19 февраля День военно оркестровой службы ВС
19 февраля День военно оркестровой службы ВС

19 февраля День военно оркестровой службы ВС

День военно-оркестровой службы Вооружённых сил России

Большая эмблема ВОС ВС России

14 января отмечается День создания военно-оркестровой службы Вооружённых Сил Российской Федерации, установленный Приказом Министра обороны РФ № 11 от 14 января 2021 года.

Находясь в непосредственном подчинении Генерального Штаба, военно-оркестровая служба (ВОС) обеспечивает подготовку военных музыкантов и дирижёров, принимает активное участие в организации торжественных мероприятий, парадов, смотров, участвует в воспитательном процессе личного состава, способствуя духовному и культурному развитию военнослужащих.

О силе музыки можно говорить бесконечно долго. Она способна оказывать влияние на воображение и затрагивает внутренние душевные силы человека. Подобно лекарству, она может поднимать настроение, активизировать и мобилизовать скрытые внутренние энергетические резервы или способствовать расслаблению и отдыху, затрагивая эмоциональную сферу человека.

Особенности военно-оркестровой службы связаны как раз с традицией использования потенциала музыкального воздействия на эмоциональную сферу. Военные музыканты не только задают ритм и темп (который, к слову, в определённый исторический период сопровождал подразделения не только во время маршей и смотров, но и во время атак), но и создают определённую эмоциональную атмосферу, способствующую активизации многих волевых качеств. При помощи музыки происходило в определённое время управление подразделениями.

Дата 14 января была выбрана для праздника в связи с тем, что 14 января 1921 года были введены в действие «Положение» и «Штат бюро военных духовых оркестров Красной Армии и Флота при Агитпросветотделе Пура».

Но истоки зарождения Военно-оркестровой службы в России относятся к рубежу 10-11 веков, когда в княжеских дружинах стали применяться музыкальные инструменты для подачи команд и сигналов. Одно из наиболее ранних упоминаний о подобном использовании труб содержится в «Повести временных лет» при описании событий, связанных с осадой Киева печенегами в 968 году.

В годы правления Ивана Грозного были сделаны первые шаги в организации военной музыки на государственном уровне, а сигнальная и дозорная службы стали неотъемлемыми обязанностями военных музыкантов. При царе Михаиле Федоровиче был сформирован первый рейтарский полк, в штатном расписании которого числилось 4 полковых и 11 ротных трубачей.

Важной вехой в становлении Военно-оркестровой службы в России принято считать 19 февраля 1711 года. В этот день Петром I подписал Указ об учреждении в армии военных хоров (оркестров), которым объявлялись «Штаты кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям». Тогда же появились и первые школы для подготовки военных музыкантов из числа солдатских детей.

Штат полковых оркестров менялся в разные периоды. Так, при Екатерине II многие полковые оркестры пополнились множеством инструментов, нерегламентированных Уставами и Указами. При Павле I штат полковых оркестров сократился и т.д. Большой вклад в развитие системы военных оркестров, построение системы подготовки музыкантов для них внёс Н.А. Римский-Корсаков.

Помимо своих основных задач военные оркестры, начиная с 19 века, давали концерты, при которых вырученные средства шли на помощь воинам-инвалидам. После Октябрьской революции 1917 года прямо в годы Гражданской войны начала формироваться структура управления военно-оркестровой службы Красной Армии. Появилась должность Инспектора по оркестровому делу.

В целях более оперативной организации и руководства военными оркестрами РККА 14 января 1921 года были введены в действие «Положение» и «Штат бюро военных духовых оркестров Красной Армии и Флота при Агитпросветотделе Пура». В соответствии с Положением основными задачами Бюро военных оркестров являлись: формирование новых и реорганизация существующих оркестров, наблюдение за художественной стороной их деятельности; организация и заведывание курсами и школами военных музыкантов; учет музыкальных сил и инвентаря и распределение их между оркестрами. Также указанным Положением, определялись задачи военно-оркестровых секций и инструкторов-организаторов на местах и в воинских соединениях (фронт, армия, дивизия, округ, губерния).

Таким образом, введение Бюро военных оркестров явилось завершающим этапом в формировании Военно-оркестровой службы как целостной системы, охватывающей значительные сферы деятельности Вооруженных Сил и включающей централизованное управление военными оркестрами, организацию их всестороннего обеспечения, подготовку военных капельмейстеров и музыкантов.

