Спектакль
Ночь печальна
Тоска о прошлом и боль расставания с Родиной, величайшая Любовь и тотальное Одиночество. Композиция по произведениям Ивана Бунина и Сергея Рахманинова.
В спектакле звучат выдержки из «Окаянных дней», стихотворения, рассказы «В одной знакомой улице» и «Кавказ» Ивана Алексеевича Бунина, «Элегия», «Полька» и романсы Сергея Васильевича Рахманинова «Сон», «Ночь печальна», «Я жду тебя», «Все отнял у меня», «Здесь хорошо», «Не пой, красавица, при мне», «Как мне больно» и «Весенние воды».
Режиссер — Ирина Евдокимова
Продолжительность спектакля: 1 час.
Ночь печальна, как мечты мои. Далеко, в глухой степи широкой
Огонек мерцает одинокий… В сердце много грусти и любви.
И. Бунин
Ночь изгнания, ночь разлуки с Родиной, с тем недавним и прекрасным прошлым, где остались юность и любовь – все безвозвратно ушло.
— Не собираетесь ли Вы возвращаться? – спросили И.Бунина.
— Тех, кого я любил, уже нет, – ответил он.
Иван Бунин. Сергей Рахманинов.
Два величайших автора. Два эмигранта.
В авторской программе Ирины Евдокимовой тонкой нитью сплетены воедино мелодика бунинской речи и музыка Рахманинова. Причем ни одна из этих двух составляющих сценического действия ни в коем случае не служит банальной иллюстрацией для другой. Музыка органично подхватывает прозаический или поэтический текст, и наоборот — слово будто рождается из музыки. Тон задает «Элегия» из цикла «Пьесы-фантазии», из которой вырастает и становится почти осязаемым образ той, прежней России, столь дорогой сердцу всякого русского человека. А тоска о прошлом и боль расставания, величайшая любовь и тотальное одиночество — такие пронзительно-русские темы, — естественны для творчества и Бунина, и Рахманинова.
«Уехав из России, я потерял желание сочинять», — говорил Сергей Васильевич. Однако в эмиграции он создаст пусть и немногочисленные, но едва ли не лучшие свои произведения. И только не сможет уже более написать ни одного романса. Невозможно вернуть то, чем была напоена душа когда-то, до отъезда. «Но то был сон…» Поэтому неслучайно в спектакле звучат именно рахманиновские романсы. Как отголосок всего, что сгорело в революции, вмиг оборвалось, ушло далеко и невозвратно — вместе с тою жизнью, с эпохой, бережно хранимой в воспоминаниях и воскресающей лишь в мечтах. (Александр Браже)
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) 1920 г. 9 февраля из порта Одессы отплыл пароход «Спарта». На его борту среди прочих беженцев Бунины. В июне они прибывают в Париж… 1933 г. присуждена Нобелевская премия. Дневниковая запись от 2 мая 1953 г. «Это всё-таки поразительно до столбняка! Через некоторое очень малое время меня не будет – и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны. И я только тупо, умом стараюсь изумиться, устрашиться!» 8 ноября Иван Бунин умер. Похоронен под Парижем на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа… | |
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) «…Творчество Рахманинова – замечательного композитора, пианиста и дирижера – представляет собой выдающееся явление мировой культуры. Острота и психологическая насыщенность, бурный протест и романтически приподнятая патетика сочетаются с поэтически прекрасной лирикой, проникнутой глубоким и сильным чувством. С особой силой в его творчестве воплощена тема родины». С 1917 года жил за рубежом. Похоронен на русском кладбище в Кенсико, недалеко от Нью-Йорка. |
БАЛКАНСКИЙ ВОЯЖ
— Тино, друг, звоню из Ташкента, мы тут уже три месяца кино снимаем и страшно соскучились по тебе, по Македонии, еще очень хочется самого вкусного в мире Шопского салата, давай мы летом приедем на фестиваль, пригласишь?
Главный художник Битольского театра Тино Светозарев позвонил Йордану. Йордан – большой человек в маленькой стране, советник президента по культуре, прекрасно знал, что на проведение фестиваля денег взять неоткуда. Прежде был хотя бы отель на берегу Преспанского озера, омывающего берега Греции, Албании, Македонии, и можно было селить гостей, но минувшим летом отель сгорел.
— Тино, а что привезут на фестиваль твои друзья из России?
— Спектакль по Бунину-Рахманинову.
— Как думаешь, кто-нибудь, кроме нас с тобой в Македонии слыхал про Ивана Бунина и Сергея Рахманинова?
