Беседа размышление с учащимися 1 4 классов laquo Мы за режим дня raquo
Беседа размышление с учащимися 1 4 классов laquo Мы за режим дня raquo

Беседа размышление с учащимися 1 4 классов laquo Мы за режим дня raquo

Как составить режим дня и расписание для школьника

Если понятие школьного расписания, то есть графика обучения, всем понятно, то с понятием режима бывает путаница.

Режим дня — это почасовой распорядок дня, в который в том числе входит расписание уроков.

Зачем ребёнку режим

  • Дисциплина. Без режима ребёнок будет беситься от безделья либо залипать в гаджеты.
  • Экономия нервов родителей. Без режима вы потратите больше энергии на попытку толково организовать день, чем могли бы.
  • Эффективность обучения. Без режима ребёнок будет получать отрывистые знания.

Чтобы такого не происходило, в семье устанавливается чёткий и правильный режим дня школьника. Вот некоторые рекомендации для этого.

Как составить режим дня школьника

Шаг 1. Возьмите лист бумаги или воспользуйтесь приложением

Кому-то удобней планировать в бумажном формате, кому-то — в электронном. На листе бумаги достаточно расчертить текущую неделю. Подойдёт и обычный школьный дневник. Если вам удобнее работать со школьным расписанием в электронном виде, можно использовать специальные приложения.

Шаг 2. Установите время отходу ко сну и пробуждения

Выработайте одинаковое время — так организму будет комфортней и привычней.

Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, ученики начальной школы должны спать не меньше 10–10,5 часов, а первоклассникам рекомендовано ещё 2 часа дневного отдыха. Такие же нормы сохраняются и для учащихся 5–7 классов. В 8–9 классе норма сна — 9–9,5 часов. Старшеклассники, выпускники и взрослые могут спать по 8–9 часов.

Шаг 3. Впишите все уроки на неделю

Затем начните планировать время бодрствования — посчитайте, сколько часов в день ребёнок должен проводить за занятиями. Посмотрите, нет ли дней, когда уроки идут больше трёх или четырёх часов подряд. Если есть — распределите учебную нагрузку равномерно. Учтите, что нужно время на домашку и, возможно, совместное обсуждение текущих уроков. Так вы поймёте, сколько времени уходит на учёбу.

Шаг 4. Впишите секции или хобби

Здесь главное — не перегрузить ребёнка дополнительными занятиями. Если каждый день заниматься школьными заданиями, делать домашку, да ещё и ходить на секцию — нагрузка окажется чрезмерной.

Советуйтесь с ребёнком по поводу того, куда и как часто он хочет ходить. Если видите, что он слишком устаёт — снижайте нагрузку и корректируйте режим.

Шаг 5. Добавьте время для отдыха

Если вы разрешаете ребёнку пользоваться гаджетами, выделяйте на это специальное время. У детей должно быть свободное время на игры и простое «ничегонеделание».

Обязательно включите в режим дня прогулки — детям необходима физическая активность и свежий воздух.

Особенности режима дня в начальной школе

Начните с выработки режима сна. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, ученики начальной школы должны спать не меньше 10–10,5 часов. Кроме того, в распорядок дня школьника первого класса рекомендуется добавить два дополнительных часа дневного отдыха.

Вот как можно выстроить распорядок дня для ученика обычной начальной школы.

На семейном образовании всё по-другому — можно вставать позже и высыпаться, больше времени отдыхать и уделять время хобби. Посмотрите, как отличается режим ученика онлайн-школы.

На семейном обучении легче высыпаться, отдыхать и заниматься увлечениями, потому что учебная нагрузка ниже.

Так, учебная нагрузка в начальной онлайн-школе «Фоксфорда» в 1 и 2 классе — 9 и 10 часов в неделю соответственно, а в 3 и 4 классах — 12 и 13 часов в неделю с уроками по 45 минут. Это значительно ниже по сравнению с традиционной массовой школой.