В 30-40-е годы 20 века наименование главного органа управления службы и его подчинённость неоднократно менялись. В последние годы существования Советского Союза служба именовалась Военно-оркестровой службой Министерства Обороны СССР, а сегодня носит название Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации.

Начиная с Советского периода истории можно проследить всех руководителей Военно-оркестровой службы вплоть до настоящего времени. Сегодня должность начальника службы называется Главный военный дирижёр.

Структура Военно-оркестровой службы включает в себя органы управления, специальные военные учебные заведения, оркестры всевозможных рангов, начиная с Центрального военного оркестра Министерства Обороны РФ и заканчивая оркестрами воинских частей и учебных заведений, военно-оркестровую службу округов, флотов, армий и т.д.

Функции Военно-оркестровой службы не сильно изменились за прошедшие с момента создания самой службы 300 с лишним лет. Они включают в себя обеспечение всевозможных воинских ритуалов (торжественных и траурных), торжественных общественных и культурно-массовых мероприятий, участие в концертных выступлениях, культурно-просветительской работе, методической работе с самодеятельностью в воинских частях, обучению и подготовке военных музыкантов.

Источник



19 февраля — День военно-оркестровой службы ВС РФ

19 февраля ежегодно отмечается День военно-оркестровой службы ВС РФ. В этот день принято поздравлять сотрудников службы с их профессиональным праздником.

Происхождение

Музыка способна оказывать влияние на воображение и затрагивает внутренние душевные силы человека. Она поднимает настроение, способствует расслаблению и отдыху и влияет на эмоциональную сферу человека. Главная цель военно-оркестровой службы — воздействие на эмоциональную сферу. При помощи музыки происходило в определённое время управление подразделениями.

После Октябрьской революции 1917 года прямо в годы Гражданской войны начала формироваться структура управления военно-оркестровой службы Красной Армии. Появлялись новые должности – например, инспектор по оркестровому делу. В начале 1930-х годов руководство военно-оркестровой службой было передано в Управление боевой подготовки Красной Армии. Сегодня служба носит название Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации.

Почему именно 19 февраля?

19 февраля 1711 года Пётр I подписал Указ об учреждении в армии военных оркестров. Вскоре появились первые школы для подготовки военных музыкантов. Н.А. Римский-Корсаков внес огромный вклад в построение системы подготовки музыкантов и развитие системы военных оркестров.

Деятельность

Военно-оркестровая служба (ВОС) обеспечивает подготовку военных музыкантов и дирижёров, принимает активное участие в организации торжественных мероприятий, парадов, смотров, участвует в воспитательном процессе личного состава, способствуя духовному и культурному развитию военнослужащих. С 19 века ВО давали концерты. Вырученные во время них средства шли на помощь воинам-инвалидам.

Читайте также:  Сценарий на День рождения реб нка 5 лет Поздравление от Фиксиков

Источник

19 февраля — День Военно-оркестровой службы

В стране нашей существует традиция отмечать памятные даты, связанные с выполнением Воинского долга. Это День защитника Отечества – общий праздник, объединяющий поколения защитников, полузащитников и запасных). Это и Дни воинской славы, а также памятные даты, связанные с каждым из родов войск.

19 марта — День Моряка-Подводника. Праздник, скрепляющий неразрывное братство отчаянных людей. В этот день по сто грамм поднимут моряки-подводники всех возрастов за не вернувшихся из боевых походов друзей и однополчан, товарищей…
28 мая — День Пограничных Войск. Пограничники всегда первыми вступали в бой, не щадя сил своих.
20 октября — День рождения Российского военно-морского флота (День моряков-надводников) и День Военного Связиста. Обожжённые руки пятнадцатилетних мальчишек, зажимавших трубопроводы на подбитых торпедных катерах и намертво сжатые зубами обрывки полевого кабеля – это лишь малая часть подвигов славных представителей ВМФ и Связи.
19 ноября — День Ракетных Войск и Артиллерии. Стреляя по Рейхстагу прямой наводкой и сметая огненным градом супостата на Даманском артиллеристы показывали неукоснительную выучку и точность.
У каждого служившего мужчины есть свой праздник, связанный со службой. Поэтому сегодня я хочу рассказать про День Военно-оркестровой службы, отмечаемый 19 февраля каждого года.

Военная музыка существовала на Руси с глубокой древности. Во все времена музыка была неотъемлемой принадлежностью русского воинства.