— Но ты же помнишь, как принимали Иру Евдокимову с ее спектаклем по Берберовой и «Грезами» Ивана Поповски?
— Так это Ира приедет? Так бы сразу и сказал.
Повесив трубку, Йордан глубоко задумался: денег, конечно, нет, но есть друзья.
Неподалеку от сгоревшего отеля прямо на берегу располагался санаторий, за который уже который год шел спор между государством и тремя частными претендентами, Йордан пригласил всех на кофе и ракию:
— Ребята, давайте, пока мы спорим и решаем, отдадим санаторий на пару недель для гостей фестиваля? Более того, каждый из вас может поучаствовать: нужны продукты, постельное белье… повар, официант, водитель с автобусом, уборщица и администратор уже есть.
Через полтора месяца санаторий на Преспе принимал гостей из разных стран. Каждое утро приезжал горбатый «рено», доверху забитый мешками с провизией. Каждый день какой-нибудь из ресторанов Ресена и Битола кормил обедами друзей Йордана. Каждый вечер под звездным македонским небом во дворе «Дома на култура» игрались спектакли. На закрытие фестиваля был поставлен спектакль Ирины Евдокимовой «Ночь печальна». Утром из Москвы прилетел пианист Дмитрий Мальцев – и сразу на репетицию, а там уже ожидал неприятный сюрприз. Дело в том, что во всем Ресене было единственное пианино – старинный тяжелый инструмент, водруженный в бывший господский дом еще до того, как вспыхнула на Балканах Первая Мировая. И македонцы заранее предупредили, что спустить «ова ковчег» (этот гроб) во двор просто нереально. Они предложили хорошие колонки и клавиши «Yamaha». Мы не возражали. И вот во дворе ДК стояли замечательно большие колонки и подозрительно маленькие клавиши «Yamaha», как выяснилось, детские – с урезанным объемом октав. И как на этом детском тренажере играть Рахманинова?
Добродушный Дмитрий Мальцев сокрушенно вздохнул:
— А где это ваше доисторическое пианино? Может быть, в том зале и сыграем спектакль?
— Как в том зале? Там же все гости не поместятся, только президент с кабинетом министров!
Но Дмитрий уже шел в заветную залу. Он поднял крышку старого фоно, и понеслись по зданию чуть нестройные звуки давнего, несокрушенного катастрофами мира, инструмент-ровесник Сергея Васильевича запел песню юности. Четверо дюжих македонцев в майках и джинсах достали мобильники и стали снимать, потом звонить друзьям, и через полчаса шестнадцать богатырей трепетно несли по старым лестницам господского дома этот ковчег, полный загадочных живительных звуков.
Спустя три часа под звездным Балканским небом русская актриса читала Бунинские новеллы и пела романсы Рахманинова, а люди, чей словарь так схож с нашим, как несхож язык – слушали затаив дыхание. Тишину после финальной ноты спектакля первыми нарушили цикады и горлицы, а после начался такой треск ладоней и крики браво, что казалось, вот-вот начнется привычная в этих краях стрельба в небо.
Йордан был счастлив, вручил Ирине «Гран-при» и пригласил всех к столу – на берег Преспы, где царствуют пеликаны, не подозревая, что озеро поделено тремя странами – птицы границ не знают.
Источник
Иван бунин ночь печальна
Ночь печальна, как мечты мои.
Далеко в глухой степи широкой
Огонек мерцает одинокий.
В сердце много грусти и любви.
Но кому и как расскажешь ты,
Что зовет тебя, чем сердце полно!
— Путь далек, глухая степь безмолвна,
Ночь печальна, как мои мечты.
(10 октября 1870, Воронеж — 8 ноября 1953, Париж) — русский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой С. Я. Надсона» (1887); первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891 году в Орле. В 1903 году получил Пушкинскую премию за книгу «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате»; в 1909 году был повторно удостоен этой награды за 3-й и 4-й тома Собрания сочинений. В 1909 году избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1920 году эмигрировал во Францию. Автор романа «Жизнь Арсеньева», повестей «Суходол», «Деревня», «Митина любовь», рассказов «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Антоновские яблоки», дневниковых записей «Окаянные дни» и других произведений. В 1933 году Иван Бунин стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Скончался в 1953 году, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Произведения Бунина были неоднократно экранизированы. Образ писателя воплощён в фильме Алексея Учителя «Дневник его жены» (2000).