Особенности режима в средней и старшей школе

Чем старше ребёнок становится, тем больше ответственности за соблюдение режима возлагается на него самого.

Старшекласснику следует рассказать о приёмах тайм-менеджмента. Управление временем — неотъемлемая составляющая подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Старайтесь не навязывать требования, а по-дружески обсуждать, какого расписания лучше придерживаться, чтобы всё получилось.

Обязательно проговорите «санкции» за нарушение режима. Например, если он не ложится в условные 22:30, то делает дополнительную работу по дому в свой выходной. Можно даже сделать красочную памятку и повесить на холодильник — так подростка легче контролировать.

Вот примерный план того, как можно организовать день ученика обычной средней школы.

А если учишься в онлайн-школе, можно подольше поспать, сэкономить время на дороге в школу и обратно и успеть отдохнуть между занятиями.

Особенности режима ребёнка-спортсмена

Для детей, которые профессионально занимаются спортом, тренировки и соревнования первостепенны, поэтому занятия, как правило, распределяются между ними. Обязательно в режим нужно заложить время на обед и дорогу до спорткомплекса и обратно. Лучше всего, если учебное расписание позволяет совмещать спорт и учёбу. Так, в нашей домашней школе занятия можно просматривать в записи в любое удобное время.

При организации режима дня школьника, который увлечён спортом, — убедитесь, что ребёнок достаточно отдыхает. Физическое и умственное переутомление чревато травмами и выгоранием.

Особенности режима творческого ребёнка

Подойдите к процессу составления расписания творчески — пусть ребёнок сам нарисует свой график на бумаге или в графическом редакторе. Непосредственное участие мотивирует школьника соблюдать договорённости впоследствии.

Если увлечение ребёнка, как у спортсменов, подразумевает поездки и регулярные репетиции, не забудьте вписывать в расписание время на отдых между гастролями. Если же хобби связано с живописью или прикладным искусством, и ребёнку приходится подолгу сидеть, обязательно включите в режим дня школьника физическую активность.

<<Форма с консультацией>>

Как отслеживать режим дня школьника

Если вам нравится писать от руки, нарисуйте получившийся распорядок дня на бумаге либо заполните готовый шаблон. Мы сделали для вас красивую заготовку.

Бумажное расписание удобно тем, что находится всегда перед глазами школьника. А чтобы отслеживать прогресс ребёнка, можно использовать стикеры. Например, ребёнок сходил в понедельник в бассейн — клеит наклейку. Ребёнок сделал проектную работу по английскому — клеит другую наклейку. За неделю или месяц должно накопиться определённое количество наклеек по всем намеченным задачам. И вы наглядно оцените результаты работы в конце недели или месяца.

Приложения для составления распорядка дня

Если же вы предпочитаете цифровые решения, воспользуйтесь одним из многочисленных электронных планировщиков. Преимущество приложений в том, что их можно синхронизировать на разных устройствах и использовать совместно.

Мы уже писали о 10 лучших приложениях для составления школьного расписания. Программы ниже можно использовать для планирования всего дня, недели и даже месяца ребёнка.

  • «Google Календарь» — самый простой способ. Синхронизируется с почтой Gmail и присылает напоминания о делах.
  • Microsoft To-Do — планировщик с напоминаниями и заметками. Интегрируется с Outlook.
  • TickTick — приложение, которое включает в себя таймер Pomodoro.
  • Trello — сервис, где задачи делятся на карточки и колонки. Можно использовать для всей семьи — так делает ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Платон Бирюков.
  • ToDo — планировщик, где задачи можно сортировать и выполнять по ним поиск. Интегрируется с iCloud и Dropbox.
  • Planner Plus — особенно подойдёт тем, у кого есть Apple Watch. Список дел можно смотреть прямо на экране часов.

Нужно ли соблюдать режим дня на каникулах

Отдельной рекомендации заслуживает распорядок дня школьника на каникулах. С одной стороны, это время отдыха, и можно немного расслабиться. С другой стороны, нарушить режим дня школьника летом легко, а восстанавливать осенью трудно.