Триста девять лет назад (19 февраля 1700 года) Петр I подписал Указ №2319 о создании Военно-оркестровой службы в молодой регулярной Российской армии (Указ Петра Алексеевича о «Штатах кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям»). С тех пор военные музыканты, поднимая боевой дух войск, прошли «огни и воды». Этот день стал считаться Днём образования Военно-оркестровой службы ВС РФ.

Создание в начале XVIII века массовой регулярной русской армии потребовало новой организации военно-музыкальной службы в войсках. В пехотных полках (кроме гвардии) были введены штатные оркестры («хор гобоистов»), состоявшие из 9 «гобоистов» (общее наименование военных музыкантов) и 16 ротных барабанщиков (по 2 на роту). Из Германии были выписаны люди для обучения солдат.

Первые военные оркестры возникли при образовании первых российских полков – Семеновского и Преображенского. Сам Российский император был штатным старшим барабанщиком Преображенского полка. Именно эти оркестры играли на парадах в честь победы в Северной войне, а марш Преображенского полка стал со временем своеобразным гимном Российской Империи.

В новой русской армии была введена форма одежды по европейскому образцу. Изменения коснулись и обмундирования барабанщиков. Музыканты имели специальную форму, отличавшуюся от остальных солдат. Различалась их форма не по конструкции, а украшениями на кафтане. Края бортов, обшлагов и карманных клапанов обшивались трехцветным галуном – белым, синим, красным. У барабанщиков, кроме того, на правом плече кафтана нашивалась суконная накладка, край которой также обшивался узким трехцветным галуном. Накладка защищала правое плечо от потертости барабанной перевязью. Впоследствии она приняла вид специального знака в форме 11 треугольного погона с поперечными светлыми полосами – так называемое «ласточкино гнездо».

В эпоху царствования Павла I штат оркестров определялся «Положением о музыке в полках пехотных, драгунских, гарнизонных и в артиллерии» согласно которому в пехоте и драгунских полках хоры были сокращены до пяти человек (две валторны, два кларнета и фагот), в артиллерии- до восьми музыкантов, «а в гарнизонных полках не иметь никакой музыки…».
В 1802 году штаты военных оркестров для Преображенского полка были увеличены до 22 музыкантов (по четыре валторны, трубы, кларнета, 13 флейты, фагота и ударные — два исполнителя) и по одиннадцати для Семёновского и Измайловского полков.

Гвардейские кавалерийские и армейские конные полки оркестров в то время не имели, за исключением трубачей и литавристов сигнальной службы. Армейские пехотные полки (гренадерские и мушкетёрские) имели в своем составе девять музыкантов (по две валторны, фагота, кларнета, флейт и один барабан),а в артиллерийских частях – оркестры составляли 10 человек.

Тут я прошу у всех прощения, так как историческое изображение или реконструкцию оркестра русской армии того времени я не нашел. Пришлось вставить инородцев)

Увлечение военной музыкой особенно распространилось после возвращения русской армии из Заграничных походов 1813—1815 годов. В это время у каждого из 26 батальонов гвардейских полков появился собственный марш, под звуки которого они проходили на смотрах церемониальным маршем. В 20-е годы XIX века сложились и многие солдатские песни, посвященные эпохе Отечественной войны 1812 года. Несмотря на то что большинство полковых маршей появилось позднее 1812 года, они остались своего рода визитной карточкой для боевых частей, прославленных героическим участием в памятных исторических событиях 1812—1814 годах.
Само появление полковых маршей неразрывно связано со славной боевой историей полков русской армии. Они были призваны отразить в звуках их воинскую славу и доблесть, даже если в качестве исходного музыкального материала заимствовались мелодии из французских и итальянских опер (как тема увертюры к опере «Норма» В. Беллини в марше лейб-гвардии Уланского полка).
Во второй четверти XIX века в России в полосу расцвета вступают дарования М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, А.А.Алябьева и других композиторов. В это время делаются первые шаги к созданию оригинальных произведений для духовых оркестров. Сохранилось крылатое выражение того периода: «Военный оркестр – это визитная карточка полка».

Особое влияние на развитие военно-оркестровой музыки оказала деятельность Н.А.Римского-Корсакова на посту инспектора «военномузыкальных хоров» Морского ведомства. Проводившиеся им на флоте преобразования составов военных оркестров и организация подготовки кадров для них послужили отличным примером для подражания при проведении подобных реформ в армии. Он обучил рядовых флотских дирижеров делать оркестровки симфонических произведений и популярных песен. Римский-Корсаков разработал структуру военных оркестров (численностью в 30, 50, 60 человек), которая используется в армии до сих пор.

