­род Ви­зан­тию, ко­то­рая и бы­ла пе­ре­име­но­ва­на в Кон­стан­ти­но­поль. Кон­стан­тин был глу­бо­ко убеж­ден, что толь­ко хри­сти­ан­ская ре­ли­гия мо­жет объ­еди­нить огром­ную раз­но­род­ную Рим­скую им­пе­рию. Он вся­че­ски под­дер­жи­вал Цер­ковь, воз­вра­щал из ссыл­ки ис­по­вед­ни­ков-хри­сти­ан, стро­ил церк­ви, за­бо­тил­ся о ду­хо­вен­стве. Глу­бо­ко по­чи­тая крест Гос­по­день, им­пе­ра­тор же­лал най­ти и са­мый Жи­во­тво­ря­щий Крест, на ко­то­ром был рас­пят Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Для этой це­ли он на­пра­вил в Иеру­са­лим свою мать – свя­тую ца­ри­цу Еле­ну, дав ей боль­шие пол­но­мо­чия и ма­те­ри­аль­ные сред­ства. Вме­сте с Иеру­са­лим­ским Пат­ри­ар­хом Ма­ка­ри­ем свя­тая Еле­на при­сту­пи­ла к по­ис­кам, и Про­мыс­лом Бо­жи­им Жи­во­тво­ря­щий Крест был чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­тен в 326 го­ду. На­хо­дясь в Па­ле­стине, свя­тая ца­ри­ца мно­гое со­вер­ши­ла в поль­зу Церк­ви. Она при­ка­за­ла осво­бо­дить все ме­ста, свя­зан­ные с зем­ной жиз­нью Гос­по­да и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри, от вся­ких сле­дов язы­че­ства, по­ве­ле­ла воз­двиг­нуть в этих па­мят­ных ме­стах хри­сти­ан­ские церк­ви. Над пе­ще­рой Гро­ба Гос­под­ня сам им­пе­ра­тор Кон­стан­тин по­ве­лел со­ору­дить ве­ли­ко­леп­ный храм в сла­ву Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Свя­тая Еле­на от­да­ла Жи­во­тво­ря­щий Крест на хра­не­ние Пат­ри­ар­ху, часть же Кре­ста взя­ла с со­бой для вру­че­ния им­пе­ра­то­ру. Раз­дав в Иеру­са­ли­ме ще­д­рую ми­ло­сты­ню и устро­ив тра­пезы для бед­ных, во вре­мя ко­то­рых са­ма при­слу­жи­ва­ла, свя­тая ца­ри­ца Еле­на воз­вра­ти­лась в Кон­стан­ти­но­поль, где вско­ре скон­ча­лась в 327 го­ду.

Мир­ное су­ще­ство­ва­ние хри­сти­ан­ской Церк­ви бы­ло на­ру­ше­но воз­ник­ши­ми внут­ри Церк­ви нестро­е­ни­я­ми и раз­до­ра­ми от по­явив­ших­ся ере­сей. Еще в на­ча­ле де­я­тель­но­сти им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на на За­па­де воз­ник­ла ересь до­на­ти­стов и но­ва­ци­ан, тре­бо­вав­ших по­вто­ре­ния кре­ще­ния над от­пад­ши­ми во вре­мя го­не­ний хри­сти­а­на­ми. Эта ересь, от­верг­ну­тая дву­мя по­мест­ны­ми со­бо­ра­ми, бы­ла окон­ча­тель­но осуж­де­на Ми­лан­ским Со­бо­ром 316 го­да. Но осо­бен­но гу­би­тель­ной для Церк­ви ока­за­лась воз­ник­шая на Во­сто­ке ересь Ария, дерз­нув­ше­го от­верг­нуть Бо­же­ствен­ную сущ­ность Сы­на Бо­жия и учить о твар­но­сти Иису­са Хри­ста. По по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра был со­зван в 325 го­ду Пер­вый Все­лен­ский Со­бор в го­ро­де Ни­кее. 318 епи­ско­пов со­бра­лись на этот Со­бор, его участ­ни­ка­ми бы­ли епи­ско­пы-ис­по­вед­ни­ки в пе­ри­од го­не­ний и мно­гие дру­гие све­тиль­ни­ки Церк­ви, сре­ди ко­то­рых – свя­ти­тель Ни­ко­лай Мир­ли­кий­ский. Им­пе­ра­тор при­сут­ство­вал на за­се­да­ни­ях Со­бо­ра. Ересь Ария бы­ла осуж­де­на и со­став­лен Сим­вол ве­ры, в ко­то­рый был вне­сен тер­мин «Еди­но­сущ­ный От­цу», на­все­гда за­кре­пив­ший в со­зна­нии пра­во­слав­ных хри­сти­ан ис­ти­ну о Бо­же­ствен­но­сти Иису­са Хри­ста, при­няв­ше­го че­ло­ве­че­скую при­ро­ду для ис­куп­ле­ния все­го че­ло­ве­че­ско­го ро­да.