Читайте также:  Классный час этот день победы

Так что лучше продолжать ложиться и вставать в одно и то же время (с поправкой на увеличение светового дня). И не забрасывайте учёбу — летом можно смотреть отдельные курсы и документальные фильмы.

Резюме

При составлении расписания дня ученика учитывайте индивидуальные особенности ребёнка — возраст, форму обучения и его интересы. Вести график на бумаге или в приложении — решать вам. Главное — не быть чересчур педантичными. Помните: режим дня должен помогать школьнику, а не угнетать его.

Источник



Классный час о режиме дня для учащихся начальной школы

Беседа-размышление с учащимися 1-4 классов «Мы — за режим дня!»

Цели и задачи

— убедить учащихся в необходимости соблюдения распорядка дня;

— учить составлять режим дня;

— ознакомить с правилами распределения времени на работу и отдых.

Оборудование, реквизит

2—3 парты, стулья для сценки, колокольчик для имитации звонка, таблица «Режим дня», карточки с режимными моментами — «подъем», «зарядка», «водные процедуры», «завтрак», «дорога в школу», «занятия в школе», «дорога из школы», «обед».

Ход классного часа

Постановка проблемного вопроса

Учитель. Как вы считаете, ребята, стоит ли следовать режиму дня? Может, без режима жить намного интересней? Спи, сколько хочешь, играй, сколько хочешь, телевизор можно смотреть, пока самому не надоест. Вы согласны? (Отклик детей.)

Сценка «О значении режима»

Ученики — Леша, Леня, Андрей, их одноклассники.

Звенит звонок на урок. Дети стоят возле парт. Входит учитель.

Учитель. Здравствуйте. Садитесь. Сегодня на уроке мы поговорим о значении режима. Режим — это четкий распорядок дня. Правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье. Ребята, вы все выполняете режимные моменты?

Леша. А я даже перевыполняю!

Учитель. Ну-ка, ну-ка, расскажи.

Леша. Ну, вот, например, по режиму принимать пищу надо четыре раза в день, а я принимаю восемь. Или: гулять на свежем воздухе полагается три часа, а я гуляю шесть.

Учитель. Ты у нас, Леша, большой шутник. Надеюсь, это твоя очередная шутка. Иначе при таком раскладе из тебя может вырасти большой лентяй.

Леша. Я пошутил, Елена Андреевна!

Андрей громко зевает, извиняется.

Учитель. Утренняя зарядка, умывание, растирание мокрым полотенцем помогают отойти ото сна, взбодриться. Кто привык к режиму, тот даже просыпается без будильника и никогда не опаздывает в школу. Опаздывает тот, кто не ложится спать в одно и то же время. (Андрей зевает, извиняется.) Если запыхавшийся ученик влетает в класс после звонка.

Раздается грохот за дверью, в класс врывается Леня.

Леня. Извините, я опоздал.

Учитель. Это мы видим. Объясни нам, Леня, почему ты все время опаздываешь? Вот, например, только на этой неделе ты опоздал во вторник, в четверг и сегодня.

Во вторник подвела постель —

Не смог я вовремя проснуться.

Позавчера забыл портфель,

В нем был банан —

В своих ошибках разобрался,

Сегодня в срок придти хотел,

Но слишком сильно разогнался

И мимо школы пролетел.

Учитель. Садись, горе ты наше. Советую тебе поработать над своим режимом дня.

Андрей громко зевает, извиняется.

Учитель. Продолжим урок. Сейчас я познакомлю вас с аутотренингом. Он необходим для того, чтобы отдохнуть, переключиться с одной мысли на другую, расслабиться. Сядьте поудобней, закройте глаза, постарайтесь представить себе то, о чем я говорю.

