Блок творчество ночь улица фонарь аптека
Блок творчество ночь улица фонарь аптека

Блок творчество ночь улица фонарь аптека

"Ночь, улица, фонарь, аптека" Блока: анализ произведения

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» является признанным достоянием всемирной поэзии. Это произведение является переломным во всем творчестве Блока. Ведь оно знаменует собой переход автора от символизма к реализму.

Философия произведения

Начать анализ «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока можно с того, что произведение это невелико по объему, в нем перечислены самые обыденные предметы реальности. Однако в стихотворении заключено глубокое философское содержание. Поэт размышляет над тем, есть ли этот смысл в человеческой жизни, и его рассуждения приводят к неутешительным выводам. В мире отсутствует какая-либо высшая цель.

Тема стихотворения Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» — безысходность человеческого бытия. Лирический герой обречен жить в узких рамках. И проведя отведенный ему отрезок времени в предназначенном месте, надеется получить лучшую долю в следующем воплощении. Однако надежда эта разбивается в прах. Новая жизнь точно такая же – она ограничена и однообразна. Поэт подчеркивает, что нет выхода из замкнутого круга.

Переоценка ценностей

За плечами поэта уже был глубокий жизненный опыт к тому моменту, когда он создал произведение «Ночь, улица, фонарь, аптека». Дата написания Блоком этого стихотворения– октябрь 1912 года. Однако взросление лирического героя имеет скорее философские черты, нежели социальные. В 1912 году в одной из дневниковых записей поэта он отрекается от символизма. Блок стал считать его слишком абстрактным и оторванным от реальной жизни. Произведение «Ночь, улица, фонарь, аптека» отражает тот момент, когда поэт соприкоснулся с реальным бытием.

Блок стал понимать всю эфемерность своего прежнего творчества. Никто не может скрыться от реальной жизни в своих фантазиях. Поэту пришлось признать это после того, как погиб его отец и сын. Произведение «Ночь, улица, фонарь, аптека», анализ которого рассматривается в данной статье, поразило современников поэта мрачностью своего настроения. Поэт был убежден в том, что смысл человеческого существования заключается в тревоге и беспокойстве. И этот взгляд – самый пессимистичный во всем его творческом наследии. Литературоведы любят называть его «безысходным совершенством».

Какая аптека упоминается Блоком?

Литературоведы и биографы, интересующиеся стихотворением Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека», любят спорить о том, какая же аптека упоминалась в этих строках. Исследователи сходятся на том, что, скорее всего, источником вдохновения послужила заведение, находящееся на пересечении Крюкова канала и Офицерской улицы. Интересен факт, что как-то раз на юмористическое замечание друга: «Около моего дома есть аптека», Блок ответил: «У каждого дома есть аптека».

Первая строфа

Анализ «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока демонстрирует, что произведение начинается с перечислений предметов реального мира – это пейзаж, который Блок создал без использования каких-либо эпитетов. Краски появляются в воображении читателя сами собой. Произведение написано четырехстопным ямбом, что также направлено на ограничение перспективы. Читатель словно упирается глазами в стену.

Первая строфа дает представление о месте действия и времени стихотворения. Блок словно специально подчеркивает характер освещения. В этой строфе нет глаголов. Таким образом, поэт лишает картину какой-либо динамики, он делает ее полностью статичной.

Анализ «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока: особенности второй строфы

Во второй строке можно найти эпитеты «бессмысленный» и «тусклый». С их помощью Блок обозначил только одну субстанцию – свет. В произведении свет не имеет жизнеутверждающей силы. Метафорически Блок приравнивает человеческую жизнь к неизменной картине унылой ночной улицы. И это пространство, в котором нет ни времени, ни движения, существует не только сейчас. Блок убежден, что происходить это будет снова и снова: «И повторится все, как встарь».

В стихотворении Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» с помощью неподвижных образов создается картина безысходности. Помимо существительных в произведении используются прилагательные, которые несут в себе отрицательные коннотации («бессмысленный», «тусклый», «ледяная»).

Символизм в произведении

Конечно, поэт не мог в одночасье поменять направление своего творчества. Те образы, которые он перечисляет в своем произведении, также символизируют мрачность окружающей его реальности. Анализ «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока показывает, что в них нет конкретного значения, эти предметы взяты наугад. И отсутствие этой ценности делает произведение еще более пессимистическим.