По­сле Ни­кей­ско­го Со­бо­ра рав­ноап­о­столь­ный Кон­стан­тин про­дол­жал ак­тив­ную де­я­тель­ность в поль­зу Церк­ви. В кон­це жиз­ни он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние, под­го­то­вив­шись к нему всей сво­ей жиз­нью. Скон­чал­ся свя­той Кон­стан­тин в день Пя­ти­де­сят­ни­цы в 337 го­ду и был по­гре­бен в церк­ви Свя­тых апо­сто­лов в за­ра­нее при­го­тов­лен­ной им гроб­ни­це.

Читайте также:  Поздравления с днем рождения учителю рисования изо от учеников коллег

Молитвы

Тропарь равноапостольных царя Константина и царицы Елены, глас 8

Кpеста́ Твоего́ о́бpаз на Небеси́ ви́дев/ и, я́коже Па́вел, зва́ние не от челове́к пpие́м,/ в цаpе́х апо́стол Твой, Го́споди,/ Ца́pствующий гpад в pуце́ Твое́й положи́,/ его́же спаса́й всегда́ в ми́pе моли́твами Богоpо́дицы,// Еди́не Человеколю́бче.

Кондак равноапостольных царя Константина и царицы Елены, глас 3

Константи́н днесь с ма́терию Еле́ною/ Крест явля́ют, всечестно́е дре́во,/ всех у́бо иуде́ев посрамле́ние су́ще,/ ору́жие же на проти́вныя ве́рных люде́й:// нас бо ра́ди яви́ся зна́мение ве́лие// и во бране́х гро́зное.

Величание равноапостольным царю Константину и матери его царице Елене

Велича́ем вас,/ святи́и благове́рнии и равноапо́стольнии ца́рие Константи́не и Еле́но,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,/ вы бо святы́м Кресто́м// всю вселе́нную просвети́ли есте́.

Молитва равноапостольным царю Константину и матери его царице Елене

О, преди́внии и всехва́льнии ца́рие, святи́и равноапо́стольнии Константи́не и Еле́но! К вам, те́плым засту́пником, возно́сим на́ши недосто́йныя моли́твы, я́ко ве́лие и́мате дерзнове́ние ко Го́споду. Испроси́те у Него́ мир Це́ркви и всему́ ми́ру благоде́нствие. Нача́льником му́дрость, па́стырем попече́ние о па́стве, пасо́мым смире́ние, ста́рцем жела́нное упокое́ние, муже́м кре́пость, жена́м благоле́пие, де́вственником чистоту́, де́тем послуша́ние, младе́нцем христиа́нское воспита́ние, больны́м исцеле́ние, вражду́ющим примире́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий. Приходя́щим в храм сей и моля́щимся в нем свято́е благослове́ние и всем вся по коего́ждо проше́нию поле́зная, да хва́лим и пое́м Благоде́теля всех Бо́га в Тро́ице сла́вимаго Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Святые Константин и Елена

3 июня — день памяти святых царя Константина и его матери царицы Елены. В Православной Церкви великие мать и сын прославлены как равноапостольные — столь значим их подвиг проповеди Евангелия и обращения в веру народов. Константин родился в сербском городе Ниш, в 272 году. Елена — в Дрепане (Малая Азия), впоследствии переименованном в честь нее в Еленополис. Год рождения самой Елены точно не установлен.

1

Амвросий Медиоланский писал, что Елена была дочерью трактирщика и познакомилась с будущим императором Констанцием Хлором, отцом Константина, когда тот, еще молодой офицер, объезжал лошадей, а она подавала ему вино.