«Утро. Я открываю глаза, потягиваюсь. Ласковые лучи весеннего солнца пробиваются в мою комнату. Я встаю, подхожу к окну, раздвигаю шторы. Сказочная картина предстает передо мной: голубеет чистое небо, нежная молодая зелень радует взгляд. Чувствую, как весеннее тепло разливается по всему телу. На душе спокойно и радостно, спокойно и радостно. Весна, весна вливается в мое тело». Откройте глаза.

Андрей (не просыпается, храпит, кричит во сне). Не надо, пожалуйста, не надо! Не бей меня больше! Я сдаюсь!

Его толкает сосед по парте, он просыпается.

Андрей (приходя в себя). Вчера спать лег в три часа ночи. По телеку бокс показывали — поединок между Валуевым и Кличко.

Учитель. Вот вам наглядный пример несоблюдения режима дня. (Звонок.) Может быть, звонок тебя разбудит окончательно. Отдыхайте.

Выступление медработника. «Зачем жить по расписанию?»

Учитель. Сегодня к нам на классный час мы пригласили медработника школы Татьяну Витальевну и попросили ее рассказать о том, зачем нужно жить по расписанию, то есть соблюдать режим дня.

Медработник. У человеческого организма есть две особенности: ему полезна работа и он умеет прекрасно приспосабливаться к разным условиям.

Но есть еще третья особенность, о ней нельзя забывать. Наш организм очень любит соблюдать свое внутреннее расписание и страдает от нарушений этого порядка.

Вот, скажем, вы увлеклись настольной игрой и совсем забыли о том, что в два часа обед. И вдруг что-то начинает посасывать в желудке. Дальше — больше, во рту появилась слюна. Наконец вы понимаете, что голодны, смотрите на часы.

Так и есть! Уже два часа. Однако как же узнал об этом организм?

На часы он, конечно, не смотрел. Но его железы привыкли выделять пищеварительный сок именно в это время. А их работа создает ощущение голода.

Или вечером вы зачитались интересной книгой. И вдруг глаза начинают слипаться. Вы зеваете раз, другой, третий. В чем дело? Смотрите на часы. Их стрелка подошла к тому часу, когда вы обычно ложитесь спать. Организм опять напомнил об этом. Если мешать своему организму соблюдать привычное для него расписание, он взбунтуется. Садишься обедать, а аппетита нет. Ложишься спать, а заснуть никак не можешь. Пора вставать, а глаза не раскрываются. Если же всегда придерживаться разумного распорядка — спать и есть, гулять и работать вовремя, организму будет легко работать, и вы будете чувствовать себя здоровыми и бодрыми.

Слово учителя. «Основные правила составления режима дня»

Учитель. Чтобы режим дня помогал человеку в жизни, нужно его правильно составить. Необходимо учитывать, что в течение суток мы не всегда одинаково бодро себя чувствуем. Так, например, отмечаются два пика активности нашего организма.

С 8 до 13 и с 16 до 19 часов. (Запись на доске.)

Как вы думаете, чем полезнее всего заняться в эти временные промежутки? (Заниматься в школе или выполнять домашнее задание). Остальное время следует распределить для физической работы и отдыха, но так, чтобы они чередовались.

В сутках, как вы знаете, 24 часа. Они должны быть распределены так.

7—8 ч — работа, 9—10 ч — сон, 6—7 ч — активный отдых. (Запись на доске.)

Объясните, что вы понимаете под словами «работа», «активный отдых»? (Ответы детей.)

Составление режима дня для ученика начальных классов

Учитель. Попробуем составить приблизительный режим для вас, учеников начальной школы, на первую половину дня. Скорректировать, то есть подправить его, а также выполнить подобную работу над распорядком второй половины дня дома для каждого индивидуально помогут вам родители.

Источник

Классный час во 2 классе на тему: "Режим дня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные: у учащихся сформированы знания о необходимости соблюдения режима дня, умения составлять режим дня, умения правильно распределять время на работу и отдых, ценить время.