В 1882 году в Санкт-Петербурге был создан первый в России военный оркестр, в обязанности которого входило не только обеспечение военных 17 ритуалов, но и участие в протокольных государственных церемониях. Музыканты оркестра с успехом играли во дворцах и во время приемов иностранных послов и мероприятиях, проходивших в высочайшем присутствии.

Читайте также:  Как снять зубную боль в домашних условиях

Славные традиции русские военные музыканты продолжили во время Русско-Японской войны.
По объявлении мобилизации 1 июня 1904 г. Мокшанский полк развернулся в полевые пехотные полки — 214-й Мокшанский (54-й дивизии) и 282-й Черноярский (71-й дивизии).
В 214-м Мокшанском полку числилось: 6 штаб-офицеров, 43 обер-офицера, 404 унтер-офицера, 3548 рядовых, 11 конных ординарцев и 61 музыкант.
Одно из кровопролитных сражений состоялось под Мукденом и Ляояном. Мокшанцы одиннадцать суток не выходили из боев, удерживая свои позиции. На двенадцатый день японцы окружили полк. Силы оборонявшихся были на исходе, заканчивались боеприпасы. В этот критический момент в тылу у русских заиграл полковой оркестр, которым дирижировал капельмейстер Илья Алексеевич Шатров. Сменяли друг друга марши. Музыка придавала солдатам силы, и кольцо окружения было прорвано.

За этот бой семь оркестрантов были удостоены Георгиевского креста, а сам капельмейстер — ордена Станислава 3-й ст. с мечами.

К 18 сентября 1906 г. полк переведен в Самару, где капельмейстер Мокшанского полка И.А.Шатров издал ставший всемирно известным вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии».
Популярность его была необычайно высока. Только за первые три года после написания вальс переиздавался 82 раза. Граммофонные пластинки с написанной Шатровым музыкой выпускались огромными тиражами. За границей этот вальс даже назвали «национальным русским вальсом». Только в дореволюционные годы на популярную мелодию было написано несколько вариантов текста.

После Великой Октябрьской социалистической революции военная музыка насыщается новым содержанием; она несёт в массы мелодии «Марсельезы», «Интернационала», революционных песен и боевых патриотических маршей. Из простого атрибута военного строя, обучения и боя она превращается в важное орудие массово-политической работы, воспитания красноармейцев и гражданского населения в революционном духе. С первых дней создания Рабоче-крестьянской Красной Армии Советское государство уделяло большое внимание организации военнооркестровой службы. Первые советские полководцы и военачальники закладывали идейно-художественные и организационные основы советской военной музыки: М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов, С. М. Будённый, Г. И. Котовский, И. А. Щорс, С. Г. Лазо и другие прославленные герои Гражданской войны лично содействовали становлению советского военно-оркестрового искусства.

Для централизованного управления деятельностью военных оркестров в 1919 году создано Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота. Именно в этот период была создана «кремлёвская музыкальная команда» гарнизона Московского Кремля, ставшая со временем профессиональным коллективом – Президентским оркестром России. Увеличение численности Красной Армии в 1930-е годы диктовало рост потребности в военных музыкантах. Поэтому в этот период значительно увеличилась сеть военно-учебных заведений, в числе которых был создан и военный факультет Московской государственной консерватории. В этот же период военные оркестры привлекаются к работе на радио, записям грампластинок и музыки к кинофильмам.

В годы Великой Отечественной войны военные оркестры выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат. В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой репертуара оставались марши. В период Великой Отечественной войны военная музыка иногда использовалась и в боевых операциях (прорыв блокады Ленинграда, решающие штурмы в боях за населённые пункты и т.д.). Военные музыканты в первую очередь музыканты, но в штыковые атаки и им пришлось походить.

В послевоенные годы духовая военная музыка наряду с массовой песней остаются на авансцене отечественной культуры. Заметно расширился круг воинских ритуалов, повседневная исполнительская практика военных оркестров: музыкальное оформление торжественных мероприятий и парадов, боевая учеба войск, войсковые маневры и смотры. Стали традиционными конкурсы, праздники и фестивали военной музыки. Вместе с тем заметно повысилось её значение в воспитании войск, возросли её общественно-организующие функции при проведении различных торжественно-церемониальных мероприятий и народных празднеств.
Усилилась её культурно-просветительная роль как специфической разновидности отечественного музыкального искусства в целом.