Выбор поэта неслучайно пал на городской пейзаж. В начале прошлого столетия не только в России, но и в искусстве других стран стала появляться идея обреченности человеческого существования. В некоторой степени эта идея основывалась на том положении, что технический прогресс оказывает на человека пагубное влияние. Больше всего изменения были заметны в больших городах, которые тогда считались сосредоточением неких темных сил.

Источник

Блок творчество ночь улица фонарь аптека

Стихотворение, о котором пойдет речь, несомненно, самое известное произведение в творчестве великого поэта серебряного века Александра Александровича Блока. В этой статье анализируется стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека». О чем хотел сказать Блок в своем маленьком, но очень популярном, а для многих — непонятном и загадочном творении?

Ночь, улица, фонарь, аптека

Анализировать стихотворение Блока невозможно без прочтения самого произведения. Несмотря на то что многие знают эти восемь знаменитых строк наизусть, ниже приведен оригинал стихов.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

История создания

Историческое анализирование стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» показывает, что произведение было создано в 1912 году. Поэт написал его 10 октября, в петербургской квартире дома номер 57 на улице Декабристов (в то время — Офицерская улица). В настоящее время эта квартира стала музеем Блока.

Читайте также:  Ночью стягивает все тело

Первым, кому Блок показал свои мрачные строки, стал его друг, также поэт — Василий Гиппиус. Василий Васильевич вспоминал в своих мемуарах, что был поражен унынием, царящим меж этих строк, и единственное, что он смог сказать — это заметить, что и у его дома есть аптека. На это Блок без тени улыбки ответил: «У всех домов есть аптека».

Изначально предполагалось, что прообразом аптеки стала фармацевтическая лавка Винникова, расположенная как раз на Офицерской улице, рядом с домом Блока. Но оттуда не видно канала, который упомянут в стихах. А вот от аптеки, расположенной напротив Мариинского театра, канал видно, и поэт любил совершать в этом районе ночные прогулки.

Безысходность стихов навеяна поэту временем: грядущие перемены, буквально витающие в воздухе, вселяли в тонкие, чувствительные натуры ощущение потери, одиночества и однообразия. Те, кто не принадлежал к революционному движению, либо боялись перемен, либо не верили в них. Блок относился к последним, не просто не веря, а именно считая, что даже самые глобальные перемены никак не затронут естественного хода вещей:

Живи еще хоть четверть века — все будет так. Исхода нет.

Мрачное стихотворение о ночных улице, фонаре и аптеке анализировать помогает личная жизнь Блока: тремя годами ранее, в 1909 году, скончались маленький сын и отец Александра Александровича. Возможно, недавняя утрата также повлияла на поэта, решившего отойти от символизма, оторванного от жестокой реальности.

Анализ

«Ночь, улица, фонарь, аптека» — стихотворение, удивляющее соотношением емкости и силы, относится к лирическому жанру и философской тематике «страшного мира», очень распространенной на рубеже 19 и 20 веков. Чтобы подчеркнуть безысходность, Александр Блок использует цикличность — стихи начинаются и заканчиваются одними и теми же словами. Так же присутствует усиление смысловой нагрузки, подчеркивающей упадническое настроение: «бессмысленный свет», «исхода нет», «умрешь». Слово «аптека» так же намекает на смертельный исход: не зря именно в цикле «Пляски смерти» представлено творение Блока о ночных улице, фонаре и аптеке. Анализируя стихотворения из этого поэтического сборника, видно, что все они связаны темой меланхолии и смерти. Вероятнее всего, лирический герой, убитый отчаянием и уставший каждую ночь видеть одно и то же — пустынную улицу, фонарь и здание аптеки — бродит вдоль канала, размышляя о самоубийстве. Однако приходит к выводу, что единичная смерть ничего не изменит:

Следует упомянуть, хотя бы кратко, анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» с морфологической точки зрения. Произведение написано в форме четырехстопного ямба, с использованием перекрестной рифмы, чаще всего встречающейся в творчестве поэта.