2

Когда Константину был 21 год, его отец развелся с Еленой, чтобы жениться на дочери императора Максимиана и укрепить свое положение при дворе. Он стал цезарем провинции Галлия Белгика. В 306 году, после его смерти, Константин был провозглашен императором этой провинции.

3

В 312 году Константин вступил в борьбу за власть с узурпатором Максенцием. Накануне решающей битвы он увидел сон: ему необходимо начертать изображение христианского креста на стягах, и тогда он одержит победу («и сим победиши»). Так и вышло. Константин стал императором западной части Римской империи. Полностью объединить земли ему удалось в 321 году.

4

В 313 году в Милане на свадьбе своей сестры уверовавший во Христа Константин огласил эдикт, которым легализовал христианство на территории Римской империи. В качестве почетного гостя на пир был приглашен и император Диоклетиан, ярый гонитель христиан. Впрочем, он не приехал.

5

Елена, находясь в Трире, отдала часть своего дома христианской общине города, чтобы там устроили церковь. Она стала одной из древнейших официальных церквей, наряду с храмом Гроба Господня и храмом Рождества в Вифлееме. Константин даровал своей матери титул императрицы. Первые найденные монеты с ее изображением датируются 318 годом.

6

Святая Елена стала христианкой в 60 лет. В 326 году она совершила паломничество в Иерусалим, где предприняла археологические изыскания, обнаружив Крест Господень, гвозди и табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». На момент этого путешествия ей было около 80 лет.

7

В 325 году Константин созвал Первый вселенский собор, где был сформулирован Символ веры христиан. На этом соборе император лично приветствовал исповедников веры, пострадавших в годы гонений, целуя их раны. В 320 году он перенес столицу Римской империи в новый город — Константинополь, который впоследствии стал центром Восточной империи — Византии.

8

Константин всю жизнь мечтал принять крещение в Иордане, но крестился незадолго до смерти в своей резиденции близ Константинополя. Умер он в 337 году. Точная дата смерти Елены неизвестна

Благодарим Тимофея Китниса за помощь в подготовке материала
Рисунки Елены Поповской

Источник

21 мая — день Святых равноапостольных Константина и Элени

  • 21.05.17 11:55
  • Автор Алексия Захариу
  • Просмотров6982

21 мая в Греции свято чтут Равноапостольных Константина и Элени (Елену). История религиозного праздника такова.

Денежные переводы из Европы

Святой равноапостольный царь Константин – римский император, благодаря которому христианство стало господствующей религией в государстве. Святая равноапостольная Елена – мать императора Константина I. За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной. Святой царице Елене и ее сыну Константину молятся все, нуждающиеся в материальном благополучии, те, у кого собственное дело или бизнес испытывает трудности, а также руководители и политики всех уровней, потому что Константин превратил разрозненную державу в великую непобедимую и могущественную христианскую империю.

Житие святых Константина и Элени (Елены)

«Избранние предвечного Царя, святие равноапостольния Константине и Елено,

на всемирное воздвижение Животворящаго и Спасительнаго Креста Господня,

имже соделася спасение рода человеческий, искупленний кровию пригвожденнего

на нем Агнец Божиего, да вси праведние и грешние благодарственно взывает вам:

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень,

(Кондак 1 из Акафиста Святым равноапостольным царем Константину и Елене)

Как избирает Господь себе земных сослужителей, человеку понять не дано — пути Его неисповедимы. Но это всегда — испытание души на смирение, помыслы — на чистоту, действия — на праведность. Такая же трудная, полная лишений и искушений судьба выпала на долю царицы Елены, матери царя Константина, впрочем, равно как и на долю ее сына.

Говорят, Елена была дочерью содержателя гостиницы, но за красоту и незаурядные душевные качества император Констанций Хлор, еще будучи военачальником, избрал ее себе в супруги. В том благочестивом браке — Констанций и Елена, не будучи христианами, были знакомы с христианством и, насколько возможно, покровительствовали ему и в душе возлагали упование на Единого Бога — в 274 году родился их сын Константин.

Однако то была пора жесточайших гонений на христиан. Лактанций («О смерти гонителей» гл XV и XVI.) сообщает: «Если бы я имел сотню уст и железный язык, то и тогда я не мог бы исчислить всех мучений, какие переносили христиане. железо притуплялось и ломалось; убийцы утомлялись и работали посменно, по очереди . ».