В зависимости от задач и условий применения определились выразительные средства военной музыки и её основные разновидности: сигнальная, строевая, общественно-церемониальная, развлекательная и концертная. Благодаря высокому уровню исполнительского мастерства и творческого потенциала, военные музыканты сыграли заметную роль в развитии отечественного музыкального искусства.

Начиная с 60-х годов XX века армейские и флотские оркестры нашей страны становятся постоянными участниками международных фестивалей духовой музыки и начинают выезжать в зарубежные страны.

В современный период военные оркестры обеспечивают не только проведение воинских ритуалов, но и принимают активное участие во всех значимых общественных мероприятиях, проводят большую концертную и просветительскую работу.
С 2005 года по инициативе Президентского оркестра России в летний период проходят выступления духовых оркестров у грота в Александровском саду. Эту инициативу поддержало Правительство Москвы, многие культурно-массовые организации, и теперь у грота в Александровском саду выступают практически все известные в столице военно-музыкальные коллективы.

Каждый год (с 2009 года) в начале сентября в Москве на Красной площади проходит Международный военно-музыкальный Фестиваль «Спасская башня» — парад подразделений почетной охраны глав государств и лучших российских и зарубежных военных оркестров.

«Спасская башня» — это крупнейший проект из когда-либо реализовывавшихся на Красной площади Москвы и одно из самых ярких событий культурной жизни России. Благодаря Фестивалю, послами мира становятся военные музыканты, представляющие всё разнообразие национальных, творческих и армейских традиций планеты. Фестиваль «Спасская башня» – это захватывающее дух музыкальнотеатрализованное представление.
Фестиваль — есть грандиозное «сражение» оркестров армий разных стран за любовь и восторги зрителей, которое разворачивается на фоне величественных стен Кремля.

В канун профессионального праздника военных музыкантов я не могу не отметить преемственность поколений.
Лично для меня Золотым Веком военно-оркестровой службы является период с середины 1930-х по середину 1980-х годов. В это время наиболее ярко проявила себя система подготовки военных музыкантов.
В Советском Союзе на любом промышленном предприятии обязательно был духовой оркестр, в каждом ДК и филармонии были свои коллективы. Все они достаточно хорошо снабжались нотными сборниками и инструментами (пусть и не высокого качества, но все же). Нотные сборники содержали в себе лучшие произведения для духового оркестра: старинные марши и вальсы, танго, вальсы, фокстроты отечественных и зарубежных авторов, концертные произведения, включая переложения симфонической музыки и т.д.
Молодые ребята, будучи школьниками, приходили задолго до наступления совершеннолетия в военные оркестры и становились воспитанниками. Воспитоны всю неделю жили в казарме вместе с солдатами-срочниками военного оркестра и с малых лет приучались к несению службы. В расположении оркестров были дежурный и дневальные по оркестру. Характерная картина тех лет — на плацу играет военный оркестр, состоящий из сверхсрочников, срочников и воспитанников.
Итого в полковых оркестрах могло быть до 40 человек, при этом по штату было только 16-22 человека под присягой, а остальные — школьники.
В оркестрах училищ и штабов — до 40 музыкантов в погонах, а остальные в довесок)
Какая это была мощь!

Читайте также:  Что если каждый месяц учиться чему то новому Идеи и личный опыт

Каждый воспитанник (как и профессиональный военный музыкант) овладевал несколькими инструментами: играли на разводах на барабанах, изучали партии на корнете, мучили саксофоны. И при этом в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке каждый воспитон направлялся в музыкальное училище или пробовал сразу поступить в Суворовское военно-музыкальное училище.
По достижению 18 лет музыканты, как правило, попадали служить в оркестры. Из оркестра можно было поступить на Факультет Военных дирижеров при Московской государственной консерватории. Туда же поступали бывшие суворовцы. По истечении 5 лет Факультет выпускал профессиональных военных музыкантов — полковых, гарнизонных, штабных дирижеров.

Если кто-то думает, что служба в оркестре была легкой — Вы ошибаетесь.
Ежедневные сводные и одиночные репетиции, строевая, стрельбы, концертная деятельность, выезды на мемориальные мероприятия, содержание инструментов и расположения оркестра в порядке, дедовщина в самом слабом ее проявлении. Уж можете мне поверить — сам служил в военном оркестре, а всего музыке посвятил семнадцать лет. Много друзей и сослуживцев до сих пор служат по всей стране в оркестрах.