Источник
Иван бунин ночь печальна
Театр-проект «АртГнездо» представил спектакль Ирины Евдокимовой «НОЧЬ ПЕЧАЛЬНА » в Бунинском зале ГБУК города Москвы «ЦБС ЦАО» Библиотека № 12 имени И.А. Бунина 28 февраля 2018.
Это был незабываемый вечер по произведениям И. Бунина и С. Рахманинова) Поэзия, проза, музыка, вокал, искренность, творчество, профессионализм, полет души, беседа, понимание, печаль, гордость, радость — все и все в этот вечер стали ближе, понятнее. Для спектакля «Ночь печальна» нет сценической границы, он близок душе. Ему не нужен яркий свет, талант актрисы Евдокимовой ярче софитов.
Партия фортепиано – Александр Браже
…После Октябрьской революции 1917 года, в период гражданской войны и в 1920-1930- е
годы, за пределами России оказались от 2 до 2,5 миллионов человек…
«Ночь печальна..» — ночь изгнания, ночь разлуки с Родиной, с тем недавним и прекрасным
прошлым, где остались юность и любовь.
— Не собираетесь ли Вы возвращаться? – спросили Бунина.
— Тех, кого я любил, уже нет, – ответил он.
В программе звучат
* выдержки из “Окаянных дней”, рассказы и стихи Ивана Алексеевича Бунина,
* романсы Сергея Васильевича Рахманинова .
Спектакль-лауреат гран-при международных фестивалей
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
1920 г. 9 февраля из порта Одессы отплыл пароход «Спарта». На его борту среди прочих
беженцев находились и Бунины. В июне Бунины прибывают в Париж…
1933 г. Бунину присуждена литературная Нобелевская премия.
1953 г. Дневниковая запись Бунина от 2 мая 1953 г. :
« Это всё-таки поразительно до столбняка! Через некоторое очень малое время меня не
будет — и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны. И я только тупо, умом
стараюсь изумиться, устрашиться! »
8 ноября Иван Бунин умер.
1954 г. 30 января прах Бунина, до этого находившийся во временном склепе, был захоронен
под Парижем на русском кладбище Сент-Женевьев- де-Буа…
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
Из критики: «…Творчество Рахманинова – замечательного композитора, пианиста и
дирижера – представляет собой выдающееся явление мировой культуры. Неповторимые
черты его творческой индивидуальности запечатлелись в многочисленных сочинениях.
Острота и психологическая насыщенность, бурный протест и романтически приподнятая
патетика сочетаются в музыке Рахманинова с поэтически прекрасной лирикой,
проникнутой глубоким и сильным чувством. С особой силой в его творчестве воплощена
тема родины…»
С 1917 года жил за рубежом.
С.В.Рахманинов похоронен на русском кладбище в Кенсико, недалеко от Нью-Йорка.
Источник
Стихотворение «Бледнеет ночь» Бунин Иван Алексеевич
Философская лирика Бунина – это всегда особенное настроение и идеи, но даже в ряду таких произведений “Ночь” занимает особенное место. Краткий анализ “Ночь” по плану раскроет перед учениками 11 класса совершенно новый мир. Материал может быть использован на уроке литературы для углубленного разъяснения темы.
Краткий анализ
История создания – стихотворение написано в самом начале 20 века, в 1901 году, а поэтому больше приближено к классической традиции века девятнадцатого.
Тема стихотворения – вечная связь между всеми временами, странами и событиями.
Композиция – кольцевая, такая форма закрепляет философскую идею произведения.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – шестистопный ямб (он же – александрийский стих).
Эпитеты – “звездный час”, “тайный смысл”, “царственные имена”, “древний путь”, “бледная стать”, “стеклянный столп”, “печальная и обманчивая мечта”.
Метафоры – “звездный час над сумраком земли”, “мильярды глаз следили”, “зеркало воды”.
Сравнение – “как письмена”, “как сон”.
Бледнеет ночь. Туманов пелена. Стихотворение Ивана Бунина
Бледнеет ночь. Туманов пелена В лощинах и лугах становится белее, Звучнее лес, безжизненней луна И серебро росы на стеклах холоднее. Еще усадьба спит. В саду еще темно, Недвижим тополь матово-зеленый, И воздух слышен мне в открытое окно, Весенним ароматом напоенный. Уж близок день, прошел короткий сон — И, в доме тишине не нарушая, Неслышно выхожу из двери на балкон И тихо светлого восхода ожидаю.