Читайте также:  Поздравления С днем учителя на прозрачном фоне 30 картинок

Политические интересы Римской империи изменили жизнь семьи: император Диоклетиан разделил империю, отдав Констанцию ​​Хлору Галлию и Британию, оставшись правителем восточной провинции и старшим императором. А чтобы и супруга была ровней по происхождению будущему императору, ​ему ​предложили новую спутницу жизни из царского рода — падчерицу императора Максимиана. Отказаться от власти Констанцию ​​было не по силам. Он оставил Елену, которой пришлось удалиться в уединение, продлившееся долгих пятнадцать лет. Внезапно, после счастливой жизни с любимым супругом и сыном, она оказалась совершенно одна. У нее отняли и одиннадцатилетнего Константина, отправив его на восток в Никомидию, ко двору Диоклетиана — так император обеспечил верность себе Констанция Хлора. Такие испытания могли разбить сердце любой женщины и истребить силу духа, но не Елены, которая с молодости тяготела к христианству. Лишения и одиночество дали ей, очевидно, время на размышление, что впоследствии привело к полному принятию Христа и Его учения.

Сын же будущей царицы Елены рос при дворе старшего императора, наблюдая разнузданные языческие нравы. Но воспитанный в других, совершенно противоположных нравственных канонах, «Константин сохранил в душе своей залог добра, посеянного в детстве, сохранил чистоту, невинность сердца и уважение к закону Божию, хотя и вращался в нравственно испорченной среде», — так читаем в издании «Святые равноапостольные царь Константин и царица Елена». Контраст языческого образа жизни с духовными ценностями, заповеданными Христосом, которые были ему известны с ранних лет, еще более укрепили его в необходимости следования христианскому вероучению.

Жизнь мальчика, затем юноши при дворе Диоклетиана была нелегкой — даже опасной: его не любили за уклонение от языческих развлечений придворной жизни, за незаурядный ум и, как пишут историки, «духовную благоустроенность в сочетании со скромностью» — наглядное обличение других обитателей двора. Еще одним поводом для черной зависти стала его великолепная внешность: он обладал прекрасной осанкой и недюжинной физической силой, что привлекало к нему внимание народа и вызывало уважение войска. За все эти качества Константин получил свое прозвание Великий. Цезарь Галерий, видя в молодом Константине преемника Констанция, организовал заговор с целью убить его, однако Всевышний не допустил свершения злодейства.

Много событий происходило в Римской империи в пору ее упадка, она раздробилась уже на шесть областей, правители которых враждовали и воевали, а так же неистово гнали христиан. Напротив, в области, где правил Константин Великий, царили мир и покой. Константин ценил христиан как верных и добропорядочных подданных, понимая, что христианство — великая сила, способная духовно преобразить мир к лучшему. Хотя он сам, пока еще не был готов напрочь отказаться от языческих традиций.

Бог всегда находит, как открыть путь человеку, избранному Им. Так случилось и с Константином. В 311 году в Риме воцарился император Максенций. Свим деспотичным и развращенным нравом он возмущал всех — и сенаторов, и народ. Италийская часть империи страдала от его ига, и, видя это, в 312 году император Константин предпринял ВОЕННЫЙ поход против Максенция.

Но, как пишет исследователь, он не был до конца уверен в победном исходе: войско Максенции было многочисленней. Тогда он, стоя при войске, начал просить Единого Бога о придании ему мужества, дать совет и помощь. И свершилось чудо! Его современник Евсевий пишет о том со слов царя: «Однажды после полудня, — рассказывал царь, — когда солнце уже начало склоняться к западу, я собственными глазами увидел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: «СИМ ПОБЕЖДАЙ»».

Для любого язычника крест — символ позорнейшей из казней. Константин и его войско пришли в ужас. И в эту же ночь Константину приснился сон, в котором ему явился Христос и велел сделать знамя с крестом, по подобию виденному на небе. Утром Константин призвал мастера и повелел тому создать богато украшенную золотом и драгоценными камнями хоругвь с изображением креста, а всем воинам — поместить такое же изображение на их щиты и шлемы.