Читайте также:  С днем свадьбы дружище

Личностные: учащиеся проявляют положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, демонстрируют положительное отношение к соблюдению режима дня, проявляет интерес к новому и ранее изученному материалу, дают адекватную самооценку результатов деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные: у учащихся сформировано умение планировать свое личное время, опираясь на собственный режим дня, волевая саморегуляция, самоконтроль, самооценка

Познавательные: сформировано умение самостоятельно выделять и формулировать тему классного часа, умение работать с определением, выделять главное

Коммуникативные: сформировано умение выражать свои мысли с условиями коммуникации, умение слушать собеседника, умение строить понятные для партнёра высказывания

Оборудование:

— карточки со словами;

— карточка со словом «пиктография» и примеры пиктограмм;

— рисунки дорожных знаков, символы по уходу за одеждой, знаки на упаковке;

Ход занятия:

Сообщение темы классного часа.

Учитель: Сегодня вы узнаете, кто такие «успевашки» и «неуспевашки», как неинтересное дело сделать интересным, что такое «пиктография», и как она может помочь каждому из вас.

Рассказ учителя.

Учитель: Среди ваших знакомых , наверняка, есть ребята, которые всё успевают: и уроки сделать и книжку почитать, и поиграть, и любимым делом заняться. Одежда у них всегда в порядке, и комната всегда прибрана, и в школу они никогда не опаздывают и тетрадки не забывают. А есть такие ребята, у которых только обещания: «потом», «не сейчас», «завтра»… «Сейчас пойду погуляю, а уроки потом выучу». «Маме помогу, только сначала поиграю с котёнком». «С завтрашнего дня начну зарядку делать». И получается у них так: пошёл погулять, а про уроки забыл. Собрался маме помочь, а сам заигрался с котёнком. Так за целый день ничего и не успел.

Итак, кто такие «успевашки», вы поняли? А кого называют «неуспевашками»? (ответы детей). Ну, совсем как в следующем стихотворении.

(Ученик читает стихотворение Олега Орача «Валя-неуспеваля»)

— Валя, вставай, умывайся,

Завтрак готов, хватит спать.

— Валя, быстрей собирайся,

Ведь опоздаешь опять!

Валя с трудом просыпается,

Нежится, сладко зевает.

Долго с портфелем копается –

В школе звонок будет вскоре

На переменку. И вдруг

Ожил весь класс: в коридоре –

Валиных туфелек стук.

Если бы – без опоздания,

Это была бы не Валя!

Классом дано ей прозвание

Учитель: В самом деле, почему одни всё успевают сделать, а другие и одного дела закончить не могут? Может быть, «успевашки» знают какую-то тайну времени, или часы у них по-другому ходят? Оказывается «тайна времени» всё-таки есть. И сейчас мы будем её разгадывать.

(учитель вешает плакат-маску, на котором написаны три предложения, но они закрыты, учитель открывает первую запись)

Взялся за дело – не отвлекайся.

Делай всё быстро.

Учитель: Прочитаем!

Дети: (читают хором). Взялся за дело – не отвлекайся.

Учитель: Поясните, пожалуйста.

Дети: Если делаешь уроки, не отвлекайся. Пошёл в магазин – иди за покупками, а не стой и не болтай с другом.

(учитель открывает вторую запись)

Учитель: Читаем, поясняем.

Дети: (читают хором). Делай всё быстро.

Учитель: Посуду можно за три минуты вымыть, а можно и полчаса плескаться, если заодно играть с мыльными пузырями. Утром можно быстро умыться, а если этикетки читать, рассматривать бутылочки-шампуни, то и утра не хватит.

А ведь можно любое, даже неинтересное, дело делать быстро и с интересом. Попробуйте засечь время. Сколько времени ушло на это занятие? Попробуйте ещё раз – теперь уже времени потребуется меньше. Но не забывайте при этом делать не только быстро, но и аккуратно.

А как же не забыть о каких-то делах? Как подсчитать, сколько времени уйдёт на приготовление уроков, а сколько на прогулку? Вот тут-то мы и познакомимся с главной «тайной времени». И называется она…(открываю третью запись) Читаем.