И.А.Бунин. Стихотворения и переводы. Москва: Современник, 1985.
Другие стихи Ивана Бунина
Композиция
Для того, чтобы воплотить идею неизменного хода жизни и бесконечности истории не только в содержании, но и в форме, Бунин использовал кольцевую композицию.
Лирический герой произведения – это глубоко чувствующий человек, для которого принадлежность к макрокосму – не просто красивые слова, но часть его индивидуальности. Он наблюдает за звездным небом, ощущая связь с прошлым, ведь за теми же звездами люди наблюдали и тысячелетия назад. Поколения сменялись, но созвездия оставались, на них смотрели новые поколения – и этот круговорот вечен, пока жив человек.
Также важное место поэт отводит древним цивилизациям, причем не европейским, а восточным – жившим на берегах Понт Эвксинского моря таврам и скифам, а также Египту и Вавилону. Это подталкивает его размышления в философском направлении – остается ли что-то от людей и их дел, когда с момента их смерти прошли тысячелетия. Вообще, идея полноты бытия у него традиционно связывается со смертью, это типичная для бунинских произведений мысль.
Стих “Ночь” – это произведение, где лирический герой ищет смысл бытия, но при этом не завывает и об интимных переживаниях. И ответ на вопрос о том, зачем существует каждая конкретная личность, оказывается в его устах предельно простым – чтобы любить. Именно любовь как цель жизни связывает тех, кто живет сейчас, с тем, кто уже никогда не испытает это чувство, но точно испытывал. Вспоминая девушку, которая когда-то была дорога его сердцу, Иван Алексеевич подчеркивает, что именно нежные чувства к ней позволили ему ощутить связь с прошедшими веками.
Рифмы жизни. Иван Бунин.
Иван Алексеевич Бунин начинал свою судьбу в литературе с поэзии, и став, со временем, признанным прозаиком, продолжал писать стихи до конца жизни. Впервые напечатавшись в семнадцать лет, в двадцать один – он уже выпустил, перебравшись из Ельца в Орел – книжку. В 1903-м, за третий по счету сборник «Листопад» Бунин получил свою первую Пушкинскую премию. Но до его гениального «Последнего шмеля» оставалось еще более десяти лет:
Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!
Иван Бунин, «Последний шмель», 26 июля 1916-го года
…а «татарка» это – растение, лук-батун. Теперь перенесемся на много лет вперед, в предсмертный для Бунина – 1952-й год. Прочитаем написанное тогда стихотворение «Ночь», оговорившись, что «мистраль» – это холодный северо-западный ветер, хорошо известный во Франции, – где и закончились земные дни Ивана Алексеевича.
Ледяная ночь, мистраль (Он еще не стих). Вижу в окна блеск и даль Гор, холмов нагих. Золотой недвижный свет До постели лег. Никого в подлунной нет, Только я да Бог. Знает только он мою Мертвую печаль, Ту, что я от всех таю… Холод, блеск, мистраль.
Иван Бунин, «Ночь», 1952-й год
Мы привыкли называть Бунина певцом природы, а между тем поэт Александр Твардовский писал о нем: «Человека с его радостями и страданиями как объект изображения ничто не может заменить в искусстве – никакая прелесть одного только предметно-чувственного мига, никакие “красоты природы” сами по себе». В продолжение этих слов мы закончим написанным в середине 1920-х стихотворением «Свет»:
Ни пустоты, ни тьмы нам не дано: Есть всюду свет, предвечный и безликий…
Вот полночь. Мрак. Молчанье базилики, Ты приглядись: там не совсем темно, В бездонном, черном своде над тобою, Там на стене есть узкое окно, Далекое, чуть видное, слепое, Мерцающее тайною во храм Из ночи в ночь одиннадцать столетий… А вкруг тебя? Ты чувствуешь ли эти Кресты по скользким каменным полам, Гробы святых, почиющих под спудом, И страшное молчание тех мест, Исполненных неизреченным чудом, Где черный запрестольный крест Воздвиг свои тяжелые объятья, Где таинство сыновнего распятья Сам Бог-Отец незримо сторожит?
Есть некий свет, что тьма не сокрушит.
Иван Бунин, «Свет», 1927-й год.
Это философское произведение, в котором поэт воплотил важные для себя мысли и идеи. В частности, он много размышлял о том, какое место отведено человеку в макрокосме и зачем он вообще живет. Попытка поделиться с другими своими выводами на этот счет – вот что такое “Ночь”.