Философия и влияние

Анализируя стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека», можно сказать, что это произведение и на сегодняшний день является актуальным. Во все времена люди размышляли на тему жизни и смерти, об этом написано множество философских трудов. Гениальность этих стихов Блока в том, что он всего в восьми строфах сумел емко выразить размышления каждого человека, который сталкивается с меланхолией или чувствует себя на пороге смерти, видя вокруг себя однотипную мрачную картину, как в стихотворении: ночь, аптеки, улицы и фонари. Анализ произведения не открывает, к какому ответу пришел сам Блок. Скорее всего, ценность произведения в том, что оно помогает сформулировать вопрос. А ответ, помогающий осознать, как же все будет, и что именно должно повторяться «как встарь», каждому необходимо найти самостоятельно.

Современники Блока, анализируя стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека», называли его самым гениальным из всех, написанных в первом десятилетии 20-го века.

Источник



Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» (А. Блок)

Таинственное дикое пламя питало душу этого поэта. Разрастаясь, оно вело его по жизненному и творческому пути. В момент, когда этот жар спал, Блока настигла смерть. Его уход из жизни ознаменовал собой окончательное завершение последней свободной литературной поры – серебряного века. Кто знает, быть может, в этом совпадении дат и одновременной кончине поэта и эпохи есть некая мистическая доля. Сам Александр Блок, уже пребывая в почтенном возрасте, размышлял о своём творчестве и говорил, что природа всего того, что он создал, – исключительно демоническая. Всё берёт начало в достаточно непростых взаимоотношениях с родным отцом, который так и не смог всерьёз принять ни одно стихотворение сына. Но Многомудрый Литрекон не так близорук и предлагает Вам разбор одного из самых известных произведений Блока – «Ночь, улица, фонарь, аптека».

История создания

Блока всегда выдавали неестественно светящиеся глаза, живой отклик его неспокойной души, – они были переполнены тоской и печалью. Так было всегда: и когда он, совсем ещё юный безбородый юнец, впервые вошёл в знаменитый петербургский литературный салон, и когда он, покорив всю писательскую интеллигенцию своим талантом и артистизмом, стал одним из божеств пера начала XX века. Это осталось неизменным и в последние мучительные годы жизни, когда Александр Блок, снедаемый изнутри неподдающимися в то время лечению болезнями, стал опальным поэтом.

Читайте также:  Двухтарифный счетчик как работает как установить снять показания видео

Пропитанное чувством безысходности, стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» было написано в 1912 году, за два года до наступления Первой мировой войны и за пять лет до совершения Октябрьской революции в России. Оно предсказывает глубочайшее уныние, которое охватит людей всего мира после этих глобальных исторических событий. Только вот тогда поэт был уверен, что они, напротив, смогут побороть рутину опостылевшей жизни и изменить мир к лучшему.

Считается, что поэтами становятся исключительно те люди, которые переживают глубокую личную трагедию. Традиционно поэзию связывают с любовью, многогранной и неизведанной. Александр Блок тоже любил женщин, но не был тем, кто посвящает им всё своё творчество. Женщина для него – это вспомогательный инструмент для познания границ собственных желаний. Она вполне может помочь разобраться в некоторых уголках своей души, но поклоняться ей он не считал нужным. Поистине поэт сходил с ума и был страстно влюблён не в свою таинственную незнакомку, блуждающую по стихотворным строкам, – его сердце покорила революция.

Личная трагедия Блока – предательство революционной силы, которая должна была полностью изменить мир, предательство всех его мечтаний. Вначале он с необъяснимым воодушевлением восклицал, что «война – это, прежде всего, весело!», немного позже, когда на губах появился раздражающий кровяной привкус, а в лёгких осел пепельный дым, смешавшийся с запахом разлагающегося человеческого тела, восхищение стало понемногу угасать. Перед Октябрьской революцией в мыслях Александра Блока впервые проносится: «Запах войны есть хамство». Многие современники в своих воспоминаниях писали, что у этого поэта был настоящий ужасающий дар предсказывать грядущие катастрофы, и он этому всегда безусловно был рад.

Жанр, направление, размер

«Ночь, улица, фонарь, аптека» – это в каком-то смысле пророческие строки философской лирики, в которых читается размышление о смысле бытия.

Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб.