Дети: (читают хором). Режим дня.

Учитель: Что такое «режим дня»? (ответы детей). Обратимся к умной книге – толковому словарю. (Статья записана на плакате.)

Режим – распорядок дел, действий.

Например, режим дня, режим питания.

А ведь это непросто – научить себя делать всё вовремя. Послушайте стихотворение.

(ученик читает стихотворение Игоря Мазнина «Одно из трудных дел»)

Одно из самых трудных дел –

Не делать сразу двадцать дел.

Уметь всё время

Иметь на всё свой час и время:

Учитель: Сейчас мы попробуем свой день расписать по часам, то есть составить режим дня.

(открываю таблицу «Режим дня») Режим дня:

8.30 – 12.00 — …

12.00 – 12.30 — …

12.30 – 13.00 — …

13 00 – 14.00 — …

14.00 – 15.30 — …

15.30 – 17.00- …

17.00 – 18.00 — …

18.00 – 18.30 — …

18.30 – 20.30 — …

20.30 – 21.00 — …

(раздаю карточки со словами: «подъём», «зарядка», «дорога в школу», «обед», «отдых», «прогулка» и т. д. Дети должны прикрепить эти карточки напротив соответствующего времени)

Учитель: Итак, проверим, что у вас получилось. 7.00 – подъём. Покажите на модели часов время подъёма.

(идёт обсуждение составленного детьми режима дня , анализ и исправление ошибок и показ времени действия на модели часов)

Учитель: Молодцы! А теперь отдохнём. (Физкультминутка)

Закрепление материала.

Учитель: Чтобы усвоить материал, проведём игру «Закончи предложение»

(учитель читает детям начало предложения, дети заканчивают его)

Чистить зубы надо …(два раза в день, утром и вечером)

Нужно всегда вставать …( в одно и тоже время)

Всегда мыть руки … (с мылом)

Никогда не есть немытые…(овощи и фрукты)

Во время еды нельзя… (разговаривать)

Всегда в одно и тоже время надо…(вставать, ложиться спать, делать уроки)

Учитель: Молодцы! А чтобы не забыть сделать все дела за день, вам придёт на помощь пиктография.

(прикрепляю карточку с данным словом на доску).

Что это такое? Кто читает журналы «Весёлые картинки» или «Мурзилка», тот знает.

(показываю номера журналов, где есть тексты с использованием рисунков)

Пиктография – это древнейшая форма письменности. Древние люди с помощью условных знаков-рисунков изображали предметы, события и действия. (Показываю примеры такого письма) Пиктография была особенно распространена у индейцев Северной Америки. Не исчезла пиктография и в наше время. Посмотрите на дорожные знаки

(учитель показывает несколько рисунков дорожных знаков, например: «Дети», «Пункт питания», «Переход» и другие)

— Где видели эти знаки? О чем знак говорит? О чём предупреждает?

Учитель: Используется пиктография и для маркировки товаров. Например, на новой одежде можно увидеть такие знаки

(показываю несколько знаков-символов по уходу за одеждой, например, «Химическая чистка запрещена», «Изделие не выкручивать» и другие, обсуждение знаков)

Учитель: На картонных коробках для упаковки различных товаров тоже можно встретить знаки.

(учитель показывает некоторые знаки, например, «Не ронять!», «Беречь от влаги!»)

Учитель: Да, если мы присмотримся повнимательнее, то везде найдём какие-нибудь знаки. И все эти знаки мы называем словом, образованным от слова «пиктография». Значит , знаки какие? …(ответы детей) Правильно пиктографические.

Предлагаю и вам воспользоваться этим древнейшим изобретением. Есть дела, которые нужно делать не каждый день, но забывать о них нельзя. А как о них не забыть? Очень просто!

Берём альбомный лист, делим его по вертикали на три колонки. (Показываю) В первой колонке («Дело») рисуем пиктографический знак. Например, веник. Это означает не забыть убраться в квартире.