С того дня он твердо решил следовать Христову вероучению. Призвав к себе христианских священников, Константин спросил их, как следует понимать данное ему знамение. И те поведали ему о триединстве Единого Бога, о воплощении Его во Христе, о распятии и Воскресении. Константин понял, что крест, данный Ему в видении, — Христов Крест, он послужит ему, вдохновляя и защищая войско.

Надо ли говорить, что Максенций был разбит и погиб в реке Тибр, а Константин вступил в Рим под ликование горожан. И когда те воздвигли в его честь памятник, Константин Великий велел копье, вложенное в руку императора-победителя, изобразить в виде креста и, по свидетельству то же Евсевие, начертать: «Сием спасительным знамением я освободил ваш город от ига тирана и возвратил римскому народу и сенату прежний блеск и славу!»

Своими первыми указами он дал возможность христианам совершать богослужения, а тем, кто оставался в языческой вере, — беспрепятственно следовать их традициям. Он отменил все развлечения, связанные с насилием и кровопролитием, запретил казнь на кресте, установил день Воскресения общим днем ​​отдыха и сделал многое полезное и для христиан, и для всего римского народа.

Он вернул христианскому сообществу все отнятые до того храмы и усыпальницы, освободил священнослужителей от податей и даже передал им несколько базилик, которые были пригодны для богослужений и сборов пастырей. На его шлеме была начертана монограмма «Христос» в виде двух букв Х и Р, где первая покрывала вторую, а воинам дал молитву, которую они должны были читать в воскресные дни, направляя свой дух к Господу.

Со временем к западной области, где правил Константин, прибавился и восточный, до того управляемый Ликинием, который сохранял с Константином видимость дружеских отношений. Хитростью и мечом он извел всех других правителей на востоке. Его ненависть к христианству была безмерна, но он не выказывал ее открыто, опасаясь своего могущественного соседа. В 323 году Ликиний решил, что достаточно скрывать свои истинные чувства и замыслы и пора вступить с Константином в открытую вражду. Однако чувствовал, что отвагу противника, помимо мужества человеческого, поддерживают иные, высокие силы, он велел своим воинам не смотреть на крестоносную хоругвь Константина: «. ибо она страшна своей силой и враждебна нам».

После тяжких сражений Ликиний потерпел поражение, ибо победоносными становятся те, на чьей стороне Господь. Теперь Константин стал императором всей Римской империи. Он стал и во главе империи, и во главе христианского общества, установив на востоке те же порядки, что были устроены им на западе. Несмотря на это в Риме, который оставался по большей степени языческим, его чтили, памятуя освобождение от ига Максенция. Но новую столицу он устроил в небольшом древнем городке Византии.

Читайте также:  Всемирный день исполнения Детских Желаний

Константин расширил границы города, начал там новое строительство великолепных зданий. В новых церквях не хватало богослужебных книг, и император отправил посланников к епископу Кесарийскому Евсевию с просьбой доставить ему 50 экземпляров переписанных пергаментных свитков, которые затем содержались в богато украшенных переплетах — великолепно украшенные богослужебные книги до нашего времени сохранили древние традиции первых веков христианства.

Но, воцарившись, Константин не мог забыть, кому он был обязан своим новым духовным рождением. Его волновала участь Креста Господня, на то время утраченного где-то в палестинских землях. И в 325 году, когда войны окончились и начался расцвет христианства, он вернул из изгнания своей матери Елены, возложил на нее царскую корону с правом печатания собственной монеты. Он доверил ей полное распоряжение царской казны и обратился к богомудрой старице-царице — а было ей на то время около 80 лет — с просьбой пойти в Иерусалим и разыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. По свидетельству Евсевия, «старица с юношеской быстротой» отправилась в Иерусалим.

Скромно одетая, раздававшая щедрые пожертвования царица несла веру, надежду, сердечность и доброту, которые производили неизгладимое впечатление не только на христиан, но и на тех, кто еще не ступил на этот спасительный путь.

А в Палестине все описанные в Евангелии места земной жизни Господа были опустошены и осквернены язычниками. И Блаженная Елена, по промыслу Божию, разыскав Все места в Палестине, отмеченные вехами земного пути христа, принялась расчищать их, воздвигая над ними храмы и часовни, — над Вифлеемской пещерой, где родился Господь, на горе Елеонской, где свершилось чудо вознесения, в Гефсимании, где он молился в ночь перед взятием под стражу, а потом было Успение Богородицы, в Хевроне у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму.