Бунин использовал для него довольно редкий стихотворный размер – александрийский стих, проще говоря – шестистопный ямб. В лирике того времени он уже встречался довольно редко, поэтому возвышенность и торжественность произведения благодаря этому стала еще очевиднее. Кстати, лексика усиливает этот эффект, как и перекрестная рифма.
Особый синтаксис воплощает еще одну идею поэта – то, что конец строки и конец предложения не совпадают, показывает, что человек одновременно открыт миру и замкнут на самом себе.
Анализ стихотворений
Бунин «Бледнеет ночь..» 1888 год 2. Направление и характеристика: Символизм — Направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг. ; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. 3. Тема\идея: в этом стихотворении поэт передает картину ухода ночи и приближение утра,Поэт пишет, что ещё такое раннее утро, что «Ещё усадьба спит, в саду ещё темно», тополь стоит в туманной дымке рассвета, а воздух «Ароматом весны напоённый», заполняет всё вокруг. «Прошел короткий сон… Неслышно выхожу из двери на балкон» поэта вдохновляет картина, увиденная с балкона, картина «светлого восхода». Заканчивается стихотворение встречей поэта рассвета и нового весеннего ясного утра.4. Характер лирического героя: 5. Образы: Помимо самого поэта и природы, стихотворение не имеет других образов. 6. Художественные средства выразительности: В стихотворении много красочных литературных терминов: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворение: бледнеет ночь — олицетворение ; пелена туманов — метафора, сравнение; лес звучнее – эпитет, олицетворение; безжизненней луна — метафора иолицетворение; серебро росы -эпитет, сравнение; усадьба спит — олицетворение; недвижим тополь матово-зелёный –эпитет; слышен воздух — олицетворение; воздух напоённый — олицетворение, эпитет; весенний аромат — эпитет; светлого восхода — эпитет. 7. Ритм и рифма: Размер. Пятистопный ямб. Стопа двухсложная, с ударением на второй слог. Рифмовка перекрестная (АВАВ) во всех 3 строфах. Рифма. Пелена -белее — луна – холоднее; Темно-зеленый – окно – напоенный; Сон – нарушая – окно – ожидаю. 8. Мнение о стихотворении: Мне понравилось стихотворение тем, что поэт передает это ощущение ожидания нового дня. Это то время, когда ты черпаешь вдохновение из этой прекрасной тишины. Брюсов «В прошлом» 2. Направление и характеристика: символизм 3. Тема\идея: Особа, которая «обнаженной забыла позор»,в тот самый момент не нуждалась в сочувствии и прощении. Девушка знала, чего ради жертвует жизнью, и готова была принять муки. Ради этого всепоглощающего чувства, любви, девушка смогла пройти через множество унижений публичной казни, перед которой ей «клеймо наложили на лоб», а затем стали «бичами это детское тело терзать». Данная юная особа, которая «не ведала слов отреченья» и шла на казнь радилюбви. Перед тем, как быть сожженной, девушка попыталась сказать лишь одно слово «люблю», которым не только подписала себе смертный приговор, но и доказала, что не отказывается от собственных убеждений и чувств. Ведь она и не чувствовала своей вины, хотя и знала, в чем её обвиняют. Однако между строк можно прочесть вопрос автора о том, что способны ли наши, современные девушки на такие публичныеунижения смертельной казни ради своих, столь возвышенных чувств, или же подобные самопожертвования остались в далеком прошлом, став красивыми легендами для детей. 4. Характер лирического героя: лирическим героем является девушка, которую осудили за её всепоглощающие чувства любви. Эта девушка смела, сильна и просто до последнего боролась за свои чувства. На такое самопожертвование пошла бы далеконе каждая, но эта девушка доказала всю искренность этих чувств и показала насколько они для нее важны. 5. Образы: помимо девушки или поэта, я подумала о народе. Неужели люди, которые присутствовали на этой публичной казни были согласны с таким приговором? Ведь это просто несправедливо. 7.Ритм и рифма: Размер. Трехстопный анапест. Стопа трёхсложная, с ударением на третьем слоге. Рифмовкаперекрестная (АВАВ) во всех 3 строфах. Рифма. Отреченье – взор – мученье – позор; Печали – столбу – увенчали – лбу; Бичами – терзать – палачами – сказать. 8. Мнение о стихотворении: Как я узнала позднее, это стихотворение было посвящено таинственной незнакомке, хотя многие исследователи творчества Брюсова убеждены, что это – собирательный образ, навеянный легендами и преданиями о зверствах.
Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.
Источник