Направление творчества Блока – символизм (модернистское течение, в основе которого были такие признаки, как мистическая и философская тематика, образы-символы с переносным значением, возвышенность и оторванность поэзии от реальной жизни).

Композиция

Его главная особенность – зеркальная композиция, всё начинается с «ночь, улица, фонарь, аптека» и заканчивается почти таким же повторением строки – «ночь, аптека, улица, фонарь».

Этот приём можно назвать самым главным, поскольку благодаря нему создаётся то самое впечатление цикличной безысходности, которая присутствует в судьбе каждого из живущих людей.

Образы и символы

  1. Лирический герой замер у окна своей комнаты и пристально всматривается в поглощённую ночным полумраком улицу. Он размышляет о том, что в жизни ничего нельзя изменить. То, что предопределено, в любом случае произойдёт. Это уставший и разочарованный мыслитель, чья участь тоже предрешена.
  2. Центральный образ – аптека. Однажды, когда Александр Блок дал одному из своих друзей прочесть это стихотворение, тот с улыбкой отметил: «Знаешь, а ведь напротив моего дома тоже есть аптека». В ответ на это Блок с очень серьёзным и сосредоточенным выражением лица произнёс: «Рядом с каждым домом есть аптека». Известно, что в те времена некоторые аптеки считались местом спасения самоубийц. Выходит, что даже в ответе поэта есть подтекст – рядом с каждым домом ежедневно происходят человеческие трагедии: одни желают спастись в аптеках, продлив пустые годы своего существования, других, окончательно отчаявшихся и пытающихся навсегда покончить с опостылевшей рутиной, насильно приводят в те же стены и возвращают к жизни. В этом есть ирония – жизнь и смерть играют между собой, попеременно завлекая своими голосами неразумных людей.
  3. Свет фонаря – символ того самого света в конце туннеля, символ смысла жизни. Но у поэта он бессмысленный и тусклый – то есть человек специально зажигает для себя искусственный свет, чтобы разрезать тьму и обманывать себя, что есть смысл преодолевать ее на пути к тому самому лживому огоньку.
  4. Ночь – это образ-символ, который обозначает непролазную тьму самой жизни, где человек слеп и беспомощен: он не знает, откуда он, кто его создал, что находится вокруг него и т.д. Вся жизнь – ночь, холодная и бесприютная.

Темы, настроение и проблемы

Настроение стихотворения мрачное и «упадническое». Оно заставляет задумать о цикличности и рутине бытия, о мелочности и прозе жизни, где нет места настоящему свету и смыслу.

  • Основная тема – судьба. Все человеческие попытки побороть свою судьбу тщетны и глупы. Каждому отмерян свой срок и определено качество этого срока.
  • Однообразие и бессмысленность жизни – основная проблема стихотворения. Человеку суждено преодолевать одни и те же проблемы и лишения, а вокруг ничего не изменится, кто бы ни смотрел на ночь и аптеку.
  • Смерть в тексте не противостоит жизни, а является тем же скучным продолжением бытия, которое ничего не меняет.

Основная идея

Всем окружающим Александр Александрович Блок любил напоминать, что не стоит излишне переоценивать человеческую жизнь, воспринимая её как нечто особенное и приписывая ей возвышенный смысл. В ней ничего подобного нет, обыденность будней лишена всякой возвышенности. Место сказок – на страницах книг, в реальности господствует только скучная и угнетающая проза.

Читайте также:  Поделитесь пожалуйста песнями на военную тематику в исполнении Елены Ваенги quot Т мная ночь quot quot З

Имея за собой различные причины, все людские волнения исходят из четырёх конкретных чувств – болезни, тревоги, катастрофы и разрыва. Эта своего рода философия не была просто красивыми и замысловатыми поэтическими оборотами, в этих фразах состояла главная мысль его стихотворения.

Средства выразительности

Стихотворение, хоть и наводит на глубокие размышления, само по себе совсем небольшое. Написанное четырёхстопным ямбом, оно окрашено лишь несколькими художественно-выразительными средствами:

Источник

Анализ стихотворения "Ночь, улица, фонарь, аптека" Александра Блока

Стихотворение, о котором пойдет речь, несомненно, самое известное произведение в творчестве великого поэта серебряного века Александра Александровича Блока. В этой статье анализируется стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека». О чем хотел сказать Блок в своем маленьком, но очень популярном, а для многих — непонятном и загадочном творении?