В девяностые годы военные оркестры, как и вся армия, пришла в упадок. Стал разваливаться институт подготовки кадров, ее основа. Но вплоть до конца девяностых еще можно было встретить воспитонов. Они даже в расположениях жили.
Потом и это ушло в небытие. В оркестры перестали набирать срочников, так как отобрали помещения под казармы. Стали одни контрактники служить. Затем произошел еще один удар по военным музыкантам — дирижерам убрали возможность в полковом оркестре дослужиться до майора.

Но не будем о грустном! Все преходяще, а музыка вечна!
В 2018 году военные музыканты всех поколений, любители духовой музыки с облегчением и радостью смотрели Военный Парад в честь Дня Победы. На Красной площади прозвучали (некоторые впервые за много лет) лучшие Русские и Советские марши в новой обработке, они заиграли новыми красками. Чувствуется добрая Советская школа.

С праздником, товарищи военные музыканты! Пусть не будет ни одной фальшивой ноты и будут слышны верха и низы. Желаю Вам успехов в боевой и политической подготовке!

Источник

День военно-оркестровой службы Вооружённых сил России

Находясь в непосредственном подчинении Генерального Штаба, военно-оркестровая служба (ВОС) обеспечивает подготовку военных музыкантов и дирижёров, принимает активное участие в организации торжественных мероприятий, парадов, смотров, участвует в воспитательном процессе личного состава, способствуя духовному и культурному развитию военнослужащих.

О силе музыки можно говорить бесконечно долго. Она способна оказывать влияние на воображение и затрагивает внутренние душевные силы человека. Подобно лекарству, она может поднимать настроение, активизировать и мобилизовать скрытые внутренние энергетические резервы или способствовать расслаблению и отдыху, затрагивая эмоциональную сферу человека.

Особенности военно-оркестровой службы связаны как раз с традицией использования потенциала музыкального воздействия на эмоциональную сферу. Военные музыканты не только задают ритм и темп (который, к слову, в определённый исторический период сопровождал подразделения не только во время маршей и смотров, но и во время атак), но и создают определённую эмоциональную атмосферу, способствующую активизации многих волевых качеств. При помощи музыки происходило в определённое время управление подразделениями.

Дата 19 февраля пришла из Петровской эпохи, когда именно в этот день (по старому стилю) в 1711 году Пётр I подписал Указ об учреждении в армии военных хоров (оркестров). Учреждался штат военных музыкантов для полков. Тогда же появились и первые школы для подготовки военных музыкантов из числа солдатских детей.

Штат полковых оркестров менялся в разные периоды. Так, при Екатерине II многие полковые оркестры пополнились множеством инструментов, нерегламентированных Уставами и Указами. При Павле I штат полковых оркестров сократился и т.д. Большой вклад в развитие системы военных оркестров, построение системы подготовки музыкантов для них внёс Н.А. Римский-Корсаков.

Помимо своих основных задач военные оркестры, начиная с 19 века, давали концерты, при которых вырученные средства шли на помощь воинам-инвалидам. После Октябрьской революции 1917 года прямо в годы Гражданской войны начала формироваться структура управления военно-оркестровой службы Красной Армии. Появилась должность Инспектора по оркестровому делу, а в начале 1930-х годов руководство военно-оркестровой службой было передано в Управление боевой подготовки Красной Армии. В 30-40-е годы 20 века наименование главного органа управления службы и его подчинённость неоднократно менялись. В последние годы существования Советского Союза служба именовалась Военно-оркестровой службой Министерства Обороны СССР, а сегодня носит название Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации.

Начиная с Советского периода истории можно проследить всех руководителей Военно-оркестровой службы вплоть до настоящего времени. Сегодня должность начальника службы называется Главный военный дирижёр.

Структура Военно-оркестровой службы включает в себя органы управления, специальные военные учебные заведения, оркестры всевозможных рангов, начиная с Центрального военного оркестра Министерства Обороны РФ и заканчивая оркестрами воинских частей и учебных заведений, военно-оркестровую службу округов, флотов, армий и т.д.

Функции Военно-оркестровой службы не сильно изменились за прошедшие с момента создания самой службы 300 с лишним лет. Они включают в себя обеспечение всевозможных воинских ритуалов (торжественных и траурных), торжественных общественных и культурно-массовых мероприятий, участие в концертных выступлениях, культурно-просветительской работе, методической работе с самодеятельностью в воинских частях, обучению и подготовке военных музыкантов.

Источник