Важнейшей же оставалась цель нахождения Древа Господня, и августейшая старица приложила все силы, чтобы разыскать его. Она долго вела опросы, пока некий еврей уже преклонных лет по имени Иуда не указал ей это место — под языческим капищем Венеры. Капище было разрушено, святитель Макарий Иерусалимский совершил молитву, и началась расчистка возвышенности. И тут из-под земли поднялось благоухание — место было указано верно. Однако под капищем было погребено три креста. Какой из них Господень? По промыслу Божию в тот момент мимо возвышения несли усопшего на погребение. Процессию остановили и стали возлагать кресты одним за другим над телом. И после возложения того, что был Крестом Христовым, мертвый восстал, к великой радости всех. Блаженная Елена облобызала Крест, а святитель Макарий, чтобы все многочисленные присутствующие могли видеть обретенную святыню, поднял его, сотворив Воздвижение Креста Господня.

Оттого в церковном богослужении и в день святых равноапостольных царицы Елены и царя Константина по сей день читают тропарь Честного и Животворящего Креста Господня: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», свершилось это в 326 году. Многие из язычников и иудеев приняли тогда Христову веру, среди них был и старец Иуда, указавший царице Елене место Голгофы. Святой Крест был затем положен в серебряном ковчеге для поклонения и хранился во вскоре выстроенном на том месте храме.

Покидая Иерусалим, святая старица взяла с собой частицу Древа Господня, чтобы передать ее своему сыну, названному также еще при жизни равноапостольным. Через недолгое время, в 327 году, она скончалась. Святой Константин, получив от матери священный дар, решил также устроить подле пещеры Гроба Господня храм, который приводил в восхищение своим великолепием современников Константина Великого, а также тех, кто приезжает сегодня поклониться священным местам Палестины.

Но чаяния Константина о полном единстве христианского мира не оправдывались. Появились отдельные ереси — искажения веры, самой распространенной оказалась арианская ересь, которая, впрочем, была разбита сторонниками Константина на Никейском соборе, и 25 августа 325 года, в день 20-летия правления Константина, на заключительном заседании Собора был провозглашен Никейский Символ веры, единый для всей Вселенской Церкви, тот, что мы читаем на Божественной литургии.

В своей прощальной речи к отцам Собора, стремясь утвердить в них дух христианского единства, Святой Константин говорил: «Берегитесь горьких между вами споров. Пусть никто не имеет зависти к явившим особенную мудрость: достоинство каждого считайте общим достоянием всей Церкви. Высшие и превосходные, не смотрите высокомерно на низших: Богу одному ведомо, кто превосходнее. Совершенство редко где бывает, и надо иметь снисхождение к слабейшим братиям; мирное согласие дороже всего. Спасая неверующих, помните, что не всякого можно обратить в учение, надобно сообразовывать с расположением каждого, подобно врачам, применяющим разные лекарства к разным болезням». Как современно звучат его слова! Как мудро и применимо не только в духовной, но и мирской жизни для разрешения споров и даже их предупреждения!

Как ни странно, но уже совершенно признавший Христа и его вероучение Константин не был еще крещен по христианскому обычаю. Это исходило из сознания им своего недостоинства и желания приготовить себя к таинству, насколько это было бы возможно. После Пасхи 337 года в Константинополе он занемог, переехал в Елеонополь на лечение, которое не дало результатов. Тогда, предчувствуя кончину, Константин Великий много молился, а затем переехал в Никомидию, где призвал священников и просил крестить его. Он скончался в день Пятидесятницы того же года.

Святой равноапостольный царь Константин пережил свою мать святую равноапостольную царицу Елену на десять лет, но умер в гораздо более раннем возрасте – ему минуло 65. Он царствовал 32 года, и его трудами христианство получило все большее распространение. Им обоим – матери и сыну – христианский мир обязан обретением святынь, связанных с земной жизнью Христа в Палестине, и возможностью христиан поклониться им в наши дни.

Потому с великой духовной благодарностью верующие поют на Божественной литургии древние слова праздничного тропаря святым равноапостольным Константину и Елене, глас 8:

«Креста Твоего образ на Небеси видев и, якоже Павел, звание не от человек прием, в царех апостол Твой, Господи, Царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче».

Источник