Ночь, улица, фонарь, аптека

Анализировать стихотворение Блока невозможно без прочтения самого произведения. Несмотря на то что многие знают эти восемь знаменитых строк наизусть, ниже приведен оригинал стихов.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

История создания

Историческое анализирование стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» показывает, что произведение было создано в 1912 году. Поэт написал его 10 октября, в петербургской квартире дома номер 57 на улице Декабристов (в то время — Офицерская улица). В настоящее время эта квартира стала музеем Блока.

Первым, кому Блок показал свои мрачные строки, стал его друг, также поэт — Василий Гиппиус. Василий Васильевич вспоминал в своих мемуарах, что был поражен унынием, царящим меж этих строк, и единственное, что он смог сказать — это заметить, что и у его дома есть аптека. На это Блок без тени улыбки ответил: «У всех домов есть аптека».

Изначально предполагалось, что прообразом аптеки стала фармацевтическая лавка Винникова, расположенная как раз на Офицерской улице, рядом с домом Блока. Но оттуда не видно канала, который упомянут в стихах. А вот от аптеки, расположенной напротив Мариинского театра, канал видно, и поэт любил совершать в этом районе ночные прогулки.

Безысходность стихов навеяна поэту временем: грядущие перемены, буквально витающие в воздухе, вселяли в тонкие, чувствительные натуры ощущение потери, одиночества и однообразия. Те, кто не принадлежал к революционному движению, либо боялись перемен, либо не верили в них. Блок относился к последним, не просто не веря, а именно считая, что даже самые глобальные перемены никак не затронут естественного хода вещей:

Живи еще хоть четверть века — все будет так. Исхода нет.

Мрачное стихотворение о ночных улице, фонаре и аптеке анализировать помогает личная жизнь Блока: тремя годами ранее, в 1909 году, скончались маленький сын и отец Александра Александровича. Возможно, недавняя утрата также повлияла на поэта, решившего отойти от символизма, оторванного от жестокой реальности.

Анализ

«Ночь, улица, фонарь, аптека» — стихотворение, удивляющее соотношением емкости и силы, относится к лирическому жанру и философской тематике «страшного мира», очень распространенной на рубеже 19 и 20 веков. Чтобы подчеркнуть безысходность, Александр Блок использует цикличность — стихи начинаются и заканчиваются одними и теми же словами. Так же присутствует усиление смысловой нагрузки, подчеркивающей упадническое настроение: «бессмысленный свет», «исхода нет», «умрешь». Слово «аптека» так же намекает на смертельный исход: не зря именно в цикле «Пляски смерти» представлено творение Блока о ночных улице, фонаре и аптеке. Анализируя стихотворения из этого поэтического сборника, видно, что все они связаны темой меланхолии и смерти. Вероятнее всего, лирический герой, убитый отчаянием и уставший каждую ночь видеть одно и то же — пустынную улицу, фонарь и здание аптеки — бродит вдоль канала, размышляя о самоубийстве. Однако приходит к выводу, что единичная смерть ничего не изменит:

Следует упомянуть, хотя бы кратко, анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» с морфологической точки зрения. Произведение написано в форме четырехстопного ямба, с использованием перекрестной рифмы, чаще всего встречающейся в творчестве поэта.

Философия и влияние

Анализируя стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека», можно сказать, что это произведение и на сегодняшний день является актуальным. Во все времена люди размышляли на тему жизни и смерти, об этом написано множество философских трудов. Гениальность этих стихов Блока в том, что он всего в восьми строфах сумел емко выразить размышления каждого человека, который сталкивается с меланхолией или чувствует себя на пороге смерти, видя вокруг себя однотипную мрачную картину, как в стихотворении: ночь, аптеки, улицы и фонари. Анализ произведения не открывает, к какому ответу пришел сам Блок. Скорее всего, ценность произведения в том, что оно помогает сформулировать вопрос. А ответ, помогающий осознать, как же все будет, и что именно должно повторяться «как встарь», каждому необходимо найти самостоятельно.

Современники Блока, анализируя стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека», называли его самым гениальным из всех, написанных в первом десятилетии 20-го века.

Источник