Читайте также:  Июньские поздравления с Днем образования полиции красивые прикольные

(Детям раздаю листы бумаги, где уже дана таблица из трёх колонок. Вместе обсуждаем какие ещё нужно нарисовать знаки и какие дела они обозначают.)

Источник

Классный час "Режим дня"
классный час (2 класс) на тему

Сафронова Ирина Михайловна

Занятие закрепляет знание гигиенических норм и культуры поведения учащихся в школе и дома. В ходе классного часа учащиеся научатся составлять режим дня. Занятие способствует развитию кругозора учащихся, обогащает словарный запас детей.

Скачать:

Вложение Размер
kl._chas_rezhim_dnya.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

— закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения;

— научить детей составлять режим дня;

— развивать кругозор, обогащать словарный запас.

— карточки со словами;

— карточка со словом «пиктография» и примеры пиктограмм;

— рисунки дорожных знаков, символы по уходу за одеждой, знаки на упаковке;

  1. Сообщение темы классного часа.

Учитель: Сегодня вы узнаете, кто такие «успевашки» и «неуспевашки», как неинтересное дело сделать интересным, что такое «пиктография», и как она может помочь каждому из вас.

Учитель : Среди ваших знакомых , наверняка, есть ребята, которые всё успевают: и уроки сделать и книжку почитать, и поиграть, и любимым делом заняться. Одежда у них всегда в порядке, и комната всегда прибрана, и в школу они никогда не опаздывают и тетрадки не забывают. А есть такие ребята, у которых только обещания: «потом», «не сейчас», «завтра»… «Сейчас пойду погуляю, а уроки потом выучу». «Маме помогу, только сначала поиграю с котёнком». «С завтрашнего дня начну зарядку делать». И получается у них так: пошёл погулять, а про уроки забыл. Собрался маме помочь, а сам заигрался с котёнком. Так за целый день ничего и не успел.

Итак, кто такие «успевашки», вы поняли? А кого называют «неуспевашками»? (ответы детей). Ну, совсем как в следующем стихотворении.

(Ученик читает стихотворение Олега Орача «Валя-неуспеваля»)

— Валя, вставай, умывайся,

Завтрак готов, хватит спать.

— Валя, быстрей собирайся,

Ведь опоздаешь опять!

Валя с трудом просыпается,

Нежится, сладко зевает.

Долго с портфелем копается –

В школе звонок будет вскоре

На переменку. И вдруг

Ожил весь класс: в коридоре –

Валиных туфелек стук.

Если бы – без опоздания,

Это была бы не Валя!

Классом дано ей прозвание

Учитель: В самом деле, почему одни всё успевают сделать, а другие и одного дела закончить не могут? Может быть, «успевашки» знают какую-то тайну времени, или часы у них по-другому ходят? Оказывается «тайна времени» всё-таки есть. И сейчас мы будем её разгадывать.

(учитель вешает плакат-маску, на котором написаны три предложения, но они закрыты, учитель открывает первую запись)

  1. Взялся за дело – не отвлекайся.

Дети: (читают хором) . Взялся за дело – не отвлекайся.

Учитель: Поясните, пожалуйста.

Дети: Если делаешь уроки, не отвлекайся. Пошёл в магазин – иди за покупками, а не стой и не болтай с другом.

(учитель открывает вторую запись)

Учитель: Читаем, поясняем.

Дети: (читают хором) . Делай всё быстро.

Учитель: Посуду можно за три минуты вымыть, а можно и полчаса плескаться, если заодно играть с мыльными пузырями. Утром можно быстро умыться, а если этикетки читать, рассматривать бутылочки-шампуни, то и утра не хватит.

А ведь можно любое, даже неинтересное, дело делать быстро и с интересом. Попробуйте засечь время. Сколько времени ушло на это занятие? Попробуйте ещё раз – теперь уже времени потребуется меньше. Но не забывайте при этом делать не только быстро, но и аккуратно.

А как же не забыть о каких-то делах? Как подсчитать, сколько времени уйдёт на приготовление уроков, а сколько на прогулку? Вот тут-то мы и познакомимся с главной «тайной времени». И называется она…(открываю третью запись) Читаем.

Дети: (читают хором) . Режим дня.

Учитель: Что такое «режим дня»? (ответы детей). Обратимся к умной книге – толковому словарю. (Статья записана на плакате.)

Режим – распорядок дел, действий.

Например, режим дня, режим питания.

А ведь это непросто – научить себя делать всё вовремя. Послушайте стихотворение.

(ученик читает стихотворение Игоря Мазнина «Одно из трудных дел»)

Одно из самых трудных дел –

Не делать сразу двадцать дел.

Уметь всё время

Иметь на всё свой час и время:

Учитель: Сейчас мы попробуем свой день расписать по часам, то есть составить режим дня.

(открываю таблицу «Режим дня»)

( раздаю карточки со словами: «подъём», «зарядка», «дорога в школу», «обед», «отдых», «прогулка» и т. д. Дети должны прикрепить эти карточки напротив соответствующего времени)

Учитель: Итак, проверим, что у вас получилось. 7.00 – подъём. Покажите на модели часов время подъёма.

(идёт обсуждение составленного детьми режима дня , анализ и исправление ошибок и показ времени действия на модели часов)

Учитель: Молодцы! А теперь отдохнём. (Физкультминутка)

Учитель: Чтобы усвоить материал, проведём игру «Закончи предложение»

(учитель читает детям начало предложения, дети заканчивают его)

  1. Чистить зубы надо …(два раза в день, утром и вечером)
  2. Нужно всегда вставать …( в одно и тоже время)
  3. Всегда мыть руки … (с мылом)
  4. Никогда не есть немытые…(овощи и фрукты)
  5. Во время еды нельзя… (разговаривать)
  6. Всегда в одно и тоже время надо…(вставать, ложиться спать, делать уроки)

Учитель: Молодцы! А чтобы не забыть сделать все дела за день, вам придёт на помощь пиктография.

(прикрепляю карточку с данным словом на доску).

Что это такое? Кто читает журналы «Весёлые картинки» или «Мурзилка», тот знает.

(показываю номера журналов, где есть тексты с использованием рисунков)

Пиктография – это древнейшая форма письменности. Древние люди с помощью условных знаков-рисунков изображали предметы, события и действия. ( Показываю примеры такого письма) Пиктография была особенно распространена у индейцев Северной Америки. Не исчезла пиктография и в наше время. Посмотрите на дорожные знаки

( учитель показывает несколько рисунков дорожных знаков, например: «Дети», «Пункт питания», «Переход» и другие)

— Где видели эти знаки? О чем знак говорит? О чём предупреждает?

Учитель: Используется пиктография и для маркировки товаров. Например, на новой одежде можно увидеть такие знаки

(показываю несколько знаков-символов по уходу за одеждой, например, «Химическая чистка запрещена», «Изделие не выкручивать» и другие, обсуждение знаков)

Учитель: На картонных коробках для упаковки различных товаров тоже можно встретить знаки.

(учитель показывает некоторые знаки, например, «Не ронять!», «Беречь от влаги!»)

Учитель: Да, если мы присмотримся повнимательнее, то везде найдём какие-нибудь знаки. И все эти знаки мы называем словом, образованным от слова «пиктография». Значит , знаки какие? …(ответы детей) Правильно пиктографические.

Предлагаю и вам воспользоваться этим древнейшим изобретением. Есть дела, которые нужно делать не каждый день, но забывать о них нельзя. А как о них не забыть? Очень просто!

Берём альбомный лист, делим его по вертикали на три колонки. (Показываю) В первой колонке («Дело») рисуем пиктографический знак. Например, веник. Это означает не забыть убраться в квартире.

(Детям раздаю листы бумаги, где уже дана таблица из трёх колонок. Вместе обсуждаем какие ещё нужно нарисовать знаки и какие дела они обозначают.)

Источник